Алексеевский ставропигиальный женский монастырь

Москва, 2-й Красносельский пер., д.7, стр.8

http://www.hram-ks.ru

Русская Православная Церковь

Московский Патриархат

Версия для печати

протоиерей Сергий Теплов

Великий Вторник


Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Поздравляю всех с Великим Вторником Страстной седмицы, причастников с принятием Святых Таин Христовых. Мы пребываем в особом времени, именуемым Страстной седмицей. И Святая Церковь сегодня воспоминает события, предшествующие распятию Христа, как Он в эти дни, прежде чем совершить Тайную Вечерю посещал храм Иерусалимский и там общался с людьми, в том числе и со Своими врагами, а также беседовал наедине со Своими учениками. Особая беседа Его на Тайной Вечери, заключенная в четырех главах Евангелия от Иоанна, с 14-й главы, которые мы будем слушать с вами в Великий пяток, в четверг вечером, на службе 12 Евангелий.

А сегодня святая Церковь нам предлагает те беседы, которые Господь совершал в эти дни, предшествующие Его распятию. И эти беседы особо полно запечатлены в Евангелии от Матфея. Даже есть такое образное выражение: «апокалипсис от Матфея». Ибо там Господь действительно очень много говорит о втором Своем пришествии, о тех явлениях, которые будут предшествовать этому, когда после скорби дней тех солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются. Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как все это будет.

И в общем-то, такое откровение вызывало и в учениках многие вопросы: а что же делать, а как все это преодолеть и когда это будет? Эти же вопросы, они и нас с вами, в общем-то, же должны беспокоить, мы должны их задавать и искать на них ответы, исключительно в слове Божием и традиции Церкви. Потому что это очень вопросы важные, когда мы, например, своих детей куда-то отправляем, то стараемся беседовать с ними и наставлять их, как им должно себя вести, как им нужно, что им делать, на что обращать внимание. Это естественно, потому что родительская любовь желает чадам своим дать необходимое напутствие. И вот Господь, любя Своих учеников, а в их лице и всю Церковь, в том числе и нас, дает такое наставление, такую беседу. И, с одной стороны, показывает о страшных явлениях, предшествующих второму пришествию, говорит, что это должно быть и если человек предупрежден, как мы знаем, он вооружен, значит он имеет возможность не быть врасплох застанным, но каким-то образом нужно готовиться к встрече со Христом.

И Господь собственно в этих беседах и дает нам наставления, как мы должны ожидать Его второго пришествия, что тогда самым главным является. И говорят, что когда оскудевает вера в человеке, нужно брать и открывать вот это Евангелие от Матфея и читать 24-ю главу, эти беседы, чтобы укрепляться в вере и находить ответ на те вопросы, которые встают пред нами: что делать, как жить в этом мире, когда все испорчено грехом, когда кругом сплошные нестроения и соблазны.

Во-первых, нам не должно пытаться узнать, когда совершится второе пришествие, потому что Господь об этом ясно сказал, что о дне том и часе никто не знает, ни ангелы небесные, а только Отец Мой один. И дает образ из истории Ветхого Завета, тем самым подтверждает, что все то, что изложено в книгах Ветхого Завета, истинно богодухновенно и здесь нет никакой аллегории, что это истинные были события. Упоминает об Авеле, первом убитом человеке своим братом Каином. Упоминает и о Ное сегодня, говоря о том, что как было во времена Ноя, перед потопом, и ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех. Хотя все знали, что нужно готовиться к потопу, но только смеялись над Ноем, что он строил этот ковчег, и вовсе не хотели ничего предпринимать и менять в своей жизни. Также будет и перед пришествием Сына Человеческого – то же все то же самое: будут и стройки, и купли-продажи, и свадьбы, то есть внезапно придет день Господень. Вот что мы должны усвоить.

Так же как смерть тоже приходит часто внезапно. Для чего это? Для нашего блага. И лишь немногие праведники сподоблялись откровения о дне своей кончины, которые были готовы к этому, предуготовлены, для них это было благо. А вот для многих людей лучше не знать ни своей смерти, ни тем более дня второго пришествия, хотя Господь дает ясные признаки этого пришествия о том, что будет происходить в мире, и эти события они реально уже происходят. Если мы внимательно читаем Евангелие, то прямо точно Господь характеризует эти признаки. Но все равно это не значит, что мы знаем, когда это произойдет. Ибо у Бога тысяча лет, как один день, и один день, как тысяча лет. Господь долготерпит о Нас, желая дать нам возможность подготовиться к вечности. И вот как нам готовиться к вечности, как нам встретить Христа, прежде всего, в своем сердце, в общем-то, Господь дает это учение в виде притч, как обычно, для народа говорит о том, что будет разделение, что двое будут на поле, один берется, а другой оставляется, две мелющее в жерновах, одна берется, а другая оставляется. То есть внешне как бы люди все очень похожи, и непонятно, по какому признаку будет происходить вот это разделение, для нас это не всегда понятно.

