Алексеевский ставропигиальный женский монастырь

Москва, 2-й Красносельский пер., д.7, стр.8

http://www.hram-ks.ru

Русская Православная Церковь

Московский Патриархат

Версия для печати

протоиерей Евгений Каньшин

Память преподобного Тихона Калужского


Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Дорогие братья и сестры, сегодня среди прочих святых Церковь воспоминает Тихона Калужского. Родился он в начале XV века. И Священное Предание говорит, что получил постриг он в Чудовом монастыре, в Москве, а затем по благословению удалился в Калужскую губернию, дабы там подвизаться в тишине и безмолвии. И соорудив в глуши, в пятнадцати верстах от Калуги себе келью, Тихон стал подвизаться там, молиться поститься. Священное Предание говорит нам о том, что вкушал он в основном все то, что произращивает земля – былие, корения и прочие травы, а для питья употреблял родниковую воду из колодца, из источника, который сам ископал. Надо сказать, что источник этот до сегодняшнего дня существует, и кто собирается съездить в паломничество в Тихонову пустынь, в Калугу, те могут увидеть этот источник и воды из него набрать.

Так вот начав подвизаться в пустыне – ну имеется виду пустое место, а не пустыня в прямом смысле слова, – Тихон терпел нападки бесов, превозмогая немощи плоти, старался творить внимательную молитву, всячески боря того, кто борол его. Всякий человек немощный, и страсти каждого проявляются через его сердце, исполненное оных, как Давид говорит: сердце, как море великое и пространное, в нем гады, их же несть числа. Вот эти вот страсти, злоухищрения демонов, это все было предметом борьбы. Тихон боролся с собой, боролся с кознями лукавых духов, стараясь насадить в своем сердце имя Христово, и всю свою жизнь подчинить этой цели, дабы вселить Христа в свое сердце.

Князь местный, тот кому принадлежал лес, как-то раз охотясь, обрел пустынь Тихона. Разозлившись на то, что кто-то здесь живет без ведома князя, кто-то тут использует его лесные ресурсы, увидев Тихона, собрался его изгнать, ругался на него, замахивался плетью. И вот в какой-то момент рука у князя онемела в таком вот поднятом состоянии с плеткой. Он хотел ударить Тихона, но вот так вот и замер с поднятой рукой и плетью вверх, такая парализация случилась у князя. И тот понял, что непростого человека видит, человека, которому содействует Сам Господь Бог и охраняет его. Князь понял, что сам себя возвеличивал в своих собственных глазах, думая, что все это принадлежит ему, что он велик и славен, а все остальное и все остальные – это ничтожества, прах и пепел и пошли все вон. Это надо сказать, такое состояние сердца у многих сейчас людей, которые почитают себя сильными, славными, и пошли все остальные вон. Это такое вот состояние сердца и разума надменное, гордостное является действительно жутчайшим состоянием падения человеческого, гордыни. Бог, как известно, гордым противится, смиренным дает благодать. И вот это вот покушение на смиренного старца привело князя вот к такому наказанию от Господа.

Но, как известно, Бог – любящий Отец и Он долго терпит. Уже и люди могут возроптать и сказать: ну доколе? Доколе ж будут угнетать, доколе будут обманывать, наживаться, воровать, грабить, злословить, хулить, надмеваться, унижать, оскорблять? Мы, немощные люди, можем возопить, возроптать, сказать: Господи, ну терпения уже никакого нет, сколько же это будет продолжаться? Но Тихон был человеком другого, смиренного покроя, он готов был и побои снести, и унижения нести, понимая, что для души, которая ищет Христа, все эти оскорбления, они только бьют по гордыни, бьют по самолюбию, разбивают тот камень, который Тихон и так сам хотел разбить – гордость свою. Так что, смиренно склонив главу, он ожидал удара плетью, но не последовало этого удара, потому что затем он увидел, что князь замер в этом положении. Поняв, что Христос заступил его, заступился за него, Тихон в изумлении сам смотрел, что будет дальше. Князь понял, что неправильно он поступил против человека Божиего, неправильно вел себя, неправильное имел внутреннее устроение. Считал себя пупом земли, вместо того чтобы считать себя последним человеком. Князь понял, что он в лице Тихона замахнулся на Самого Христа Бога и получил такой щелбан, получил такое наказание, такое вразумление. А слово «наказание» переводится как «научение» в славянском языке. Поэтому вразумлен был князь, смирился и стал молить Тихона о прощении.

