Алексеевский ставропигиальный женский монастырь

Москва, 2-й Красносельский пер., д.7, стр.8

http://www.hram-ks.ru

Русская Православная Церковь

Московский Патриархат

Версия для печати

протоиерей Евгений Каньшин

Память св. пророка Иеремии


Христос воскресе!

Поздравляем всех причастников с принятием Святых Христовых Таин. Сегодня Церковь вспоминает святого пророка Иеремию, с которым связано очень много для Иудейского царства. Его время жизни приходится на конец VII – начало VI века до Рождества Христова.

Святой пророк был предызбран Господом еще от чрева матери своей, и в 15 лет Господь говорил с ним, и прикоснулся устам его свитком, и сказал ему, что пророк теперь он будет именоваться Божий, будет возвещать всем волю Божественную. И другого никакого дела у него не будет, это будет самым основным делом и смыслом его жизни. И это было сказано 15-летнему юноше. В 15 лет кто готов идти и вразумлять царей, вельмож, правителей, бесчисленные сонмы народа. Какой-то 15-летний юноша, кто будет его слушать.

И конечно, Иеремия, учитывая все это, вопил Господу и говорил: как я буду говорить? Я же молод совсем, и кто меня будет слушать. Ни жизни не прожил, ни опыта нету, как я буду вразумлять тех, кто старше меня во много раз? Но Господь сказал: иди, если тебя не будут слушать, получат наказание Господне, а если будут тебя гнать, ты все равно говори. Даже если захотят тебя убить, все равно говори, потому что Я тебя буду защищать, Я буду наполнять уста твои нужным словом, с силой и властью сказанной от Бога. Фактически Иеремия должен был забыть о себе, забыть о своем возрасте юношеском, о всех земных, какие бывают обычно в юношеском возрасте, пристрастиях земных, вообще забыть об о всем. Он должен был быть устами Божиими. Все остальное не берется ни в какое рассмотрение. И вот Иеремия пошел. И Господь ему сказал: если ты будешь малодушен и если ты будешь колебаться, то ты будешь наказан. Но если ты будешь говорить так, как Я тебе велю, то ты победишь словом тех, кто будет противиться тебе. И вот достаточно долгую жизнь прожил святой пророк Иеремия. И с 15 лет начал он пророческое служение, входя и к царям, пережил он семь царей иудейских.

Пророчествовал Иеремия в основном о том, что Израиль отошел от Бога, забыл Того, Кто вывел его из Египта. А в это время даже, надо сказать, рядом с храмом, который Соломон построил, стояли идолы, те, которым кланялись люди, смешавшись с окрестными народами, поклонялись всевозможным богам. На каждой горе и на каждом холме стояли идолы, притом что сам храм Бога Израилева находился, в общем-то, в запустении. Вельможи и цари думали о своем благосостоянии, увеселении и, в общем-то, больше ни о чем.

Но то что предсказывал Иеремия, те беды, которые постигнут людей за этот уход от Бога, за их измену Богу, бедствия грозили страшные. И надо сказать, Господь не медлил с исполнением этих пророческих слов. В головах иудеев того времени было то благословение, которые получили они в качестве земли обетованной: вот, Бог вывел нас из Египта, дал нам землю обетованную, и все у нас будет хорошо. А когда Иеремия стал говорить, что ничего не хорошо, вы забыли Бога, вы пошли блудно вслед других богов, за это будете наказаны: придут с севера захватчики, захватят вас и поработят, придут вавилоняне и вас поработят, придут египтяне, и вы будете опять у них рабами. Они слышали эти слова и хотели сразу же его за эти слова убить. Потому что какие-то обличения им не нужны, угрозы, даже если они произносятся именем Божиим, им тоже не хочется слышать, менять ничего в своей жизни они не собираются, поэтому Иеремию сразу решили убить. И спас его только один вельможа весьма знатный, он просто силой своей власти и состоянием веса в обществе, он его спрятал, жизнь ему сохранил. Хотя позже Иеремия много раз был в опасности. Грозились его убить и собирались его убить, и бросали его в темницы, чтобы он там умер, и в ров, в болото фактически его бросали, чтобы она там утонул. Так или иначе, но Господь его выводил оттуда. Господь находил людей, которые спасали, помогали ему, кормили его, а он, приходя в себя, опять получал извещение Божественное и шел вразумлять людей.

