Алексеевский ставропигиальный женский монастырь

Москва, 2-й Красносельский пер., д.7, стр.8

http://www.hram-ks.ru

Русская Православная Церковь

Московский Патриархат

Версия для печати

протоиерей Евгений Каньшин

Память благоверной великой княгини Анны Кашинской


Поздравляем всех причастников с принятием Святых Христовых Таин. И всех вас, дорогие братья и сестры, с памятью святой великой княгини Анны Кашинской. Сегодня день обретения ее мощей, прославления в 1650 году, и день второго прославления в 1909 году.

Дело все в том, что сама Анна Кашинская была из всем известного города, Кашин который именуется, где и сейчас пребывает мощами своими. Родилась она в начале XIV века, жизнь ее была весьма и весьма трудная. Княгиню Анну выдали замуж за тверского князя Михаила. И переехав, таким образом, в Тверь из Кашина, она была верной супругой своему мужу, матерью их детей, у них было три сына и дочь Феодора. И в то время было очень много бедствий из-за междоусобиц княжеских, из-за дележа территорий княжеств, владений, из-за конфликтов с внешними, даже вот трудно их назвать врагами. Дело все в том, что в истории так часто случалось, что тот, кто друг, становится через какое-то время врагом, а кто был враг, заключает перемирие и уже не производит военных действий. Понимаете, вот так вот жили люди и пытались составлять союзы, отдавали своих дочерей замуж за других князей, пытаясь вот таким вот родством, узами семьи скрепить взаимоотношения, чтобы не было кровопролития, чтобы Земля Русская утверждалась в единении, могла совместными усилиями сопротивляться внешним нападениям, то ливонцев, то иных каких-то завоевателей.

И вот таким образом князь Михаил, супруг Анны, все время ему приходилось то ездить в Орду Золотую, то здесь вот со своими, так сказать единоплеменниками, с кем воевать, с кем мириться. Жизнь его была весьма скорбная, и время было какое-то очень странное. Россия – страна несчастная уже в том, что летописи были сожжены, а иные находятся в Ватикане. И подлинной-то истории мы с вами и не знаем. Если и открываются какие-то факты, то они требуют очень серьезного разбора и подхода, потому что все правители, каждый правитель переписывает историю, соответственно уничтожаются исторические памятники, свидетельства и так далее, и тому подобное.

Однажды, приехав лет приблизительно 25 назад в Кирилло-Белозерский монастырь, идя уже в монастыре к тамошним храмам, они еще тогда были закрыты, мы как раз способствовали их открытию, Сергиевской церкви в Кирилло-Белозерском монастыре, мы шли под дороге из плит, студентами московскими шли. И наши взоры упали на то, собственно, по чему мы идем – это была мощеная большими плитами, так сказать, дорога. Но когда мы, так сказать, раскрыли свои очи, то мы увидели, что это плиты, на которых написаны письмена славянской вязью и другими письменами, которых мы тогда не знали. И когда стали мы смотреть, то увидели, что вот на плите вязью написаны буквы, вот буквицы мы тогда немножко понимали, что буквы соответствуют еще цифрам в церковнославянском, и мы разобрали, что на одной плите: 1392 год. И эти плиты были положены как дорога. То есть, очевидно, с кладбищ окрестных это были плиты чьих-то вот родственников, это живая история. И вот из этой живой истории сделали дорогу, просто дорогу. Я не знаю, кто это сделал, но ходить по этой дороге мы уже не могли, ходили по траве вокруг. А склоняясь на колени, читали на эти плитах, что там было написано, как уж могли разобрать.

Так вот история регулярно попирается, вымарывается, оклеветывается. Особенно если иностранные какие-то в кавычках «историки» добираются до наших памятников исторических, культуры или письменных памятников, они их совершенно перевирают, уничтожают и выдают одну историю за другую. Пишут учебники для нас, сейчас вот фонд Сороса пишет учебники, на Украине там полностью фонд Сороса пишет, там Россия – враг и агрессор – это подтверждение моих слов, что в очередной раз история переписывается. Мы видим с вами, какое отношение к России, к Великой Отечественной войне. И тогда, в те времена то же самое было. Так же, кто приходил к власти, старались обелить свое имя, утвердить свою власть, очернить окружающих и, в общем, тоже под заказ писали какие-то вещи. Сложно было: то с Ордой производятся военные действия, то с Ордой перемирие заключается, то ярлык надо было брать на княжение в Орде, то так сказать, мирно встречали послов, то травили ядом, то убивали.

И вот в очередной раз, когда князь Михаил поехал в Орду, святая Анна отпустила его, понимая, что, возможно, уже и на смерть его отпускает. Просила его единственно о чем: «Не усомнись и не убойся, если будут тебя истязать за веру. Предстань как святой мученик, смиренно идя на все казни, потому что сам Христос Господь держит душу в Своих руках. Ничего не убойся, возлюби Господа более всего». Вот подобными словами святая княгиня напутствовала князя, который по приезде в Орду через некоторое время был умерщвлен. Узнала она о этом только через год. Конечно, сердце ее было полно скорби, страшной скорби. Она осталась с детьми одна и, мало того, что это тяжелая утрата для нее для самой, мужа, любимого человека, отца детей, великого князя Михаила. Еще и она понимала, что управлять-то все равно надо, управлять княжеством все равно надо. И вот превозмогая эту сердечную боль, княгиня Анна брала бразды управления княжеством в свои руки.

