Алексеевский ставропигиальный женский монастырь

Москва, 2-й Красносельский пер., д.7, стр.8

http://www.hram-ks.ru

Русская Православная Церковь

Московский Патриархат

Версия для печати

протоиерей Евгений Каньшин

Память святого великомученика Пантелеимона


Поздравляем причастников с принятием Святых Христовых Таин. Всех вас, дорогие братья и сестры, с днем памяти великомученика и целителя Пантелеимона.

Родился он в конце III века в Малой Азии, как раз-то его взрослая, так скажем, по летам жизнь происходила во время царствования императора Максимиана, который правил с 284 по 305 год.

Святой великомученик родился в семье сановника, который хотел дать своему сыну лучшее образование. Мать его прославлена Церковью во святых, святая Еввула, старалась воспитать мальчика в христианской вере. Но, к сожалению, она рано умерла, и он не успел познать истинно веры во Христа так, как было бы нужно для того, чтобы он себя считал христианином. А отец старался ему дать все науки, какие можно было. Записал его в грамматическое училище, а после отдал его лучшим учителям того времени для того, чтобы он учился медицине.

И святой великомученик, а на то время его звали Пантолеон – «по всему лев», так сказать, вот такое величественное имя ему дали родители, действительно преуспевал во всех науках, ему преподаваемых, старался, учился, нравилось ему. И надо сказать, своим искусством, в том числе врачебным, со временем он превзошел очень многих учителей, очень многих врачей того времени. Он и красноречием обладал хорошим, и слово мог говорить, так что это был не просто вот врач пришел, какое-то снадобие дал и ушел. А он вообще был личностью развитой многогранно, красивой, интересной, с прекрасной речью, великолепно разбирающийся во многих науках, способный на любую тему говорить компетентно, и в особенности на первейшую тему своего труда, медицину, и в этом преуспел весьма. Так что людям настолько он нравился, настолько пленялись его вообще образом и его искусством, в широком смысле, не только медициной, но и всей развитостью личности, настолько он был таким всеохватывающим, таким разносторонне развитым и интересным человеком, что все хотели именно чтобы он пришел. И исцелял, и лечил, руководил, так сказать, вот выздоровлением. И даже сам император Максимиан назначил его придворным лекарем. Ничего себе, масштаб личности, да? При императоре придворный лекарь. Это не где-нибудь там вот, в провинциях далеко, и непонятно кто и непонятно где. Это вот в самом, как говорится, центре.

При всем при том, что мы с вами помним, было такое печальное событие в гонениях христиан – сожжение 30 тысяч в Церкви в Никомидии. Вот из этого сонма, когда сгоняли людей, несколько человек скрылись, успели спрятаться остались в живых. Они как раз-то наблюдали за Пантолеоном и понимали, что всем человек хорош, всем, чему можно научиться в земной перспективе, и наукам, и всем прочим искусствам. Но не хватает этому прекрасному человеку только одного – познания истинного Бога. И Ермолай пресвитер старался побеседовать с этим юношей. И вот однажды ему так удалось, он встретился с Пантелеимоном и прямо так ему и сказал, что все в тебе хорошо, не достает только одного – познания единого истинного Бога.

Пантелеимон человек весьма образованный и культурный понял, что чего-то он не знает очень важного. И остался слушать Ермолая, а тот изложил ему основы веры во Христа. И пока они беседовали, случилось такое, что Пантелеимон увидел отрока, упавшего из-за того, что его змея укусила. Он сказал: «Господи Иисусе Христе, если Ты есть, если Ты истинный Бог, помоги, чтобы отрок этот воскрес, а вот эта змея издохла, и я тогда приму это знамение как путь к Тебе». И Господь так же сотворил. Сотворил так, потому что любовь Господа к людям не имеет никаких границ. И отрок этот воскресает, а укусившая его тварь издохла. Все так и получилось.

