Версия для печати

протоиерей Евгений Каньшин

Перенесение мощей свв. блгв. князей Бориса и Глеба


Христос воскресе!

Ой, как хорошо!

С праздником вас, Воскресением Христовым, дорогие братья и сестры. И сегодня мы с вами воспоминаем перенесение мощей святых благоверных князей Бориса и Глеба. Святые князья, как говорит нам предание, история, были убиты тем, кто хотел занять великокняжеский престол, фактически своими дальними родственниками, а может быть, даже не очень-то и дальними.

Дело все в том, что святые князья решили для себя очень важную задачу, они решили, что не будут следовать претензиям на великокняжеский престол. Мало того, они решили, что они не будут воевать против своих единокровных родственников, не будут проливать кровь своих же близких и родных людей. Потому что княжества в то время были не такие уж и большие, и многие были породнившимися. Святые Борис и Глеб понимали, что если они вступят в конфронтацию с любым из князей, который хочет занять Киевский престол, то неизбежно будут виновны пред Богом в пролитии братской крови. И они поняли, что такого греха на душу они брать совершенно не хотят. Грехи бывают разные у всех, нет человека, который поживет и не согрешит. Но степень греха, тяжесть греха бывает разной. И вот такой тяжести как пролитие братской крови, святые благоверные князья решили на свою душу и не брать.

Но понимали, что выхода у них нет, то, что они приняли такое решение – это не значит, что другие так же об этом думают. И поэтому они внутренне приготовились, что, возможно, не дадут им жить дальше, возможно, убьют их какой-нибудь подлой смертью, и не будет их жизни дальше, земной жизни. Но они, как христиане, понимали, что в ту же самую минуту, как они расстанутся с жизнью земной, они предстанут пред Царем Небесным. И вот они как раз задумались о том, с чем они предстанут пред Судьей и Господом: с виной ли, с кровью на руках своих родственников или со смиренной кончиной, пусть даже от подлого меча, но сами они будут чисты. И вот как христиане они приняли для себя решение не марать свою душу во грехах и, как незлобивые агнцы, приготовились из этой жизни земной уйти. Очевидно, почитая для себя самым важным – это милость Царя Небесного, самое важное для себя – это встречу с Господом. Очевидно, самую полноту жизни они считали жизнью небесной, жизнью с Господом, а не суету вокруг великокняжеского престола здесь, на земле. И, конечно, эти святые князья показали всем нам, что такое братская любовь, что такое исполнение заповеди Божией «если кто душу свою положит за ближних своих», вот они действительно этот подвиг сотворили, и мы его видим наглядно. Конечно, за это им слава и честь.

И мы с вами как люди, которые могут проанализировать это Священное Предание, эти исторические факты жизни, рассмотреть этих святых князей, должны поучиться, сделать выводы для своей жизни, в своих условиях жизни, как нам следует поступать. Не все для нас хорошо, не все цели для нас достижимы любыми средствами. Очень важно внутренне иметь такое вот рассуждение, которое нам скажет, стоит ли избирать те или иные средства для достижения своих целей, стоит ли идти по головам, стоит ли расталкивать локтями других, чтобы добиться своего. В этом нет слабости, если мы сочтем какие-то средства достижения цели для себя непригодными. В этом есть сила, потому что сила в правде.

И вот поступать по правде, поступать по совести, поступать по закону Божиему, поступать по закону братской сестринской любви – это самое важное, оказывается, в жизни человека. И неважно, сколько продлится твоя жизнь. Быть человеком с большой буквы – это означает поступать по заповеди Бога. А самая главная заповедь Божественная – это заповедь о любви. Соответственно, никакая злоба не должна в сердце гнездиться, никакая ненависть друг к другу, никакое уничтожение ближнего ради достижения своих целей. Но рассуждение, рассмотрение взвешивание всех вопросов. Если надо защищать родину, если надо защищать Отечество, то, конечно, мы применим все свои силы, всю свою смекалку, все свою военную мощь и сноровку и будем защищать. Но если речь касается личного выбора между добром и злом внутри своего сердца, то, конечно, надо выбирать добро. Потому что Бог сию секунду смотрит на твое сердце и смотрит, какой выбор ты сделаешь. Потому что на земных часах время истекает, но в вечности этого времени нет, поэтому перед нами открытая вечность. Будем об этом помнить, соразмерять свои поступки с необходимостью, с совестью и законом Божиим, поучаясь в этом у великих князей Бориса и Глеба.




Код для блогов / сайтов
Разместить ссылку на материал: