Алексеевский ставропигиальный женский монастырь

Москва, 2-й Красносельский пер., д.7, стр.8

http://www.hram-ks.ru

Русская Православная Церковь

Московский Патриархат

Версия для печати

протоиерей Евгений Каньшин

Память св. вмч. Феодора Стратилата


Сегодня память святого великомученика Феодора Стратилата, который пострадал в правление императора Ликиния, с 307 по 324 год. Начало IV века. Христианство только начало распространяться, и так оказалось, что он в числе военных сановников, сам уверовав во Христа, всем сердцем исповедовал Господа и проповедовал о Христе. А вот как раз император решил, как и прочие, христианство изжить, потому что христианство не уважает тех богов языческих, которым они поклонялись. И вот объявив в очередной раз очередное гонение на христиан, императору было донесено, что и его военачальник Феодор тоже христианин.

И Феодор узнал о том, что нашлись такие «доброхоты», в кавычках, которые заложили его императору. И Феодор понял, что гонение начнется с него и стоить ему это будет жизни. Но желая предполагаемыми мучениями и кончиной прославить Господа, он решил применить такую стратегию. Он собрал под сводами некоего дома всех, что было можно принести, идолов, богов различных, созвал множество народа, позвал и самого императора прийти к нему, как он сказал, для поклонения богам. И император, когда вошел только в этот дом, где огромное количество было разных изваяний из золота сделанных богов, Феодор взял меч и порубил все эти статуи богов. И золото это кусками раздал, разбросал в народ, и все нищие утащили эти куски от этих вот разрубленных идолов, просто как кусок золота для своего, так сказать, пропитания, а не как богов. Конечно, самым этим действием Феодор показал императору, что идолы суть для него не боги, но сказал императору, что он верует в истинного Бога, Иисуса Христа и никому другому поклоняться и приносить жертвы не собирается, чего бы ему это ни стоило.

Император, если сказать что был взбешен от этого поступка и поведения Феодора, то это ничего не сказать. Император был как исчадие ада от своего гнева и бешенства. Он приказал нещадно Феодора мучить, что только с ним ни делали – гвоздями терзали его тело, били, травили зверями, желая, чтобы вот, так сказать, он измучился весь и умер не просто от усечения мечом, а именно истекая кровью, снедаемый зверями, в этих страшнейших мучениях, о которых и говорить-то сложно вот современным людям. Кто хочет, пускай почитает житие Феодора Стратилата, поймет, насколько это вот слово «зверство», оно как-то даже слабое такое вот для того, чтобы выразить все эти неизреченные муки, которым подвергали Феодора. Но он, дерзновенно вот так поступив и показав всем, а он был видный человек, на него смотрели многие, очень многие, показав всем этим свою смелость, свою решимость, свою безбоязненное исповедание Христа, Феодор, конечно, затронул сердца и умы очень и очень многих людей. И сами мучения проходили, как и принято было в то время, с участием огромного количества свидетелей, людей, которые должны были устрашиться, которые должны были отречься, если они христиане, от Христа. Которые должны были, увидев это страшное кровавое месиво, зрелище, никогда не приближаться ко всему тому, что именуется христианским.

Феодор, понимая, что никаких человеческих сил не хватит ни у кого претерпевать эти муки, молился Господу и просил Его укрепить и быть с ним в этих мучениях. Когда уже практически бездыханное тело Феодора бросили в завершение дня мучений, думая, что он просто умрет от кровопотери и страдания, были страшные, вещи, в общем-то, так не совместимые с жизнью. Феодор же предавал дух свой Господу, то есть он уже все, уходил из этого мира, от этих перенесенных мучений. Но Господь благоволил по-иному. Он исцелил Феодора совершенно. Знаете, как совершенно, даже глаза были выколоты у Феодора, и все Бог ему вернул.

На следующее утро, когда пришли убрать останки мертвеца из заключения, обрели его ходящим, обращающимся к ним, молящимся, призывающим Господа. Все его палачи и все надзиратели тюремные попадали перед ним и просили его крестить их. Феодор вывел всех из тюрьмы – просто вот все рассыпалось, открывалось, – он вывел их всех из тюрьмы, вышли они на какое-то место, где источник был, и он их всех покрестил во имя Христово, знаете, троекратным погружением – во имя Отца, аминь, и Сына, аминь, и Святого Духа, аминь. И сам вернулся в тюрьму. Сам вернулся в это место казни и такого вот позора. Зачем? Затем, чтобы все видели не просто что он живой, а чтобы все видели, как он жив, как он восстановлен, каков этот Христос Господь, Который оживил разрушенное тело человеческое, совершенно уничтоженное, как вот Господь его исцелил. Каков Он, Христос, каков Он, Господь, какова она вера во Христа, каково оно упование, каково попрание идолов, каково все то, что сделал Феодор во имя Христа Господа.

И конечно, эффект был, как сейчас говорят, разорвавшейся бомбы. То есть коснулось каждого это событие. В то время сердце каждого человека было пронизано страхом, трепетом, ужасом и пониманием величия непостижимого, непостижимой силы Христа, непостижимой силы христианской веры. Поэтому эффект был обратным тому, что ожидал император. Вместо ужаса в народе от этого христианства, от страха смерти, зверских мучений было прославление Христа, была слава Феодора, и было полное унижение язычества и зверства императора и его приближенных.

Конечно, Господь многое бы, наверное, и уготовал дальше в жизни Феодора. Но Феодор стал молиться: Господи, хочу имя Твое прославить и кончиной своей. И поэтому он не стал уходить, а сам явился пред лице тамошних надзирателей и преклонил голову свою под усечение мечом. Таким образом расставшись с земной жизнью, уже, как говорит апостол, ничего земного не возжелевши, не восхотевши, не возжелавши, уже совершенно соединился со Христом Господом. Оставив свое тело для утверждения веры всех, кто не верит, всех, кто сомневается, всех, кто боится, всех, кто отрекался или отрекся, всех, кто смалодушничал, спасовал, испугался, боялся, так или иначе, не знал о Христе, не веровал, не переступал этот порог веры и церкви. Завещав своему слуге оставить тело его рядом с христианским храмом, погрести рядом с христианским храмом, чтобы знали люди, где вот он лежит, и приходили к нему.

И таким образом, святой Феодор победил язычество, победил императора, победил мракобесие. Вот слово «мракобесие» действительно от слова «бесы», от слова «мрак», от слова «ад», от слова «беснование», «безумие». И все это было в тех мучителях, которые Феодора влекли на казнь. Вот это мракобесие Феодор ниспроверг, знамя Христово воздвиг, победил своих мучителей, прославив Господа, за это мы его и сегодня вспоминаем. Прошло почти две тысячи лет и мы, вспоминая Феодора, молимся ему о том, чтобы он укрепил нашу веру, помог нам ниспровергать наших врагов, а наши враги – это малодушие, сомнения, страхи, боязни, ропоты, уныние и прочие, связанные с этим, дела. Все это ниспровергать внутри своего сердца и разума и утверждать веру во Христа и тем побеждать все это мракобесие и всю эту черноту.

Святой великомученик Феодор Стратилат, моли Бога о нас!