Алексеевский ставропигиальный женский монастырь

Москва, 2-й Красносельский пер., д.7, стр.8

http://www.hram-ks.ru

Русская Православная Церковь

Московский Патриархат

Версия для печати

протоиерей Евгений Каньшин

Память святой мученицы Акилины


Поздравляем всех причастников с принятием Святых Христовых Таин. Сегодня Церковь отмечает память двенадцатилетней девочки одной, звали ее Акилина. И прославлена она как святая мученица. Во время правления императора Диоклетиана с 284 по 305 год было его правление, и вот в 293 году произошло событие, связанное со святой мученицей Акилиной.

Родители ее были благочестивыми христианами, воспитали девочку в вере. А она, как свойственно детям, хотела всем самым сокровенным и радостным поделиться со своими подружками и, приходя к своим сверстникам, она время от времени что-нибудь рассказывала о Христе, о молитве, о том, как она исповедует истинного Живого Бога. А дети слушали ее, внимали. И вот так получилось, что как-то раз один из взрослых услышал эти детские разговоры, о серьезных вещах впрочем, понял, что одна девочка из них является христианкой. А в то время христиан всех предавали мучению и в конце концов смерти, такое уж было повеление от Диоклетиана. И вот как водится, этот человек донес на Акилину.

Военачальник Волусиан, который как раз-то вот соблюдал это указание Диоклетиана, велел позвать ко двору эту девицу Акилину. Ее привели, и он стал с ней ласковыми словами говорить: что ты там о вере говорила? Почему ты не почитаешь римских богов, почему ты исповедуешь распятого человека? А Акилина его увещевала, что это не просто распятый человек, это Христос Господь. Отвечала ему четко, ясно вразумительно. Сказала, что Он единственное сокровище в жизни каждого человека, самое важное сокровище. И она уже поняла, куда клонит этот Волусиан и сказала, что если и понадобится пролить за Христа кровь, что она готова будет. А Волусиан, пытаясь ее разговорить и умягчить, отвести от веры во Христа, понял, что она достаточно твердо ему отвечает, вразумительно, четко, ясно, прозрачно. Совершенно не по-детски, вот так вот вразумительно говорит ему, что готова за Христа кровь проливать – это какой ребенок так скажет.

И вот для начала он подумал ее сломать. Как ломать? Бить. Велел охранникам бить ее по лицу, а потом и вообще ее избивать. Били, избивали. В конце концов, он посмотрел на нее и говорит: ну что, хватит с тебя, ты поняла свои заблуждения? Отрекаешься от Христа, закончилась эта блажь у тебя? А Акилина ему и говорит... Да, и он еще сказал, что я готов тебе дать несколько дней подумать, – видя, как перед ним лежит уже избитый ребенок. Я готов тебе дать несколько дней подумать, – Волусиан говорит. А она ему сказала: даже часа единого мне думать не надо, я не собираюсь отступать от своей веры. И если бы и жизнь предстояло свою отдать, я готова это сделать, а Господь меня укрепит, и ты это увидишь.

И тогда он понял, что бесполезно ее увещевать и решил ее умертвить самым жутким образом. Раскаленный прут – простите, что это так вот, как говорится, натурально, но это вот так – через уши проходя, вот так вот ей засунули такой вот прут в голову. Так что все кто видел, видели как от этого раскаления, так сказать, она жутко страдала, и все что сопутствует протыканию головы, все было. Страшно было и самим мучителям, которые уж, как говорится, были прожженные люди, их не удивишь, но видя, как ребенок двенадцатилетний вот таким образом страдает, и они все, как говорится, содрогнулись. Ну и, в общем, на этом все и закончилось для Волусиана – он увидел, как бездыханное тело отроковицы Акилины упало, и как говорится, все закончилось. Ну и не желая, чтобы христиане вот как-то с честью погребали, он велел бросить ее за город, где обычно шастали собаки и дикие звери, чтобы они растерзали ее тело. И на этом, как говорится, все закончилось. И так и сделали воины, оттащили за город проткнутое в голову таким раскаленным прутом тело Акилины, швырнули на растерзание псам и зверям всем и забыли про нее, успокоившись таким образом, что ее победили.