Услышал Господь Пантолеона, и он был весьма рад этому. Как вот мы бывает иногда, какой-то видим такой Промысл Божий, чудо Божие и вдохновляемся, радуемся, внутренне говорим: Господи, как же Ты близко! Как же мы рады, что Ты вот тут вот, посреди нас, что Ты и изнутри нас озаряешь, и тут сопровождаешь везде. И вот даже наши какие-то, может быть, самолюбивые, какие-то, может быть, такие эгоистичные просьбы, или какие-то ну мелкие какие-то наши прошения или какие-то всякие разные, Ты, Господи, не гнушаешься ими и исполняешь. А тут великое чудо – ребенок воскрес. Вообще на ногах не устоишь от этого события.

Так вот пошел сам уже Пантелеимон к Ермолаю и сказал, что он увидел такое великое чудо, и просил его крестить и крестился он. И уже приходя к болящим... Надо сказать, вот здесь очень важнее замечание. Священное Предание нам говорит, что он использовал не только медицинские снадобья, в которых был весьма искусен и обучен, но и молитву. И в некоторых случаях особым образом молясь, исцелял уже не медицинскими средствами, а именем Господа нашего Иисуса Христа. Как видим, Священное Предание говорит нам о том, что он сочетал эти две вещи. Впрочем, если вы откроете книгу Второзакония, там найдете четкое указание: в болезни твоей помолись Богу и обратись к врачу. В общем, Пантелеимон сочетал в себе и врача, сведущего в медицинском искусстве и христианина, уповающего на Господа. Понимающего, что жизнь и смерть человека, жизнь временная и жизнь вечная в руках Его, Господа Бога. И там где бессилен человек, бессильно врачество земное, там Господь Бог способен изменить естества чин. И Пантелеимон пользовался всеми этими раскрывшимися для него возможностями, именем Христовым исцелял людей.

Ну и что дальше может произойти с таким человеком? Да все то, что и сейчас может произойти с любым преуспевшим в той или иной области человеком. Что? Зависть, обычная человеческая зависть других врачей: вот он пошел к ним, вот этот пошел к нему, вот все идут к нему, все хотят с ним, а мы, значит, на обочине оказываемся дороги, как же так. А вот разнюхали: а, он именем Христовым, а он христианин! Ну все, песенка спета! Все! Донос, как обычно это водится, донос императору. И Пантелеимон оказывается пред лицом императора, который спрашивает: ты что? Любимый врач, придворный, популярнейший, успешный, как сейчас говорят. И император спрашивает: ты что, Пантелеимон, ты что вообще? Принеси жертву богам. Пусть они успокоятся, а ты занимайся дальше всем своим делом. Ты же у нас вообще, кто тебя заменит, кого поставить рядом-то, кем заменить? Некем. Ты что? А он отвечает ему, что я христианин и я поклоняюсь Господу Богу Иисусу Христу, Единому Истинному Живому. И никаким идолам не буду поклоняться. В общем, все излагает то, что излагали святые мученики на таком вот допросе.

И мало того, что он так все, как говорится, поперек императора все это сказал, он еще и исцелил какого-то болящего человека в это время присутствовавшего, где-то поодаль тяжко болящий там был. Священное Предание не конкретизирует, по крайней мере, те вот источники, которые я читал, может быть, где-то более конкретно сказано. Исцелил болящего на глазах у императора. Именем Божиим. Ну сами понимаете, уже это была точка над и. Император больше уже не вынес такого, чтобы перед его глазами, именем чужого Бога не просто там кто-то Его исповедует, а еще и исцеляет болящих. Это же вообще. И сами понимаете, император-то, уже сколько на его руках крови – в Никомидии сожжены 30 тысяч только, одномоментно. Сожгли 30 тысяч. Поэтому, конечно, Пантолеона он сказал, что давайте. Жаль, но все.

