Алексеевский ставропигиальный женский монастырь

Москва, 2-й Красносельский пер., д.7, стр.8

http://www.hram-ks.ru

Русская Православная Церковь

Московский Патриархат

Версия для печати

протоиерей Сергий Теплов

Проповедь после молебна с акафистом «Всецарице»


Да укрепит нас всех Господь Своею благодатью. По молитвам Пречистой Матери Его в эти святые дни Великого поста нам дается особая милость – прощение грехов и пища небесная нам предлагается, Животворящие Тело и Кровь Господни, которые мы должны принять, предуготовив себя покаянием и молитвой.

Мы, воспевая эту хвалебную песнь Богородице, называли Ее храмом Божества, ибо Она прияла Собою Сына Божия, даровала Ему плоть Свою, дабы эта плоть, одухотворенная Богом, стала пищей для всех, жаждущих спасения, для всех, кто в своей душе находит призыв к вечной жизни, который не соглашается ни с болезнями, ни со смертью, а таковы большинство людей, которые в себе ощущают дар жизни, и смерть и болезнь рассматривают как какую-то трагедию, как неустройство, и в этом совершенно правы. Потому что Бог не сотворил зла, и смерть, и болезнь есть следствие лишь отпадения от Бога, то что произошло в раю, когда наши прародители, нарушив заповедь не покаялись, и благодать Духа Божия, которая почивала в их душах, в их сердцах, вынуждена была оставить их на время, до пришествия Христа Спасителя, Который через подвиг Матери Божией, Которая посвящена была Богу от Своего рождения, зачатия, и Которая послужила Ему всем Своим существом, и была воспитана в благочестии, и постоянно пребывала в молитве и богомыслии, Она сподобилась принять Самого Сына Божия. И через это великое таинство Боговоплощения мы все обретаем возможность вновь соединиться с Создателем в Церкви Христовой через крещение, где собственно и происходит возрождение человека для вечной жизни, дарование ему благодати Святого Духа и затем уже, через жизнь церковную, через участие в таинствах, исповеди и причастия.

И вот душа, которая ощущает в себе дар вечной жизни, которая не соглашается со смертью, прежде всего нуждается в соединении с Богом. Потому что все наши беды и болезни от грехов, которые и мы сам совершаем, и еще даже получаем по наследству от своих родителей и прародителей. И нам должно простить своих родителей, потому что они тоже нуждаются в нашей помощи и любви, и молитве, почтить их, живы они или уже почили, исполнив заповедь: «Чти отца и мать твою, да благо тебе будет, и долголетен будешь на земле». Многие беды в нашей жизни и болезни случаются от нестроения отношений родителей и детей, когда дети восстают на родителей, а родители на детей, и возникают каких-то конфликты, порой приводящие к полному разрыву отношений, к накоплению каких-то обид взаимных. И вот благодатью Духа мы призваны простить всех, и тем самым воспринять благодать Духа Божия, которая исцелит и нас и поможет нашим ближним избавиться от тяжести греха, чтобы любовь воцарилась в наших сердцах. Где любовь, там Господь.

Если в нашей душе живет еще какая-то злоба, осуждение или мрачное уныние, печаль, то нам должно искать прежде всего Христа Спасителя, Его спасительной благодати. И здесь нам помощницей является Пречистая Дева. Она, как наша небесная Мать, печется о каждом из нас, и по Ее молитвам Господь дарует нам все благопотребное, и исцеление не только тела, но и души, прежде всего. Потому что тело можно исцелять, и Господь это совершает. Мы просто порой не замечаем, что наша жизнь есть сплошная милость от Бога, что мы бы порой давно должны были умереть по нашим грехам, но Господь милует и ждет нашего покаяния. Но мы порой этого не ценим и продолжаем грешить. Тогда Господь посылает нам более тяжелые болезни, чтобы мы глубже задумались над своей жизнью, обратились к Нему уже всем своим сердцем, всем своим существом и взыскали уже не столько телесного исцеления, сколько исцеления собственной души. Так чтобы душа ожила для Бога, обрела мир и с Богом, и со всеми людьми, и тогда уже и болезнь оказывается человеку во благо, он ее воспринимает и как заслуженное наказание, и как врачевание души. И продолжая молиться, лечиться и нести свой жизненный крест, уже становится человеком счастливым, радостным и благодарным всеблагому Промыслу Божиему. Начинает искать молитвы не только в храме, но и на всяком месте, и дома, и в пути, и в больнице – где бы человек ни находился, везде он призван молиться Богу тайной молитвой: «Господи, помилуй» или «Богородице, радуйся». Такие краткие молитвы дарованы нам для того, чтобы мы всегда поддерживали в себе огонек любви к Богу, надежды на Бога, чтобы мы никогда не отчаивались и никогда никого не осуждали. И если теплится в нашем сердце вот этот огонек веры и любви, то мы уже непобедимы для лукавого духа, как бы он ни смущал нас своими страхованиями, смерти ли, каких-то обстоятельств, мук, не будем ему доверять никогда. И все эти помыслы, которые нас смущают, которые не согласны с нашей верой во всеблагого Бога, Который спасает нас, будем эти помыслы просто игнорировать. Не будем никак им доверять, тем более сохранять в своем сердце. Просто все нужно выметать через исповедь, через молитву и через чтение Евангелия, где слово Божие, вселяясь в наши сердца, укрепляет нас, когда мы читаем Евангелие, мы обретаем укрепление веры, мы находим нужные слова для исцеления собственной души.

Желаю всем помощи Божией, по молитвам Божией Матери, в эти святые дни поста всем подготовиться к причастию через исповедь и молитву. И также напоминаю, что можно приступать к соборованию – таинству, которое также пользуется маслом для преподаяния Божий благодати исцеляющей. Удивительное таинство соборования, когда мы соборно будем молиться об исцелении наших прежде всего телесных недугов, но и, конечно же, во исцеление наших душ. Божие благословение да пребудет со всеми нами.