Ангел Божий явился Акилине – она еще была жива, – и исцелил ее. Исцелил ее совершенно. Совершенно исцелил ее – вдумайтесь в это. Совершенно ее исцелил и отправил ее к Волусиану этому: иди и утверди, и скажи, что тебе сотворил Христос Господь. Иди и, так сказать, победи этого Волусиана. И Акилина святая, как это дело было вот ночью, встала, исцеленная, и пошла в этот город. Кстати, называется Библос, он до сих пор имеется, и раскопки ведутся там, на карте его можно найти. Город Библос финикийский.

И Акилина прямо зашла к этому вельможе во двор. Никто ее не остановил, никто ее не видел. Прошла и к самому его одру, на котором он спал, встала и позвала его. Он, конечно, проснувшись, не понимает, что происходит: кто это, что это? Видит эту Акилину, кричит, зовет своих слуг в ужасе. Вот она же мертвая и тут она пред ним стоит среди ночи. Что это? Думает: призрак, ужас какой-то, наказание, может, какое-то, что такое случилось? В общем, кричит, орет, слуг зовет, в ужасе и в кошмаре. Приходят слуги, прибегают. Смотрят – да, Акилина, хватают ее за руку – да, живая. Она говорит: я живая, Христос Господь меня исцелил. И вы если не покаетесь Христу, умрете не только смертью временной, но и смертью вечной. Вечно будете отторгнуты от Христа Господа.

Событие, как говорится, грандиозное, страшное. Все были в ужасе. И как-то придя в разум какой-то, в общем, отчасти, этот вот Волусиан понял, что она живая, она здоровая. И он должен, в общем-то, обо всем писать отчет императору. И он приказал ее стеречь до утра в темнице, сам сел писать, что вот так и так, о прошедших событиях. И свое решение, что он решает предать ее смерти чрез усечение мечом. Описал все это событие, приписывая ей какое-то волхвование. Объяснить это он для себя никаким образом не мог с точки зрения христианской, поэтому описывал это с точки зрения языческой, приписывал Акилине волхвование.

Но она в это время увещевала стражников в темнице и молилась Господу возгласно, дождавшись, таким образом, приведения приговора в исполнение. Когда ее повели на место казни, она, помолившись Господу, преклонила колена. И Господь душу ее принял в руце Свои. Скончалась она еще до того, как решили ее умертвить. Но палач очень боялся не исполнить повеления и уже скончавшейся Акилине отсек голову. Для отчетности, так скажем.

Ну вот мы видим из этой ситуации, что как Христос близко к человеку. Вот решимость исповедания Господа, решимость держаться за Христа как самое важное и самое ценное в своей жизни, побеждает злобу, побеждает все прочее, побеждает весь мир. Христос сказал: не бойтесь, Я победил мир. И вот она, эта победа Христова, она и победа святой девочки двенадцатилетней святой мученицы Акилины. Исцеленная Христом от того, от чего не выздоравливают, исцеленная, засвидетельствовавшая свою веру, виденная многими свидетелями святая Акилина победила этого Волусиана, победила Диоклетиана, победила язычество, победила римских богов, все и всех победила. И исцеленная, здравая, полная расцвета сил, благодати Господней, святая Акилина переходит к Господу Богу Иисусу Христу. Да, тело потом усекают мечом, да, потом его хоронят христиане и почитают за святыню. А святая Акилина царствует с Господом в Царствии Его Господнем, а нас всех назидает и является для нас примером веры.

Будем побеждать свои страхи, будем побеждать свои ропоты, будем побеждать свое малодушие, будем побеждать Божией помощью, примером святой Акилины, ее святыми молитвами, свои немощи, слабости свои, утверждаться будем в вере и уповании на Господа. А Господь этот мир уже победил, а нам нужно только войти в эту победу.