Официальный сайт Алексеевского ставропигиального женского монастыря. Адрес сайта: www.hram-ks.ru


протоиерей Александр Симаков

На евангельское чтение о страданиях Спасителя 


Благодарю всех вас за молитву. Сегодня мы с вами свершили Божественную литургию в мясопустную седмицу. В эту седмицу, как вы обратили внимание, Церковь уже приготавливает нас к Великому посту.

Евангельские чтения в эту седмицу и в следующую, все они посвящены страданиям нашего Господа Иисуса Христа. На мясопустной неделе читается Евангелие от Марка, где мы с вами только что, на литургии слышали о том, как Христос был осужден иудейским же народом, совершенно ложно осужден по зависти архиереев и вождей и народов Израиля. И вы слушали из сегодняшнего Евангелия, как даже римский проконсул, то есть представитель римского императора в Иудее, недоумевал об этом решении народа, который, казалось бы, должен быть просвещен Божественным знанием, потому что иудеи всегда выставляли себя народом богопросвещенным, богоизбранным, народом, у которого особые отношения с Богом. И даже римляне, которые были язычниками и на всех территориях, которых они завоевывали, навязывали свою веру племенам и людям, которые попадали под их влияние, но вот в Иудее как раз они, все-таки даже может быть не до конца понимая корни иудейского благочестия, они сохранили иудеям их веру, они сохранили богопочитание, которое было в иудейском народе и старались в это не вмешиваться. Лишь только посылали в особые праздники в Иерусалим своего проконсула. В ту эпоху как раз был Пилат Понтийский таким представителям царской власти римской в Иудее.

И вот здесь, когда Пилат стал свидетелем такого вот предательства, что проповедник Иисус, который даже, наверное, Пилату было известно, был целителем, был человеком, проповедующим добрые и правильные истины, был пророком и народ Иудеи ждал Мессию и Христос, собственно говоря, Себя и называл пришедшим в мир Мессией. Но вот иудейский народ своего же собственного Мессию не принял. И не принял до такой степени, что даже решил Его казнить, казнить страшной и позорной смертью. И в своем безумии вот этот богоизбранный народ дошел до того, что начал просить у Пилата отпустить им очевидного убийцу, который и сидел в тюрьме за убийство, а еще и находясь в заключении, убил там тоже человека, вот этот Варавва, о котором собственно сегодня мы слышали в Евангелии. И вот безумие иудейского народа и его такое совершенное отвержение от Бога, по сути, произошло именно в этот момент, когда вместо того, чтобы сказать Пилату, что нужно бы отпустить вот этого, который называет себя Царем Иудейским, ведь Он ничего плохого не сотворил, Он только лишь называл Себя Царем иудейским. А убийцу они просили отпустить очевидного. И Пилат, как мы знаем из Евангелия, умыл свои руки, сказав, что я не повинен в смерти этого праведника. Но, конечно, и его роль как представителя власти, безусловно, заключалась в том, что он пошел на поводу у этого безумного народа.

Вообще все это, евангельский рассказ о страданиях Христа, он всегда заставляет нас задумываться внутри, чтобы мы очень глубоко посмотрели внутрь себя: а в чем наша вера, не готовы ли мы потом ради каких-то патриотических, или каких-то государственных идеалов, или каких-то иных идей отречься от своего Бога и Спасителя. В судьбе иудейского народа это произошло. Как они ни говорили, какие они богопочитатели, какие они божественные, какие они избранные, в итоге они Бога распяли, убили Его, отдали Его на смерть. И как бы сейчас история ни говорила, и как бы сейчас кто ни говорил, этот факт останется навсегда. Эта трагедия этого народа она останется зафиксированной навсегда в веках. Но беда в том, что и многие другие народы, объявляющие себя верующими, божественными, избранными, особенными, очень часто потом идут на поводу именно у других идеалов, у других идей, которые проповедуют какую-нибудь государственную важность, величие, силу, а не Божественное царство. И поэтому мы, читая Евангелие о распятии Христа, о Его смерти, о Его предательстве, всегда должны именно себя испытывать свою веру, какая наша вера, какие наши идеалы, как мы живем. Стараемся ли мы поступать, именно как Христос учит, или какие-то другие идеи вдруг у нас связались с христианством и вышли на первый план, и мы говорим о каких-то идеях такого государственного свойства, патриотического свойства, выгоды ради какого-то там народного единства там и прочее и прочее. Очень часто именно эти идее выставляются как христианские. А на самом деле, следуя за ними, можно отвернуться от Христа, как это было в судьбе иудейского народа.

Поэтому перед Великим постом Церковь нас ставит перед очевидным выбором: чей ты, с кем ты и за кем ты будешь следовать. И поприще Великого поста должно для христианина быть именно поприщем работы над собой, встречи со Христом, чтобы действительно в итоге, когда мы подойдем к Пасхе, нам оказаться рядом со Христом, а не с теми, кто Его распинает. И не с теми, кто кричит, что наша правда такая, наша власть и прочее, понимаете, такие искушения всегда есть и будут в истории любого народа христианского, мы в России не исключение. Поэтому пусть Великий пост будет таким поприщем внимательной самооценки, работы над собой и следованием за Христом в Царство Небесное. Вот собственно чему учат нас эти Евангелия, в которых мы читаем о смерти нашего Спасителя и о Его предательстве. Спаси Бог, всех благодарю.