Но собственно для того и притча, чтобы мы задумались: а мы-то в каком состоянии находимся? Если день Господень именно внезапно настанет, возьмемся мы или останемся? Будем ли мы сродны Богу, будет ли в нас благодать Духа? Или мы будем чужды Богу, погружены в земные заботы, и Бог нам как бы будет и не особенно нужен. Вот собственно критерий – это причастие человека Духу Божию. Поэтому Господь говорит: бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш придет. А бодрствование на языке Священного Писания означает молитва, то есть человек призван к постоянной молитве, к постоянному обращению к Богу, постоянной памяти о Боге, постоянному поиску Царства Божия. «Ищите прежде всего Царства Божия и все остальное приложится вам», – вот формула спасения для человека, чтобы земные заботы не встали на первое место, не вытеснили самого главного, что необходимо для нашей жизни – это поиск Самого Бога, Его спасительной благодати. И чтобы нам лучше запомнить именно эту заповедь о бодрствовании, Господь дает образ в притче, о том, как хозяин, отходя, дает своим рабам повеление, дает им власть над слугами раздавать им пищу и управлять хозяйством. И Господь говорит: блажен тот раб, которого господин, придя, найдет поступающим так, то есть который действительно бдит и бодрствует, и исполняет заповедь своего господина.

А если раб, будучи зол, отчуждившись от Бога, решит пожить в свое удовольствие, и скажет: не скоро придет господин мой, начнет есть, пить с пьяницами, вот такого раба господин, придя и найдя в таком состоянии, накажет. Рассечет его и подвергнет одной участи с лицемерами, где будет плач и скрежет зубов – очень сильный образ, очень страшный. И для нашей пользы говорится, чтобы мы не расслаблялись, не думали, что мы еще покаемся потом. Вот этот пост у нас не удался, проведем следующий, как надо, а пока будем думать о земном. Нет, нужно тут же, как только ты пришел в сознание неисправностей своих, тут же каяться и исправлять свою жизнь. Идти в храм Божий, на исповедь, к причастию, выправлять свою жизнь по заповедям Божиим. И потому что ты не знаешь, когда Господь придет, смерть может прийти в любой момент, поэтому не надо думать о судьбах человечества, а вот подумай о себе. Тебе дает время Господь, дает заповеди, дает силы, для того чтобы исполнять заповеди, так и старайся сделать это добросовестно, как разумный раб в этой притче.

Также значимым является притча о десяти девах, которая имеет сакральный смысл в общем-то, о стяжании благодати Духа Божия, по толкованию многих отцов и в том числе преподобного Серафима. Потому что есть и иное толкование, говорящее о том, что мы должны лишь делать добрые дела, пока есть время. Но Серафим Саровский напоминает, что добрые дела всего лишь средства, что не они являются целью христианской жизни, но стяжание благодати Святого Духа Божия, Который и изображается в этой притче под видом вот этого самого елея, который должно покупать в этом мире. То есть живя в этом мире, исполняя заповеди Божии, направляя все свои старания для того, чтобы стяжать этот Дух Святой в своей душе, дарованный нам в Крещении, и только те люди, которые несут в себе лампаду зажженную благодати Духа, те только и будут взяты в Царство Божие. А те другие нерадивые пять дев, как мы знаем, будут отвергнуты, и услышат страшные слова: истинно говорю вам, не знаю вас. Потому что если человек закрывает себя от Бога, то Бог и не входит насильно в наши сердца, в наши души, но человек остается с тем, что он сам избирает.

И также мы слышим сегодня притчу о талантах, где говорится о том, что все дарованное нам от Бога должно употреблять во благо. Нельзя закапывать талант, нельзя ничего не делать. Нужно Божии дарования использовать для умножения любви в этом мире, для того чтобы приносить доход, духовный доход Царю Небесному. А человек, который этого не делает, мы видим, что осуждается как нерадивый. И сегодня мы также слышим напоминание, притчу о Страшном суде, и невольно вспоминаем начало поста, неделя о Страшном суде, когда еще накануне поста Церковь нас готовила, оказывается, эта притча взята из беседы Спасителя перед Его страданиями, и потому она имеет такое большое значение. Бог открывает нам тайну Страшного суда, что Он будет, и то что спасется тот, кто обрел в себе благодать Божию, то есть любовь. И там где любовь, там Господь. И любящий брата своего непременно исполнит эти заповеди и поделится и пищей, и питьем, и одеждой, и посетит, и навестит, и как-то старается любовь проявить в этой жизни, что является для нас средством для стяжания еще большей благодати. Ибо исполняя заповеди Божии, мы становимся родственными Богу по духу. Ибо Господь непрестанно печется о нас, Господь непрестанно ищет способ, как нам помочь, как нас спасти, не нарушая дар свободы, которую Он всем нам дал при сотворении, Свой образ. Поэтому не нарушая нашей свободы, Господь всячески старается нам помочь и приносит Сам Себя в жертву на Кресте, чтобы все, кто захотят, могли спастись.

И я желаю всем нам эти слова Христа восприняв, запомнить, хранить их в своем сердце и не задавать глупых вопросов, а находить ответы в Евангелии – премудрые точные и святые, – так чтобы нам ни с кем никогда не спорить, никому ничего не доказывать, но молиться Богу. И если будем молиться, Господь ответит нам и укрепит нашу веру, укажет нам путь спасения, чтобы нам не заблудиться в трех соснах. Аминь.