Алексеевский ставропигиальный женский монастырь

Москва, 2-й Красносельский пер., д.7, стр.8

http://www.hram-ks.ru

Русская Православная Церковь

Московский Патриархат

Версия для печати

протоиерей Сергий Теплов

Память св. апостола евангелиста Марка. На евангельское чтение: «Отец Мой доныне делает, и Я делаю»


Христос воскресе!

Поздравляю всех с продолжающимся праздником святой Христовой Пасхи и с памятью святого апостола евангелиста Марка. Многие свое знакомство с Евангелием начинают именно с чтения этого евангелиста, потому что его Евангелие самое краткое, и поэтому его можно прочитать за один раз целиком и получить какое-то цельное, полное представление о Христе, о благой вести, дарованной нам в Евангелии, вести о спасении и вечной жизни.

Я вспоминаю сегодня невольно событие приблизительно десятилетней давности, когда в составе паломнической группы я участвовал в паломничестве по Святой Земле, и это было тоже пасхальное время. В нашей программе было посещение Синайской горы и совершение там Божественной литургии на горе Синай, в храме Преображения Господня. И так получилось, что это была еще Светлая седмица, даже, по-моему, среда. И мы пересекали границу Израиля и Египта как раз вечером накануне памяти святого апостола евангелиста Марка и прямо в автобусе свершали ему всенощное бдение с чтением паремий и пением стихир. Потому что паломническую группу составлял наш приходской хор и поэтому было возможно совершать богослужение даже в автобусе. Совершив это всенощное бдение, пускай оно не было полным, но молитвенным, мы как раз проезжали земли Египта и удивлялись тому, что ведь апостол Марк был епископом Египта, что мы так вот прямо как к нему в гости все равно направляемся. И он нас благословляет через молитву церковную в день его памяти. Было, конечно, удивительное переживание. И чудесно все устраивалось, несмотря на какие-то, казалось бы, непреодолимые препятствия, нам были даны и ключи от храма, и у нас были и просфоры для свершения Божественной литургии.

Когда мы поднимались на Синайскую гору, то вспоминали десять заповедей, прихожане усердно каялись в своих грехах, потому что это как-то было очень все созвучно, и благодать Божия вдохновляла людей. Мы незаметно за полтора часа поднялись на верх Синайской горы, и когда вошли в храм, то оказались в полной темноте, потому что электричества там никакого, естественно, нет на Синае. Была глубокая ночь, и даже луны, по-моему, не видно было, так что такая вот темнота, что называется, вырви глаз. Не видно просто совершенно ничего. А нужно совершать службу. И тут мы вспоминаем, что мы свечей не взяли с собой. Но были, правда, фонарики какие-то, но с фонариками как-то было бы странно совершать службу, а вот про свечи мы даже не подумали. Запасли все, что только было необходимо. Хотя в этом храме оказалось все в изобилии. То есть там русские паломники постоянно приезжают и приносят с собой пожертвования для храма, и там были облачения, и много Евангелий было и Чаш, и вино даже было, хотя мы собой вино привезли, конечно. И можно было бы совершать литургию, но вот и свечи там тоже оказались. То есть люди милостивно позаботились о тех нерадивых паломниках, которые придут без свечей.

Вот мы возжигаем эти свечи, храм обретает свои очертания, можно совершать службу, Божественную литургию. Половина паломников лежа совершали эту литургию, потому что были уже не в силах, и сон их клонил. Потому что, конечно, ближе к канону они уже восставали, как мертвые воскресают, так и они восставали на литургию и причащались Святых Таин Христовых. Вот это все было в день памяти святого апостола евангелиста Марка, который сегодня нас благословляет, которому мы сегодня воздаем должную честь как ученику Христову, который был в числе 70 апостолов, и о нем не раз упоминается в Священном Писании – и в Деяниях Апостолов, и в Посланиях апостола Павла не раз. Потому что он был помощником и сподвижником святых апостолов Петра и Павла, он и с тем, и с другим апостолом совершал многие труды.

С Павлом совершал путешествие миссионерское, крестил народы, в том числе народ острова Кипр и оставил нам Евангелие. По всей видимости, Евангелие от Марка это Евангелие прежде всего от Петра, потому что он очень много с ним трудился и, конечно, же из первых уст узнавал многое, что было известно только этому первоверховному апостолу, в частности их восхождение с Господом на Фавор, преображение. И оставил такое вот Евангелие, больше для язычников, то есть людей, которые вовсе были далеки от понятия о Едином Боге, истинном богопочитании, дарованном еврейскому народу. Он потрудился и такое Евангелие составил, которое и для нас является бесценным даром, и мы воздаем честь этому апостолу за его труды и вот за то, что он написал эти слова жизни.

Сегодня мы слышим повествование Евангелия от Иоанна, где Господь говорит удивительные слова: «Отец Мой доныне делает, и Я делаю». В этих словах Господь явно говорит о Своем Божественном достоинстве, Он ставит Себя наравне с Отцом и не говорит прямо: «Я Бог», но из контекста совершенно очевидно открывает нам Свое Божество. И именно так Его и поняли иудеи, к которым Он обращал Свою речь. Еще более искали убить его иудеи за то, что Он не только нарушал субботу, но и Отцом Своим называл Бога, делая Себя равным Богу. Значит, слушатели вполне поняли Его мысль. Это не просто некое иносказание, и если бы кто-то из святых сказал, что Бог делает и я делаю, мы бы, наверное, от такого в кавычках «святого» сразу же постарались бы поскорее удалиться, потому что явный признак гордыни. Но Христос говорит это, и мы это совершенно естественно принимаем, по благодати Святого Духа, конечно. Потому что Господь нам даровал веру в Свое Божество, и эта вера является для нас спасением.

Когда чуть позже иудеи спросят: что нам делать, чтобы творить дела Божии? Господь им отвечает: Вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал. Поэтом самым главным делом, которое Господь нам заповедует, есть вера в Него, вера в Его Божество, в Его Воскресение. Потому что вера в Воскресение Христа есть фактически вера в Его Божество, единого безгрешного человека, а точнее Бога, ставшего человеком нашего ради спасения. Поэтому когда мы, приветствуя друг друга, говорим «Воистину воскресе» – и мы исповедуем Божество Христа, Его Божественную силу, Божественную любовь и Его дело. А дело Бога, Бога Отца, есть спасение человека через веру в посланного Им Единородного Сына, ставшего подобным нам человеком Иисуса Христа. Я желаю всем нам, по молитвам святого апостола евангелиста Марка, а он веровал во Христа Бога, и не только веровал, но и много трудился для проповеди этой богооткровенной истины, Он и запечатлел Свою веру во Христа Бога, страдавшего и Воскресшего, своей мученической кончиной. По его молитвам да укрепит и нас Господь исполнять эту заповедь, веровать во Христа Бога, истинного Бога и человека, посланного Отцом Небесным для нашего спасения. Аминь.