Алексеевский ставропигиальный женский монастырь

Москва, 2-й Красносельский пер., д.7, стр.8

http://www.hram-ks.ru

Русская Православная Церковь

Московский Патриархат

Версия для печати

протоиерей Александр Симаков

Обретение мощей преподобного Максима Грека


Сегодня все мы собрались на Божественную литургию, и всегда мы с вами должны помнить, что сущность нашего собрания на литургию, на общее наше с вами дело, это благодарение Господу нашему, Иисусу Христу. Ибо собираясь на литургию, мы благодарим Господа за все Его великие благодеяния, которые Он сделал роду человеческому, за Его великую любовь, за Его великий дар спасения, за то, что стал таким, как мы, умалился даже до нашего образа, чтобы спасти каждого из нас и подарил всем нам, даровал Царство Небесное. Потому по сути с самых древних времен Церковь Христова благодарит Христа Спасителя. И в знак этой любви, собираясь вместе, мы причащаемся Тела Его и Крови под видом хлеба и вина. Поэтому всякий, приходящий на литургию, должен, конечно, устремляться и к причастию Святых Христовых Таин.

Сегодня продолжается Петровский пост. Но для Русской Церкви сегодня особенный день, праздничный, потому что мы с вами вспоминаем память одного дивного преподобного человека, монаха, это память Максима Грека. Это афонский монах, который принял монашество в Ватопедском монастыре, был очень образованный ученый, читал древние творения различных древних отцов на греческом языке, размышлял и разъяснял их.

В ту эпоху, когда жил этот преподобный муж, в Русской Церкви тоже озаботились вопросом перевода различных толкований и служебных текстов с греческого на русский язык. Возможно, для того, чтобы уже более ясно и более правильно совершить этот перевод. И поэтому великий князь Василий пригласил, попросил вернее, да, Константинопольского патриарха прислать ученого монаха, который знал бы хорошо греческие тексты и умел бы переводить их на славянский язык. И вот собственно Максим Грек по послушанию патриарху вселенскому был отправлен сюда, в Москву, где и трудился над переводом Священного Писания, Псалтири, толкования псалмов. И собственно в первый период времени его пребывание здесь было прекрасным.

Но потом, когда на кафедру русскую вступил другой митрополит, он попросил перевести Максима Грека более сложные творения история Церкви. В той книге, которая была им переводима, содержались арианские выкладки писания, и Максим Грек отказывался их переводить. И это послужило своего рода таки началом какого-то разлада между московским митрополитом и преподобным Максимом Греком. А когда уже великий князь хотел жениться в другой раз, оставив свою жену, тут Максим Грек вообще перевел такое послание, по-моему, Иоанна Златоустого, с греческого на русский язык, где как бы обличал собственно намерения царя последовать своим плотским желаниям и ради этого оставить законную жену. И вот это обличение дошло до великого князя, за что Максим был подвергнут опале, за якобы еретические какие-то высказывания, был осужден на заключение на шестилетнее и отлучен от Церкви.

Конечно, сейчас мы, оценивая этот период Церкви, видим, что заключение его было неправедным, было по страстям человеческим. Но Максим безропотно переносил эти испытания и страдания, и как бы получал утешения от Самого Господа, Который говорил ему: вот смотри, ты сейчас здесь страдаешь, а потом в вечности будешь в Царствии Божием, и не будет у тебя никаких других страданий. И Максим, принимая эти слова Господа, спокойно и с любовью принимал вот эти тяжкие испытания.

После шестилетнего заключения он был переведен в Тверь, в монастырь, уже в более свободном таком жил послушании. А спустя 20 лет пребывания в Твери ему была дарована полная свобода и сняты с него обвинения в различных ересях, которых и не было, это были лишь надуманные обвинения. И поэтому конец своей жизни 70-летний старец, который все эти годы, конечно, мечтал вернуться в родную Афонскую обитель, но Господь не судил этому случиться, поэтому последние годы своей жизни провел в Троице-Сергиевой Лавре, где молился и где был погребен. И, кстати, его могила находилась рядом со Свято-Духовской церковью. Даже некоторое время там была такая специальная «Максимова палатка» – пристройка к Свято-Духовскому храму, собственно где и был погребен преподобный Максим. Это говорит о чем, что еще в ту эпоху этого старца почитали как святого.

А уже в наше время, в 1996 году были обретены мощи преподобного Максима Грека, и он был прославлен среди русских святых. Поэтому всякий, кто желает укрепиться в деле духовного совершения и иметь утешение в своих скорбях, которых у нас тоже много, и мы порой от них унываем, и не имеем порой даже внутри себя, не находим средств преодолеть уныние, иногда ропщем на Господа даже, надо всегда взирать на жизнь святых. Ибо они нам для того и даны Господом, чтобы быть образцами, чтоб быть такими путеводителями ко спасению. Поэтому будем обращаться к этому дивному образованному, ученому преподобному мужу, Максиму Греку, который действительно не чаял, что так жизнь его повернется, думал, что его труды, образование и ученость наоборот будут помогать ему в земной жизни, а оказалось, что оказался и заключен, и жил в Твери, в далекой от своей греческой родины. И много послал ему Господь таких скорбей, но он их все принял и с любовью Господу отвечал, что именно Ты мне, Господи, сейчас посылаешь страдания, а в вечности даруешь блаженство и покой.

Поэтому молитвами преподобного Максима пусть Господь и нас вразумит на правильное размышление о нашей жизни и о пути ко спасению. Всех еще раз благодарю и с этой памятью поздравляю.