И Пантелеимона предали разным мукам. Подвесили к дереву, терзали его крючьями, на колесе его шипами раскатывали, драли с него кожу, прижигали ее свечами, разодранное тело, бросали его в олово кипящее. Но он все жив и жив, жив и жив. Мало того, что выходит из какого-то мучилищного, из олова там или вот из этих всех вот опалений, и Господь его оздоравливает – он обретает крепость и силу. А Священное Предание нам говорит о том, что Христос много раз ему являлся во время этих испытаний, укрепляя и говоря, что Я с тобой. И конечно, Пантелеимон всякий раз, как феникс из пепла, восставая, оживая, он всякий раз увещевал императора и всех своих мучителей. Так что мучители его бросали эти вот орудия, которыми они терзали его, говоря, что они больше не будут, просили прощения, падали перед ним. А он понимал, что сейчас просто дело касается его одного, а дело касается проповеди Христовой, ценой своей жизни на глазах у многих и многих людей. Это как раз то, что способствует их приходу к вере.

И вот император, видя, что вообще ничего его не одолевает, повелел бросить его к зверям. Уж пусть они его растерзают, на арене пусть все видят, что даже вот такой человек, какой бы он ни был, исцелял бы и все, пусть вот они его раздерут по клочкам, и на этом все закончится. И император, как говорится, поставит свою печать на этом. Но нет, лютые звери лизали его, ничего ему не сделали. Так что вконец рассвирепев, уже император приказал самих зверей умертвить. А Пантелеимон молился, говорил: «Господи, и звери за Тебя умирают». А трибуны в это время: «Велик Бог христианский» Тогда он приказал и всех, кто кричит это, всех тут же умерщвлять. Так что ходили охранники, и кто дерзал кричать: «Велик Бог христианский!», и звери, и люди на трибунах, все были умерщвляемы. Но сами понимаете, этим, этой кровью император расписывался в своем бессилии, в своем полном ничтожестве пред лицом Божиим. Наконец, он приказал отвести Пантелеимона за город и там отсечь ему голову.

И вот когда настал этот момент, привели, привязали Пантолеона к масличному дереву, то Господь ему явился еще раз и назвал его Пантелеимоном, укрепляя его, говоря, что мы скоро будет вместе. Но те, кто его вел, те, кто его привязывали, в конце концов, все попадали перед ним и сказали: мы ничего тебе не будем делать, ты нас прости. Мы видим силу твоего Бога, мы не хотим идти против Него и против тебя. А он сказал: если вы не выполните это приказание, то не обретете милости у Господа. На этом стоит завершить эту земную жизнь и перейти уже к Господу в Его Царствие Божие. И они, стеная и плача, прося прощения и каясь, выполнили то, что он им повелел, отсекли ему главу честную.

И, как говорит Предание, из животворящего тела его истекло молоко и кровь. И христиане, сопровождавшие его на место казни честное тело его похоронили и главу, и собрали, как могли, эту кровь и молоко. И до X века (до X, а это 305 год!), до X века еще, Предание говорит о том, что хранили христиане эту святыню. И приходили болящие, и приобщались этому, и выздоравливали, исцелялись совершенно. И сама маслина, у которой было совершено это действие, на глазах у всех расцвела и тут же принесла плоды. И особенность этих плодов была в том, что они также исцеляли. И вот Священное Предание содержит невероятно большое количество случаев исцеления по молитве к святому великомученику Пантелеимону, невероятное количество исцелений его чудесной помощи. Его честные останки находятся во многих городах, весях. Очень много их на Афоне, в Греции, вообще по всему миру. Он один из самых любимых и почитаемых святых. Вот так вот юноша, украшенный всеми земными дарованиями и дарованиями небесными, а именно святой верой и упованием на Господа, действительно воссиял в то время, в 305 году, как солнце, в Никомидии, попалив своими лучами все язычество, все неверие и ожесточение против Господа нашего Иисуса Христа. За это Церковь его всегда чтит и славит. Прославляет Господа, явившего в Пантелеимоне такое чудо, такую славу. И мы с вами молимся святому великомученику, чтобы он укрепил нас в наших немощах веры, упования на Господа, чтобы он укрепил наш разум, сердце, волю, чувства. И дал и в телесных наших немощах нам облегчение, и исцеление, и помощь.

Святый великомучениче целителю Пантелеимоне, моли Бога о нас!