Алексеевский ставропигиальный женский монастырь

Москва, 2-й Красносельский пер., д.7, стр.8

http://www.hram-ks.ru

Русская Православная Церковь

Московский Патриархат

Версия для печати

протоиерей Сергий Теплов

Память преподобной Марии Египетской


Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Господь подзывает двенадцать Своих учеников и говорит им о том, что будет с Ним. Вот мы, говорит Господь, восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам и осудят его на смерть. И предадут его язычникам и поругаются над Ним и будут бить Его и оплюют Его и убьют Его. И в третий день воскреснет.

Господь пророчествует о Кресте и Воскресении, и не один раз Он говорил это ученикам, но слова эти не могли они уразуметь и вместить, ибо они таинственны и относятся к каждому из нас. Мы приближаемся к Страстной седмице. Осталось пять дней нам прожить с понедельника по пяток, и уже мы вступим в особое время. Четыредесятница закончится, как таковая, начнется уже время Страстей Господних или Пасхи Страстей, предваряемой Лазаревой субботой, затем праздник Входа Господня в Иерусалим и далее собственно Страстная седмица. Все эти события именно те, о которых Господь сейчас, мы слышим, предвозвещает Своим ученикам, но они вовсе Его не слышат. И это видно из того, что происходит дальше.

Подходят к Нему сыновья Зеведеевы – Иаков, Иоанн – самые, может быть, близкие ко Христу, потому что вместе с Петром Он всегда их брал с собой на молитву, особо как-то их посвящал в тайны Воскресения. Но и они, оказывается, еще были далеки от понимания этих таинственных слов о Кресте и Воскресении. Они думают о земном и, подойдя к Учителю, говорят: Учитель, мы желаем, чтобы Ты сделал нам, о чем просим. Что хотите, чтобы Я сделал вам? Дай нам сесть у Тебя одному по правую сторону, а другому по левому в славе Твоей. Они веруют, что их Учитель – Мессия. Они веруют, что придет Его Царство, но понимают это еще по-земному, и даже слова о смерти и Воскресении для них совершенно непонятны.

И Господь вразумляет Своих учеников. Вы, говорит, не знаете, чего просите. То есть вы просите правильно, но не знаете, что это. И мы тоже с вами просим о Царстве Божием, о спасении души, но не знаем, что это такое и часто понимаем это в каком-то земном смысле. Не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь? Они говорят: можем. Отвечают это по вере, хотя не понимают, о чем идет речь. И Господь говорит: чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься.

Это относится к каждому из нас, потому что мы тоже в крещении давали Богу обеты, значит, изъявляли готовность пить чашу, которую Господь нам преподаст, чашу скорбей, что мы готовы взять свой крест, как Господь об этом говорит. И Господь дает нам этот крест, дает нам пить эту чашу, хотя мы часто отворачиваемся от нее и даже выплевываем то, что нам на пользу подается, не хотим принимать чашу скорбей и вовсе не разумеем тайны Страстей Господних. А путь в Царство Божие лежит через Крест, через страдание – это закон. Если Сам Бог, приняв человеческую природу, должен был пострадать ради нашего спасения, то уж тем более каждый из нас, неся собственные грехи и грехи своих предков, в том числе Адамов грех, гордость, должен взять и испить эту чашу, которая является для нас чашей спасения. И эта тайна велика, мы ее не можем постичь с вами плотским умом. Только лишь благодатью Духа Божия, когда мы молимся и просим у Бога разума небесного, когда мы причащаемся Святых Таин не для того только, чтобы земную жизнь свою устроить, хотя это тоже нам нужно, но прежде всего ищем Царства Божия и правды его, как нам заповедал Спаситель.

И мы сегодня имеем высокий пример в лице преподобной Марии Египетской, которая взыскала Царства Божия, хотя, казалось, находилась в таком глубоком падении, что о каком спасении можно было говорить, когда она служила соблазном и погибелью для многих и многих людей. А вот, оказывается, спасение близко и возможно, там где действует Бог Своей благодатью, где человек открывает себя навстречу Богу. Нет греха, который Бог бы не простил нам, коль скоро мы об этом просим и искренне желаем изменить свою жизнь. Поэтому Церковь нам предлагает сей великий пример покаяния и веры, стремления к Богу в лице преподобной Марии Египетской. Ее же молитвами да благословит нас Господь оставшиеся дни поста совершить разумно и искать Царства Божия, искать благодати Духа и принимать ту чашу, которую Господь нам предлагает, чтобы приобщить нас к тайне вечной жизни. Аминь.