Так и сейчас бывает, очень многие женщины остаются одни с детьми. А работа, а дети, а куда денешься? И вот так вот, забывая себя, трудятся. И, так сказать, уже и не знают, что такое счастье и как оно называется, и как он выглядит. Просто некогда об этом думать, долг зовет. И вот княгиня Анна также, исполненная долга, трудилась, дабы примирять враждующих. И сын ее старший Дмитрий погиб, надо сказать, погиб в Орде со своим уже сыном, с внуком святой Анны. Было для нее это тоже страшной скорбью. Через некоторое время и второй ее сын, Александр, тоже погиб от рук врагов. Осталась она, так сказать, с единственным мужчиной в семье, младшим сыном, который забрал ее из Твери обратно, в Кашин, на родину, где она была пострижена в великую схиму, святая Анна, с именем Анна, и построен для нее был монастырь. Но однако же хочу заметить, что святая Анна, находясь в монастыре, уже схимница, затворница фактически, всегда, когда сын ее посещал, приезжал в монастырь проведать мать, она всегда имела с ним беседы, иногда даже вызывала его через доверенных лиц, вызывала сына к себе в монастырь и давала ему назидание. Схимница, монахиня, затворница, своего младшего вызывала великого князя и учила его уму-разуму. Наставляла и вразумляла, что и как надо делать, где, как, какую политику вести, как себя вести вообще, как христианину, как быть в своей семье и так далее, и тому подобное. То есть та миссия, которую она несла, она была великой миссией.

Вот мы именуем: великая княгиня Анна, – она не только по статусу происхождения великая княгиня, она велика еще тем, какое бремя она несла, какую нагрузку, как человек, как княгиня, как мать, как жена, – нагрузка невероятная. Ответственность она чувствовала великую не только за каждого из своих детей, не только за продолжение дела супруга своего, погибшего в Орде. Но понимала, что она уйдет из этой жизни – останутся дети, внуки, и она должна была их наставить жить по заповедям Господним и умудрить их к правильному миролюбивому соседству и правильной обстановке внутри княжества, с соседями, с окружающими, с врагами и друзьями. Великая миссия была на плечах святой Анны.

После ее блаженной кончины много было чудес от ее мощей, и чудеса так и продолжались. Жители Кашина очень радовались тому, что получили в лице Анны и по ее кончине небесную заступницу. Прославление святой Анны и обретение ее нетленных мощей совершилось в 1650 году – через 200 с небольшим лет после ее кончины. А как мы знаем XVII-XVIII век ознаменовались еще одним бедствием для России – расколом. Опять же время мутное, события страшные, вред от них ужасный. Раскол в Церкви, репрессии, каторга, сопротивления, восстания, подавления этих сопротивлений, кровопролития – и все это на почве изменения уклада церковной жизни и того, как это все видится разными людьми.

Правда опять у нас с вами, как рыбка в пруду, ускользает из рук – как, что, чего, – надо исследовать. Вопрос для историков, которым открыты архивные материалы. Будем надеяться, что они об этом расколе еще многое и многое дополнительно напишут из того, что уже известно. Так вот во время этого раскола, когда старообрядчество уходило в Лету, святую Анну, поскольку она лежала нетленная в своем гробу с двоеперстием – а это по сути одно и то же. Три пальчика объединенные являют собой единство Троицы – Отца, Сына и Святого Духа, два пальца говорят о богочеловечестве Иисуса Христа. Троеперстие вот такое – все то же самое, только складывают не нижние пальчики вот так вот, а верхние – то же самое. Троица Святая – три пальчика объединенные, два пальчика внизу – богочеловечество Иисуса Христа. Не потому был раскол, что как пальчики складывать – все гораздо глубже, все гораздо серьезнее и все гораздо сложнее. Но под эту волну очень много кто и что попадало.

Под эту волну попала и Анна Кашинская, которую все могли лицезреть с двоеперстием во гробе. На какое-то время даже было такое странное действие произведено, как снято ее общецерковное почитание – то есть перестали человеку молиться как святому. Ну сказать деканонизировали нельзя, но вот просто замолчали ее почитание и не было его, перестали служить ей службы. И длилось так 300 лет. В 1909 году почитание церковное богослужебное, молитвенное святой Анны было возобновлено. И сейчас мы с вами имеем счастье молиться этой подвижнице духа, действительно истинной – есть женщины в русских селеньях – истиной княгине, великой княгине, великой женщине, великой супруге, матери, великому человеку-христианину.

Она действительно велика и является для нас с вами покровительницей нашей небесной, земли нашей многострадальной, покровительницей всех тех, кому тяжко живется, кто теряет всех близких. Всех, на кого обрушивается большое количество трудов, забот, ответственности и скорбей. Все мы с вами можем призывать святую Анну как покровительницу нашу небесную, просить ее примирить враждующих, спасти от смерти страждущих, помочь всем тем, кто унывает и сгибается под ношей креста своего.

Будем просить святую Анну, чтобы она не оставила нас в своих молитвах.

Часть 1



Часть 2