Алексеевский ставропигиальный женский монастырь

Москва, 2-й Красносельский пер., д.7, стр.8

http://www.hram-ks.ru

Русская Православная Церковь

Московский Патриархат

Версия для печати

протоиерей Евгений Каньшин

Праздник Святой Троицы


Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Дорогие братья и сестры, всех вас поздравляем с праздником Пятидесятницы. Упоминание о празднике Пятидесятницы есть еще в Ветхом Завете, но тогда этот праздник был связан с вручением скрижалей Моисею на горе, скрижалей от Господа, каменных, на которых был написан закон Божий о том, как обществу надлежит вести себя пред лицом Божиим, как людям необходимо соразмерять свою совесть с законом Божественным. В новозаветные времена это слово – Пятидесятница – было связано с дням от Пасхи, Воскресения Христова, с теми днями, когда апостолы, находясь в Сионской горнице, сподобились сошествия на них Святого Духа, Который снизошел подобно огню. Иоанн Златоуст и святой Феофилакт Болгарский говорят, что и шум сошествия был подобен, как бы вот сам звук подобен такому шуму дождя и языки были подобны огню. Сложно говорить о Боге земным языком ограниченным, и самое главное, что понятия наши часто связаны с немощью нашей. Мы очень сложно можем говорить о Боге и не сказать по сути, потому что Бог неизречен.

И по Вознесении Христа на небо, обетование исполняется: Господь Дух Святой снисходит в собрание верующих и исполняет все Своим присутствием. Одухотворяются люди, одухотворяется и исполняется в присутствии Духа само помещение, где они находятся. Отсюда, конечно, и почитание храмов Божиих как особого места присутствия Господа Бога Духа Святаго. Отсюда и святость Церкви – это не святость людей, это святость Духа Божиего, снизшедшего и пребывающего в Церкви.

Но Церковь, как мы знаем, не в бревнах, а в ребрах, как говорит народная пословица. То есть Дух Святой, обымающий Собой душу верующего человека, делает его новым человеком. Кто во Христе, тот новое сотворенное существо, по-славянски «новая тварь» – тогда это слово не носило никакого оттенка негативного, но подразумевалось именно творение Божественное, творение Божие. И человек излюбленное творение Божие. Во Христе обновленный, Духом Святым исполненный, это новый человек, новый житель этой земли. Тот, через которого эта земля, как когда-то от Адама получала освящение, получала исправление, возделывание, так и ныне исполненные Духа Святаго верующие люди обновляют собой эту землю.

Дух Святый обновляет нас, мы способны обновить и исправить все то, что вокруг нас. Естественно, с этим наше желание, чтобы и жилища наши были освящены, и средства транспортные, и все к чему бы мы ни касались, не действовало во зло, не служило злу, но всегда сопутствовало добру, всегда сопутствовало всем тем наименованиям и действиям, которые будут умножать в этом мире присутствие Духа, присутствие благодати.

В этот день мы с вами просим Господа обновить нас. И всякая наша молитва, всякое дело, перед которым мы молимся, оно освящается присутствием Духа. Какое бы мы правило ни взяли, всегда мы видим обращения первые ко Святой Троице, а затем призвание Святого Духа: «Прииди и вселися в ны и очисти ны от всякия скверны и спаси, Блаже, души наши». Господь Бог наш Иисус Христос, Он сказал: никто не благ как Сам Бог. И вот мы называем благим Духа Божия, Господа Бога Духа Святаго. Тем самым исповедуем истину равночестных лиц Святой Троицы. Первые два Вселенских собора – в 325 году и 381 году как раз-то созидали Символ веры и утверждали эту догматическую формулировку, что Дух Святой это не сотворенный дух, это не просто какая-то сила Божия, а это Лицо Божественной Троицы, Господь Бог Дух Святой. И всегда мы с тех пор утверждаем, произнося Символ веры: «И в Духа Святаго Господа Животворящего, Иже от Отца исходящего со Отцем и Сыном спокланяема и сславима», – то есть вот равночестие лиц Святой Троицы мы каждый раз утверждаем, произнося это догматическое утверждение.

Многие не знают, что такое догматы, как это слово на устах многих носит какой-то негативный смысл, что-то такое таинственное, непонятное и страшное. Но утверждение что Дух Святой – Господь Бог, Третья Ипостась Божественной Троицы – вот это и есть догмат, это и есть утверждение Церкви, это Христос всем нам обетовал и это исполнилось. И теперь мы, приходя в храм Божий, особое место присутствия, призываем на себя Духа Святаго, Который исполняет нас, помогает нам исправлять самих себя, помогает нам выкорчевывать из своего сердца, из своей души всю ту склонность ко греху, которую люди приняли от Адама. Кто во Христе – тот новое существо.

Будем обновляться сами, будем обновлять мир к лучшему вокруг нас, будем созидать в этом доброделании, и будем стараться преумножать в этом скорбном и тяжелом мире любовь, источником которой является Пресвятая Троица, Господь Бог наш. С праздником вас!