Иудеи не верили ему, пока не пришли к ним завоеватели. Мимо шли египтяне воевать с ассирийцами, израильтяне выступили протии египтян и были разбиты наголову, и царь их был убит. А далее, когда они фактически лишились армии, и Египет их поработил, и ассирийские цари поработили, и в Вавилонский плен были они отведены на 70 лет, и Иеремия там был, в этом плену вавилонском. Но однако же вавилоняне освободили его, потому что свои же современники оставили его умирать в темнице. Вавилоняне его освободили и разрешили ему, мало того что освободили, разрешили ему пророчествовать, где он только захочет. И вот он своим соплеменникам, которые находились в Вавилонском плену, пророчествовал и говорил о том, что пророчествие, данное Израилю, сбывается только тогда, когда Израиль находится в Боге, когда он не изменяет и служит своему Истинному Богу. Как только Израиль уклоняется вслед богов иных, как есть такие очень важные строки, Сам Господь говорит: вот, они уклоняются почитать богов других, да те и не боги вовсе. То есть Израиль не то что там каким-то богам, а вообще незнамо чему, чему годно почитали и поклонялись. И вот эта вот полная духовная деградация, она, конечно, не могла способствовать тому, что у Израиля будет благословение Божие.

И вот Иеремия, его именуют плачущим пророком, есть даже книга такая в Священном Писании, называется Плач Иеремии. Почитайте эти стенания пророка, который и жалеет одновременно Израиль, и размышляет о том, может быть, наказания Божии слишком уж велики для народа, но, видя нечестие народа, понимает, что Бог справедлив и Бог справедливо наказывает людей за их беззакония. И вразумляет и уговаривает, и угрожает, и гневом Божиим сулит и о благах Господних возвещает, лишь бы только народ покаялся. Всю свою жизнь Иеремия отдал своим соплеменникам, народу Божиему, который от своего Бога отвернулся.

Предсказывал Иеремия не только словами своими, но и символическими действиями, много символов совершал Иеремия. Например, накладывал на себя сбрую ослиную, показывая, что будет такое ярмо находиться, Израиль будет с таким ярмом в рабстве. И сжигал, оставлял на тление бечевки льняные, показывая, как гнить народ будет в рабстве. И иные еще символы совершал такие страшные, указуя тем самым на бедственное состояние, которое ожидает народ за упорство. А народ ему в ответ отвечал: мы хорошо живем, ничего менять не собираемся, слушать тебя не хотим. У нас есть пророчестве о том, что будет все хорошо. Нас Господь ввел в землю обетованную, и ничего нам больше не надо, иди отсюда вообще, пока мы тебя не убили.

В конце концов, таки собственный народ убил пророка Иеремию. Убили его, не стали больше терпеть его вразумлений, слов, увещеваний, пророчеств, изъявлений воли Божией, наказаний, милости Господней. Но несколько десятков лет Иеремии голос слышан был по всей земле – и в Вавилоне, и в Иудее, и в Египте, везде. И надо сказать, что цари чужеземные и народ чужеземный больше прислушивался к его словам, чем его соплеменники. Вспомним слова Евангелия, где Христос называет иудеев родом тех, кто убил пророков, указуя тем самым на жестосердие людей, не принимающих правду Божию и не желающих слышать волю Господню до такого остервенения, что готовы пророков убить, как Иеремию, как пророка Исаию перепилили пилой живого и так далее и тому подобное. Вот до какого ужаса, до какого сатанинского неистовства может доходить сердце человеческое. Вот как трудно с ним бороться, как трудно спасти, самого человека без него самого невозможно спасти, поэтому Бог продолжает увещевать.

Есть у нас и строки и пророка Иеремии, есть у нас и вразумление Господа нашего Иисуса Христа, книги Ветхого Завета, книги Нового Завета. Кстати, Иеремия пророк пророчествовал о том, что книги будут разделены на две части: Ветхий и Новый Завет. Все у нас есть. Будем поучаться сами премудростям пророческим, Божественным и будем вразумлять и своих близких, всех тех, кто находится между небом и землей, всех тех, кто в своей вере расплылся, кто верит в какие-то суетные и ложные предметы или иных богов, да они и не боги вовсе, и так далее и тому подобное. Будем поучаться Священному Писанию, чтобы нас не постигла пагуба, о которой возвещал и плакал Иеремия.

Спаси Господи.