Алексеевский ставропигиальный женский монастырь

Москва, 2-й Красносельский пер., д.7, стр.8

http://www.hram-ks.ru

Русская Православная Церковь

Московский Патриархат

Версия для печати

протоиерей Сергий Теплов

Первое и второе обретение главы  Иоанна Предтечи


Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Поздравляю всех, отцы, братья, сестры, с сегодняшним праздником обретения главы Крестителя Господня Иоанна. И с субботой, которая является особой, субботой сыропустной недели, предваряющей Великий пост. И в эту субботу мы, как вообще и принято в субботние дни, воспоминаем всех святых, и особенно преподобных отцов, просиявших в подвигах поста.

Мы, совершая пост, всегда опираемся на традицию Церкви, ибо сам пост заповедан Спасителем, и в жизни Церкви пост раскрыл свой смысл и свою силу в жизни святых отцов. И то, что мы сегодня вспоминаем Иоанна Крестителя, для нас великое благо, потому что он был великим постником и является покровителем всех, кто хочет жить благочестиво, это значит стремится воспринять благодать Духа Божия. Собственно, он и был послан Богом для того, чтобы приготовить людей к встрече с Богом. А Бог есть Дух, и поэтому Иоанн учил, прежде чем совершать омовение, которое было в обычае иудеев, различное ритуальное омовение, которым смывали плотскую нечистоту, он учил, что прежде нужно очистить свое сердце, нужно покаяться в своих грехах.

Главная мысль, которую он возвестил и которую повторил сам Христос Спаситель: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Божие», – то есть для того, чтобы приблизиться к Богу, прежде всего необходимо отказаться от греховных дел, от греховных устроений собственного сердца. А греховные дела, они всегда следуют за греховным помыслом, неправильным состоянием души человека. Вот что является для нас самым существенным, для чего и пост совершается – чтобы очиститься от скверны греха. Пост и есть то время, когда мы особо усердно занимаемся делом очищения собственной души с помощью благодати Божией. Здесь удивительное соединение воли Божией и человеческой. Господь не спасает нас без нас, то есть ждет нашего желания, нашего усилия, как Он сказал сегодня в Евангелии, Господь: «Царство Божие силой берется», – требуется определенное усилие воли и всех человеческих сил. Как в заповеди говорится, возлюбить Бога и умом, и сердцем, и всей душой, и всей крепостью своею, – то есть всем помышлением своим и умом, и сердцем, и чувством устремиться к Богу – вот задача человека. И, конечно, такое стремление не может быть без Божиего содействия. Здесь никогда мы не можем без Божией помощи сделать ни единого шага навстречу Богу, и всегда должны поэтому быть смиренными и чающими Божией помощи. И когда эта помощь приходит, когда мы обретаем зрение своих грехов, когда у нас возникает желание исправлять свою жизнь, конечно, это действие Божией благодати в нас, о чем и возвестил Креститель Господень Иоанн.

Его в Священном Писании называет гласом вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господень, прямыми сделайте стези его. Пророк возвестил о пророке. Поэтому сам пророк Иоанн больше пророков, по свидетельству Самого Христа. Да, он пророк и больше пророков. О нем также сказано: «Я пошлю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою». Господь вспоминает эти пророчества, когда его ученики уже ушли, чтобы они не передали этих слов своему учителю и не смутили его. А сами ученики Иоанновы смущались, и даже когда он попал в темницу, усомнились, правильно ли он проповедовал Христа, действительно ли Иисус есть Христос. Как могло так случиться, что Его друг ближайший, Его Креститель попал в темницу. Поэтому Иоанн посылает своих учеников, двоих из них к Иисусу с вопросом: «Ты ли Христос или нам ждать другого?»

Некоторые допускают мысль, что это сам Иоанн усомнился в том, что он проповедовал и то, что было ему открыто Духом Святым. Конечно, это мысль ложная. Как мог усомниться тот, кто был предуготовлен Промыслом Божиим еще во чреве матери своей и проповедовал Христа устами Ее: «И откуда мне сие, да прииде Мати Господа моего ко мне». Как мог усомниться тот, кто был чудесным образом избавлен от смерти от рук царя Ирода и пребывал в пустыне 30 лет, питаясь медом и побегами каких-то пустынных трав. Довольно странно было бы предположить, чтобы он ел кузнечиков. Хотя по созвучию можно было бы так думать, но, наверное, недостойно было бы пророка питаться кузнечиками. Хотя он, конечно же, был великий постник, и прежде всего бы он употреблял в пищу то, что Бог благословил при сотворении мира, то есть растительную пищу.

Ученики смущались, и он не стал их переубеждать сам – тоже удивительный педагогический прием. Мы обычно, когда видим какое-то несогласие со своими мыслями, начинаем тут же спорить, насильно внушать то, что нам видится правильным. Иоанн Креститель так не поступает, он посылает их самих спросить Христа, Он ли Христос. Вот почему такое повествование: не Иоанн усомнился, но ученики, когда тот попал в темницу, стали сомневаться. А Господь дает им удивительный ответ. Он не говорит им прямо, что я Христос, а Он говорит: «Посмотрите», – как раз, когда они пришли, промыслительно он совершал многочисленные исцеления. «Пойдите и скажите Иоанну, что видите и слышите: слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют, и блажен кто не соблазнится о Мне». Эти слова обращены уже к самим ученикам. Господь понимает, почему Предтеча послал своих учеников с таким вопросом. Он не сомневается в том, что сам Иоанн никак не смутился, но и не показывает ученикам их смущение, но просто показывает им те чудеса, которые никто никогда не совершал.

И, конечно же, это есть самое ясное свидетельство о том, что Иисус есть Христос, Помазанник Божий, обетованный Спаситель Мира. И Он пришел, чтобы спасти человека, поэтому совершает исцеления телесные, для того чтобы указать на Свою силу и желание исцелить всего человека, не только телесно, но и исцелить его душу, сделать ее духовно зрячей, не хромающей, не прокаженной грехами, но слышащей слово Божие и благовествующей. Вот какой смысл чудес, которые совершал Господь, чтобы явить Свою любовь, Свою Божественную силу и засвидетельствовать волю Отца о спасении каждого человека. И сегодня мы вместе с учениками Иоанновыми удостоверяемся в этом, что Христос есть истинный Бог, Спаситель мира. И блажен, кто не соблазнится, кто не поколеблется в вере, хотя различные соблазны приходят в мир и должны прийти, и мы знаем, даже верные поколеблются. Будем молиться, чтобы Господь укрепил нас благодатью Духа, если мы будем стремиться жить по вере и каяться в своих грехах. Аминь.