Алексеевский ставропигиальный женский монастырь

Москва, 2-й Красносельский пер., д.7, стр.8

http://www.hram-ks.ru

Русская Православная Церковь

Московский Патриархат

Версия для печати

протоиерей Сергий Теплов

Проповедь после акафиста «Всецарице»


Да укрепит всех Господь благодатью Своей. Особенно тех, кто в этом нуждается и просит и верит, что Богу это легко совершить. Все дело только в нас, чтобы наши сердца были открыты для действия Божией благодати. Благодать Божия – это Сам Господь, Его нетварная энергия, которую способен воспринять человек. Ибо таковым Господь его создал, вдунув в него дыхание Свое, даровав ему благодать Святого Духа. И Адам, и Ева жили в раю, осияваемые благодатью Духа Божия, могли с Богом бедовать и имели от Него бесчисленные дары для постижения воли Божией, для созидания, хранения рая, для того, чтобы приносить Богу детей. Ибо такова заповедь: плодитесь и размножайтесь и наполняйте землю, владейте ею всеми тварями земными. Столь велика благость Господа к человеку, что Он запечатлел его Своим образом и даровал ему благодать Духа.

Но как мы знаем, Адам и Ева не смогли сохранить этот дар. Они были прельщены лукавым духом, и по этой причине стали смертными. Не сразу они стали смертными, но по причине своей нераскаянности, ибо Господь предлагал им сказать только одно слово – да, на вопрос согрешили ли они, нарушили ли они заповедь, надо было только сказать: да. Но ни Адам, ни Ева не могли сказать вот это «да», и поэтому совершилось страшное событие в человеческой истории – отпадение человека от Бога.

И конечно, это было Богом предусмотрено, Бог знал об этом, что человек не устоит в дарованной ему свободе, потому что свобода – это тайна любви, тайна Божества. Человек оказался неустойчивым еще в любви, верности Богу, и поэтому Господь наказал человека смертью. «Смертью умрешь», – сказал Он Адаму и мы, как потомки Адама, все несем это наказание. Никто из людей не может избегнуть смерти, даже Богородица, к Которой мы сейчас молились, Которая стала матерью Бога во плоти, и Она тоже должна была перейти в иной мир вратами смерти, хотя Ее смерть мы называем успением и верим, что это было удивительное явление милости Божией к Матери Своей, как Она была провожаема всеми учениками, Христовыми апостолами, и тела Ее не обрелось во гробе, подобно как и Христос воскрес, Она последовала к Своему Сыну, не дожидаясь общего Воскресения.

Но все мы должны пройти чрез врата смерти, безусловно. И, к сожалению, мы не хотим об этом помнить и не хотим об этом размышлять, об этом молиться, чтобы Господь даровал нам непостыдную кончину, чтобы душа, расставшись с телом, не потеряла надежду на Бога, чтобы она хотела войти в радость Господа своего. И от этого зависит вечная участь человека. Вот почему так важно нам помнить о смерти, помнить о той трагедии, которая произошла и помнить о том, что совершил Господь ради нашего спасения – Он вошел в этот мир, стал человеком, поэтому мы так и превозносим Ту, через Которую эта тайна совершалась. Ей даровано особая благодать исцелений, благодать обращения душ ко Христу, поэтому мы и обращаемся к Ней: «Пресвятая Богородица, спаси нас от вечной смерти!»

И именно пришествием Христа, Который, войдя в этот мир и приняв человеческую природу, захотел умереть за нас и пострадать, предварительно взяв грехи всего мира, именно эта тайна и разрешает недоуменный вопрос: как же Бог допустил смерть. А вот есть действительно великая тайна. Божественного замысла, чтобы мы смертью обретали вечную жизнь. Прежде всего смертью Христовой, но и к своей смерти мы тоже должны готовиться. Поэтому, поскольку мы живем беспечно, живем как бессмертные уже в этом мире и хотим так же жить и всегда и дальше, Богу необходимо по любви к нам каким-то образом напомнить нам о том, что нам нужно готовиться к вечности. И поэтому Богом попускаются различные болезни.

Болезнь есть напоминание о смерти. И человек, когда болеет, он начинает задумываться о смысле своей жизни, пересматривает многие позиции и то, что ему было важно, вдруг становится уже неважным, он видит свои страсти. Апостол говорит, что человек, страдающий по плоти, перестает грешить. Вот почему Господь попускает болезни. Не потому, что Он хочет нас мучить. Такая мысль богохульная и внушаемая бесами. Но Бог хочет только одного – спасти возлюбленное чадо Свое. Поэтому когда получаем болезни, не будем унывать.

И вот мы сегодня молились Матери Божией и просили Ее: «от всякие смертные болезни исцели ны» – просматривается здесь связь, что болезнь и смерть, они тесно связаны, особенно тяжелые болезни. Мы просим исцеления от смертных болезней не для того, чтобы вечно жить на земле, а для того, чтобы Господь нам еще время дал на покаяние. И поэтому заключением нашей молитвы является просьба о спасении души: «и будущего избави осуждения» – вот полнота церковной молитвы. Если мы уберем вторую часть и оставим только лишь молитву об исцелении от болезни, то это будет катастрофа. Об этом говорит апостол Павел: если вы в этой жизни только надеетесь на Христа, то вы несчастнее всех человеков. Потому что Господь Нам предлагает вечную жизнь, а мы говорим: нам не нужно вечной жизни, нам нужно вот еще немножко здесь пожить и больше нам достаточно. Мы как-то к вечной жизни еще не созрели, не готовы и даже об этом и говорить не хотим. Вот это страшно, потому что Бог-то вечен, и Он человека создал для вечной жизни. И когда мы отказываемся от вечной жизни и просим только земного – то это катастрофа, это все может плохо кончиться. Потому что Бог насильно нас не спасает. Если мы сами не желаем спасаться, то ничего тут не поделаешь.

Господь делает все возможное для нашего спасения, в том числе посылает нам и определенные скорби, обстоятельства жизни и благодать Свою посылает, чтобы мы, восприняв благодать Духа, уверовали в вечную жизнь, чтобы мы захотели приобщиться к этой жизни уже здесь, на земле, в Церкви Христовой, и по смерти наследовать жизнь вечную. Поэтому не будем никогда забывать об этой второй части всех наших молитв. И нас земные скорби лишь возводят к мысли о вечности, о спасении души. И когда священник приходит к тяжелобольному человеку, то прежде всего смотрит, есть ли в нем живая вера в Царствие Божие, несет ли он свой крест, данный ему Богом, либо он пытается сбросить его и отказывается от него. Вопрос простой к больному человеку: вы обижаетесь на Бога за то, что Он допустил такую болезнь? И в большинстве случаев священник слышит ответ: что вы, батюшка, как можно вообще такое подумать. Нет, я не ропщу на Бога, я понимаю, что так надо. И тогда видно, что душа действительно оживает для вечности, она способна принять благодать Святого Духа. И священник с большой радостью преподает этой душе и прощение грехов, и Самого Христа в его Животворящих дарах Тела и Крови. И человек действительно утверждается и возрождается для вечной жизни

Я желаю всем нам именно таким образом молиться Богу, просить Его об исцелении наших недугов только с одной целью – чтобы нам потрудиться и укрепиться в вере, чтобы нам действительно искать Царствие Божие и правды его, а все остальное, Господь говорит, приложится нам. Аминь.