Алексеевский ставропигиальный женский монастырь

Москва, 2-й Красносельский пер., д.7, стр.8

http://www.hram-ks.ru

Русская Православная Церковь

Московский Патриархат

Версия для печати

протоиерей Сергий Теплов

На ап. чтение: Рим., 80 зач., I, 18-27


Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

«Открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою», – говорит нам апостол Павел. И мы можем удивиться, почему Господь гневается на человека за его грехи. Может быть, человек просто не знает, как надо жить. Но далее апостол поясняет, что всякому человеку Господь открывает Себя в Своем творении. Ибо, что можно знать о Боге явно для них, потому что Бог явил им. Ибо невидимое Его величие силы Его и Божество от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны. Ты оправдишися – будешь прав в словах своих, – и победиши внегда судити ти, – так мы молимся вместе с царем Давидом, читая 50-й псалом. Бог всегда прав в Своих действиях, поэтому всякая попытка свою вину свалить на Бога, обвинить Его является лукавством и нечестием. Бог всегда есть любовь, всегда открывает нам Себя в той степени, в какой мы можем это воспринять. И даже человеку, еще далекому от Церкви, от Христа, Господь дарует возможность созерцать Свое величие в творении.

И особенно небо является для человека возвышенной иконой горнего мира. И поэтому мы так любим смотреть на небо, у нас даже дух захватывает и нам хочется раскрыть крылья и полететь, как птице, потому что человек – это крылатое существо, созданное для нетленной жизни в Небесном Царстве. Поэтому небо, тварное небо, является нерукотворной иконой Небесного Царства. И когда мы говорим: «Царю Небесный», то «Небесный» пишется с большой буквы, потому что небо здесь нетварное, небо там, где пребывает Бог. И нельзя путать видимое и невидимое. Все видимое является лишь образом и иконой невидимого. Невидимое его является через видимое, как говорит апостол. И человек, который не воздает славу Творцу, не размышляет о мироздании, о его истоках, но суетится, погружается в греховные желания, отдаляется от Божией благодати, неизбежно становится рабом своих страстей.

И об этом нам и говорит апостол далее, что люди безответны – то есть никто не может предъявить Богу какое-то обвинение в своих грехах. Они, – говорит апостол о таких людях, – отвернувшись от Бога, познав Бога, не прославили Его. То есть каждый человек знает Бога от своего рождения и, так или иначе, познает Его в самом себе, потому что сам человек создан по образу и подобию Божию. Но как они не возблагодарили Бога, но осуетились, и в умствованиях своих омрачилось несмысленное их сердце – вот для нас и назидание особо важное. Что если мы не благодарим Бога за все Его великие дела и благодеяния, ту самую жизнь, которую Господь нам даровал за солнечный свет, за дуновение ветра, за шелест листвы, за пищу, которую мы принимаем и которая нам дает возможность жить в этом мире, если мы не благодарны Создателю, то мы неизбежно осуетимся в своих умствованиях. Мы будем идти к ложным целям, которые будет внушать нам лукавый дух, искать призрачного счастья на земле.

И такие люди, называя себя мудрыми, обезумели и славу нетленного Бога изменили в образ подобный тленному человеку. То есть человек по своей природе должен найти себе объект поклонения, конечно, это должен быть Сам Бог, Создатель. Но когда человек отвращается от Бога, по гордости своей находит себе ложных богов – в страстях ли, в идолах – кто-то в детях, кто-то в работе, кто-то в искусствах каких-то, кто-то в земном благополучии, кто-то в своих талантах художественных или музыкальных и иных. Но обязательно в его сердце восстает такой идол, которому человек служит беззаветно, все отдает свое время свои силы для служения этому идолу, ложному богу, которого воздвиг лукавый дух в его сердце. И самым для нас важным лекарством и противоядием от подобного идолопоклонства является благодарение Бога за Его великие милости. Особенно за пришествие в мир Христа Бога, Бога во плоти и дарование вслед за Его Вознесением благодати Святого Духа. И это уже вышестественные дары, возможность вхождения в вечность, ибо Господь вечен. Через усыновление Небесному Отцу, через принятие благодати Духа Божия, то есть нетварной Божественной энергии, которая чудесным образом освящает человека, изнутри делает его светоносным, не страшимся самой смерти и диавола, но всегда благодарящим Бога за Его великие благодеяния и прежде всего за то спасение, которое даровал Господь всем Своим промышлением о человеке, прежде всего, как я уже сказал, дарованием Святого Духа через Иисуса Христа.