Немногие приходят, несмотря на вразумление Божественное, на указание, на научение, в такое смиренное состояние. Немногие, к сожалению. Очень часто встречается, что люди пренебрегает Божественным указанием, научением и вразумлением, и все равно, как сейчас говорят, прут на танки, то есть все равно не смиряют свою гордыню, не склоняют свою шею пред Божиим указанием, но продолжают идти напролом, продолжают воевать против Господа Бога. Продолжают сопротивляться Богу. Ну кто может Богу сопротивляться, кто? И князь сделал вывод нужный, просил Тихона о прощении. Молил его о том, чтобы он извинил его, и Тихон смиренно помолился Господу, чтобы Господь простил этого князя, простил и исцелил его в тот самый момент. Потому что хотелось Тихону, чтобы князь смирился пред Богом, чтобы князь не лишен был милости Господней, чтобы спасение, которое сам Тихон искал, чтобы это спасение и князя коснулось, чтобы пришел он в другое устроение, потому что этот князь тоже чадо Божие, жалко его Тихону, тоже жалко. И вот Бог внял молитве Тихона, исцелил князя в тот самый момент.

И мы с вами можем вспомнить в Евангелии Закхея, который, будучи с Господом на вечери, сделал вывод о своей жизни неправильной: кого, Господи, обидел – возвращу четверицею и раздам нищим значительную часть своего имения, – так исправлялся он за свое неправедно нажитое богатство. А вот здесь князь произнес почти похожие слова, он сказал, что не просто не уходи отсюда, Тихону, сам сказал, что обитель созидай здесь. И я буду иметь в виду твою обитель, и все что будет нужно и потребно тебе и твоей обители, все тебе дам. Буду заботиться о том, чтобы все у вас было в достатке, и жили вы, подвизались здесь в мире и покое под моей опекой и охраной. Правильные слова сказал князь, правильный вывод сделал. Милость Божия идет прямо князю в сердце, и нужный ответ он на это произносит. Слава Богу. Всякий человек может споткнуться, но к сожалению, не всякий человек поднимается от своего падения, не всякий делает правильные выводы, князь сделал правильный. И исполнил свое слово.

В дальнейшем к Тихону приходили многочисленные желающие подвизаться с ним люди. И местные жители приходили к нему на духовную беседу, наставление, просить его о болящих, о помощи, благословении и так далее. Уже сам Тихон, который пил из родника из колодца воду, уже сам Тихон стал источником благодати Божией, и люди приходили напитаться этой благодатью, получить чрез этого угодника Божиего себе благословение и милость Господню. Вот так Господь человека смиренного поставляет, как свечу, да видят все. И все видящие этот свет, как мотыльки, стремятся на этот свет, но не обжигаются и не умирают, а наоборот, воскресают для жизни вечной. И вот Тихон служил таким вот живым примером присутствия благодати Божией в сердце человеческом. И все приходили зачерпнуть этой благодати, научиться, вдохновиться, исправиться, исцелиться.

Вот к слову о том, что и один человек в поле воин. Каждому нужно начинать с себя именно с того, с чего начал и Тихон – желать вселить в сердце свое Христа Господа, с этого начинается духовная жизнь. Кто эту мысль не имел, тот, значит, духовной жизнью не жил. Кто этого не возжелал сотворить со своим сердцем, тот, значит, еще духовной жизни и не видал вовсе. Стало быть, всем нам надо иметь эту цель и к ней идти – и старому, и малому, и взрослому, и юному. Будем иметь перед глазами этот образ преподобного Тихона Калужского, учиться у него и, несмотря на краткость жития и скудость сведений, основные выводы мы с вами уже из его жития сделали. А значит, память его прошла и через наше сердце, значит, молитва к Тихону возвращается нам милостью и благодатью, потому что он сейчас у престола Божия за всех нас тоже молится. И вот такое единство во Христе и есть жизнь будущего века. Какая она будет, жизнь райская? Вот такая: Христос всяческая во всех, во всем.

Будем стремиться к тому, чтобы Господь взял наше сердце, чтобы Господь присутствовал в нашей жизни, чтобы Господь изнутри всякого человека очищал, освящал и высветлил, чтобы Господь сиял, как солнце, внутри нашей души, молитвами преподобного Тихона Калужского.