Официальный сайт Алексеевского ставропигиального женского монастыря. Адрес сайта: www.hram-ks.ru


протоиерей Сергий Теплов

Память 40 мучеников Севастийских. На притчу о работниках в винограднике


...святым днем памятью святых 40 Севастийских мучеников, причастников с принятием Святых Таин Христовых. Этот праздник всегда совершается постом и издревле любим нашим народом. Всегда совершается по уставу церковному полиелейная служба, которая украшает Великий пост и говорит нам о том, что постом мы должны радоваться, что не должны надевать на себя постные маски, но быть светлыми лицом и прославлять Бога, борясь со страстями. Как мы об этом просим в молитве Ефрема Сирина, прежде всего с гордостью, праздностью, чтобы стяжать нам дух любви, дух мира и радости о Христе Иисусе, Господе нашем.

И сегодня мы слышим удивительное Евангелие, в котором Господь являет нам Свою щедрость, Свою любовь, и говорит Он о том, каково Царство Небесное. Очень часто Господь именно в притчах отверзает уста Свои и говорит о вещах запредельных простыми земными образами. «Царство Небесное подобное хозяину дома, который рано поутру вышел нанять работников в виноградник свой». И вот он договаривается с различными людьми, чтобы они в его винограднике трудились. А виноградник, мы знаем, есть образ Церкви, возлюбленной Господом и образ человеческой души, которая должна приносить Богу плоды добрых дел.

И вот Господь призывает работников. Бог призывает души человеческие в разные периоды их жизни. Одних работников, по притче, господин виноградника нанимает рано-рано утром, то есть призывает людей с младенчества, как преподобного Сергия Радонежского, Серафима Саровского и многих других святых, которые от утробы матери уже познали благодать Божию. Особенно это видно на пророке и Крестителе Господнем Иоанне, который во чреве матери возгласил: «И откуда мне сие, да прииде Мати Господа моего ко мне». Иных людей призывает Господь в юности, иных в зрелом возврате, а иных и в старости. Как мы видим из притчи, не раз Господь выходит в виноградник и призывает трудиться в нем различных людей, которые оказываются праздными, то есть не у дел.

Так и душа, которая не знает Бога, скитается по этой жизни и не знает, куда приложить свои силы, для чего собственно она живет, и к чему ей стремиться. И вот Господь от этой праздности, то есть неведения путей Господних, призывает человека Своей благодатью по-разному. Поэтому никого не надо пытаться своими силами в виноградник Христов, то есть в церковь привести, но молиться об этом, молиться Господину жатвы, чтобы Он вывел делателей на жатву Свою, чтобы дал слово пастырям, чтобы и человек как-то восчувствовал и воспринял Божие благословение, Божий призыв и сам захотел идти в церковь, принимать крещение, покаяние и Святые Таины Христовы.

Удивительно в этой притче ее окончание, то что господин виноградника повелевает отдавать плату сначала тем, которые были призваны совсем-совсем в конце уже дня, в единонадесятый час, это значит уже к концу рабочего дня. По-нашему это в пять часов вечера, а в шесть уже заканчивается работа. То есть они всего час потрудились, а господин виноградника повелевает, прежде всего им дать плату, и плату полную, какую получат и те, которые трудились от самого начала дня, от раннего утра. И так, начав от последних до первых, все получают плату. Плата – это была обычная плата поденная, динарий. Человек, который трудился целый день, получал динарий. И вот по динарию получают и те, кто трудился целый день, и те, которые всего час потрудились. И, конечно, по человеческой природе нашей испорченной, еще не ведая Царства Божия во всей его полноте, люди ропщут. Те, которые трудились целый день, ропщут: как же так, почему мы получаем столько же, сколько и те, которые всего лишь час потрудились. И вот удивительный ответ. «Я не обижаю тебя, – говорит Господь такому ропотнику. – Не за динарий ли Я договорился с тобою? Возьми свое и пойди. Я же хочу дать этому последнему то же, что и тебе. Разве Я не властен в Своем делать, что хочу, или глаз твой завистлив от того, что Я добр?»

Господь дает нам врачевание от зависти. Потому что мы часто такие помыслы принимаем и не можем потерпеть, что одним людям дает Господь больше, чем нам, как нам кажется. А на самом деле Господь всем дает по динарию, то есть дает ровно столько, сколько человек может воспринять. И это говорит о том, что Господь каждого человека хочет спасти. Когда бы Он его ни призвал, и каким бы человек ни был грешником, но Господь человека хочет спасти. Это и есть тот динарий, который не имеет цены, потому что собственно задача, которая стоит перед каждой душой человеческой, это воспринять этот динарий, то есть дар вечной жизни, и войти в радость Господа своего.

И, конечно, эта притча нас вдохновляет во время поста, чтобы мы не унывали, обнаруживая в себе неисправности, грехи, о том не печалясь, что порой призваны мы к церковной жизни уже в позднем возрасте, а юность провели беспечно и в неведении благодати Божией. Будем радоваться, что нам дарован этот динарий, который мы должны сохранять бережно, то есть благодаря Святого Духа, и искать путь в Царство Божие, потому что никто не может спастись на земле, если не смирится пред Создателем и не уверует в Его любовь.

Желаю всем радости Божией, по молитвам святых мучеников. Кстати, почему это Евангелие читается именно сегодня, мы невольно себе задаем вопрос, как это связано. Обычно в день памяти мучеников читают Евангелие, посвященное мученикам, где прямо говорится о страданиях, которые они принимают за имя Христово. А здесь говорится о винограднике. Если мы вспомним житие этих мучеников, то там один из 40, стоявших в озере, не выдержал, не устоял в вере, и та баня, которая была растоплена на берегу, чтобы соблазнить этих исповедников веры, она его соблазнила. И он, уже выстояв немалое время в озере вместе с остальными своими собратьями, пошел в эту баню и тем самым изменил Христу. Кстати, это уже было почти что в конце их мучений, им оставалось потерпеть совсем немножко. И что же, Господь удивительным образом восполняет число мучеников. Потому что их число – 40 – символично. Мы знаем, число 40 часто употребляется и в богослужении – 40 раз мы произносим «Господи, помилуй», Господь постился 40 дней, Моисей, Илия – 40 дней. А что значит 40 – это символ полноты. Десять раз по четыре – символ полноты, то есть той преизобильной благодати Духа Божия, которая изливается в Церкви. И поэтому Господу было угодно восполнить число. И среди воинов, вернее, можно сказать, палачей, которые стерегли этих воинов и ввергали их в это холодное озеро, оказался тот, который увидел венцы, которые сходят на мучеников. Господь ему открыл, прикоснулся и призвал его вот в этот единодесятый час, потому что он возгорелся любовью ко Христу, возжелал принять этот 40-й венец, который никому не доставался, и объявил себя христианином, и вошел в озеро вместо этого, который вышел из него и, кстати, в бане тут же и скончался.

Вот как поучительно нам совершать службы и вспоминать жития святых, чтобы никогда не унывать, и как бы нам ни было порой трудно, верить, что все дается нам сообразно с нашими силами, по слову апостола, и по вере нашей в любовь Христову, дается исключительно для нашей пользы. Поэтому потерпим немножко и увидим, как венцы с неба сходят на всех, кто пребывает в верности Христу, в храме Божием стоит молится, принимает Святые Таины и никогда не ропщет, никогда не смотрит, а как там другие, что у них. Знай себя и довольно с тебя, благодари Бога за то, что ты жив, за то, что у тебя есть не только ястие и питие земное, но и небесное. Аминь.

С праздником еще раз и с причастием поздравляем.