И мы собственно это и делаем, когда собираемся на Божественную литургию. Когда мы возносим, по заповеди Христа, молитвы благодарения и предлагаем хлеб и вино, дабы они стали Животворящим Телом и Кровью Христовыми, по Его слову принимаем эту святыню с великим благодарением и радостью, укрепляемся и душой и телом, и тогда наша душа оживает, вера у нас укрепляется, нам хочется молиться и хочется делать заповеди, исполнять, Божии дела добрые творить. Это уже наше глубинное и собственное желание, без которого никакой человек не может войти в Царство Божие, ибо входят туда только лишь свободной волей и желанием самого человека.

И на этом можно было бы остановиться. Но скажем еще несколько слов о тех врагах, которые препятствуют. Это прежде всего гордость, о которой мы уже говорили, вот эта суета, это отчуждение от Бога, это попытка жить без Бога. И гордость рождает себялюбие, рождает еще двух страшных врагов человеческой души – это похоть и гнев. И именно об этом говорит апостол далее, что происходит с человеком, который идет по пути греха. Они заменили истину Божию ложью и поклонялись, и служили твари вместо Творца. Это гордость. И потому предал их Бог постыдным страстям: женщины их заменили естественное употребление противоестественным. Подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делали срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение. Вот удел людей отвергающих Бога – различные половые извращения, то что мы видим в нашем мире.

И нам это было бы непонятно, если бы нам апостол не объяснил причину, почему это происходит, это безумие, которое для человека, еще не потерявшего совесть, совершенно очевидно. Но почему-то мир, как мы видим, пребывает в безумии этого противоестественного греха. И вот эта похоть, которая от гордости рождается и гордость удовлетворяет, конечно, присутствует в любом человеке. И важно распознать ее действие как действие змеи ядовитой, которая хочет ужалить и погубить душу, когда человек принимает похоть за что-то естественное. Естественным является любовь для человека, в том числе супружеская любовь, жертвенная любовь, отдание себя другому. Тело жены принадлежит мужу, а тело мужа жене. Это совсем иное состояние человека даже в плотских отношениях, которое отражает замысел Божий о единстве: да будет два одной плотью, нехорошо быть человеку одному.

Почему нехорошо человеку быть одному? Да потому что гордость неизбежно его возьмет в своей плен. И человек, не имея возможности поделиться с кем-то и кому-то послужить, неизбежно придет к гордыне и погибнет. Поэтому Бог и сказал: нехорошо быть человеку одному, создадим ему помощника по нему. Помощника не только в смысле чадородия или в смысле исполнения каких-то земных дел, но прежде всего в деле спасения, ибо Господь провидел, что человек не устоит в заповеди любви. И поэтому жена дается человеку мужчине для спасения, так же как и муж жене дается для спасения. И это является смыслом супружества, вовсе не чадородие и не удовлетворение похоти, как некоторые считают.

И второй страшный враг – это гнев, который также рождается от гордости, и об этом говорит Сам Господь нам сегодня в Святом Евангелии. Вы слышали что сказано древним? Не убивай, кто же убьет, подлежит суду, – убийство каралось в Ветхом Завете. А Я говорю вам, что всякий гневающийся на брата своего подлежит суду. Господь показывает, что всякий гнев, всякое раздражение уже является зачатком убийства, уже является смертным грехом, который убивает нашу душу. А мы порой легко поддаемся раздражению, принимаем в себя дух гнева даже и считаем, что гнев наш имеет какое-то право на существование, что мы должны противиться греху именно таким образом. И получается, что грех рождает грех, и мы лишь только умножаем беды, соглашаясь на приятие духа недовольства, раздражения и гнева.

Поэтому мы призваны, принимая благодать Святого Духа, быть миротворцами. Блажены миротворцы, ибо они нарекутся сынами Божиими. Когда Господь явился Воскресший Своим ученикам, то прежде всего сказал им: «Мир вам». И дух мира есть Дух Божий. «Примите Духа Святого», – сказал Господь после этого. Дух Святой познается по мирному действию на наши бессмертные души. Так что само раздражение и похоть, в том числе и прочие страсти уже никак не могут захватить наш дух и поработить, но мы становится свободными в любви ко Христу Спасителю, в любви к Церкви Христовой, которую Господь питает Духом Святым в благодарении Богу за Его великие благодеяния, на нас являющиеся.

Желаю всем обязательно благодарить Бога и утром, и вечером и, особенно, когда мы принимаем пищу, на всякий день и час воссылать Творцу благодарение и чаще участвовать в литургии, которая также именуется Евхаристией, что переводится «благодарение».