Алексеевский ставропигиальный женский монастырь

Москва, 2-й Красносельский пер., д.7, стр.8

http://www.hram-ks.ru

Русская Православная Церковь

Московский Патриархат

Версия для печати

протоиерей Сергий Теплов

День рождения святителя Николая


Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Сегодня, братья и сестры, в воскресный день мы почитаем и святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских Чудотворца, святого, который особо любим в Русской Церкви и стал действительно русским святым, по количеству молитв, которые возносятся в нашей Церкви к этому угоднику Божию.

И сегодня уникальный праздник, день его рождения или, как по-славянски это звучит – рождество. Рождество святителя и Чудотворца Николая. Праздник уникальный, потому что в Православной Церкви празднуется рождество только лишь трех лиц – Господа Иисуса Христа, Пресвятой Девы Марии и Предтечи и Крестителя Спасова Иоанна. О днях рождении других земнородных не упоминается. И святитель Николай составляет исключение, и этот праздник имеет древнее происхождение, он в наши дни возрождается, но его история уходит в глубокую истории нашей Церкви, в XI и XII век, когда этот праздник праздновался в Церкви. И научает нас правильно относиться к собственному дню рождения. Потому что, конечно, Рождество Христово и Рождество Богородицы – это события чрезвычайные, они привели к изменению хода истории, к возможности человеку войти в Царство Божие. Также Иоанн Креститель имеет особое место в Церкви, его день Рождества также почтен. Но мы можем увидеть, что действительно тайна рождения – это дело Божие. И каждая мать это знает, которая рожала детей, зачинала их. Рождение – это есть Божественное свойство Второго Лица Святой Троицы. Бог рождается, вечно рождается – это Его вечное свойство, Сын рождается от Отца. И именно эта тайна запечатлена в тайне рождения человека. К сожалению, мы это мало осознаем и потому не прозреваем замысла Божия о человеке, думаем по земному. А Церковь нас всегда учит мыслить о небесном и в земном видеть отражение небесного.

Так и в дни рождения мы призваны с вами благодарить Бога и постигать тайну создания человека. Потому что непостижимо, как человек зачинаем, и как он возрастает, и как он получает бессмертную душу, и образ Божий в себе, и дыхание Божие. Это тайна, и нам всегда нужно об этой тайне помышлять, и в себе искать Самого Создателя. Не где-то далеко, небо только икона Царства Божия, но Царство Божие, «Царство Небесное внутрь нас есть», – говорит Спаситель. Искать Бога нужно в собственном сердце, там глубина неизмеримая. Это замысл Божий, чтобы человек уподобился Создателю. И в том числе через тайну своего рождения.

Сегодня мы слышим Евангелие, повествующее о том, как ученики уже стали постигать служение, которое Господь им вверит в будущем – служение Церкви, служение народу Божию. Когда Господь проповедовал, и люди уже много дней следовали за Ним, не вкушая пищи, в некоем пустынном месте ученики обратились ко Христу и попросили Его отпустить народ, потому что ему нечего есть, чтобы они могли пойти в ближайшие села и приобрести себе пропитание.

Господь же говорит: «Не нужно им идти, вы дайте им есть». Господь откликается на их заботу о людях, и в этом для нас очень важная черточка евангельского повествования – не быть безразличными к нуждам окружающих нас людей. И Господь вопрошает, есть ли что съедобное. У нас здесь только пять хлебов и две рыбы – говорят ученики. Господа это, конечно, не смущает. Он знает, что хочет сотворить чудо умножения хлеба и рыбы. «Принесите их Мне сюда, говорит Господь, и велел народу возлечь на траву. И взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам а ученики народу». Вот это благодарение Небесного Отца, это благословение и преломление хлеба нам указывает на Евхаристию. То, что и свершается сегодня в храмах вот это благодарение, благословение хлеба и преломление его для раздачи народа. Сейчас мы будем причащаться этого Небесного Хлеба. Господь таким образом готовит Своих учеников к тайне Евхаристии, к тайне питания Церкви благодатным даром Тела и Крови Своей.

«И ели все и насытились». Да, Богу нетрудно напитать весь мир. И все наши нужды, все наши недостатки, только потому что мы не способны воспринять Божий дар, Божие благословение. И для нашего спасения нужно нам почувствовать свою немощность, ограниченность, поврежденность и взыскать Божией помощи, не пытаться спастись своими силами, но прилагать свои силы к поиску благодати Божией.

«А евших было около пяти тысяч человек, кроме жен и детей». Вот эта черта тоже для нас существенна, что жены и дети не входили в счет. А это не значит, что жены и дети были недочеловеками какими-то, но здесь, в древнем мире, мы видим, люди знали иерархичность устроения человеческого общества, что муж во главу жены, а жена в помощь мужу. И дети рождались не для жены, но для мужа. В наше время все не так. В наше время жена во главе, дети все ее, поэтому и суд всегда детей оставляет с матерью. Раньше так не было, раньше дети оставались с отцом, когда происходил распад семьи. И вот эта женская эмансипация, она разрушает семьи в наше время, когда женщины берут на себя мужские функции. Это и во время войны особенно происходило, по необходимости, потому что мужчины все почти были на фронте. То есть это не есть вина женщины, это есть дело лукавого духа. И женская природа создана для того, чтобы, сочетаясь с мужем, образовывать единство любви, и чтобы муж был мужем, а жена женой. Вот в наше время очень важно, особенно православным христианам, которым возможно, другим-то невозможно просто уже, а христианам еще возможно исправить эту ситуацию с помощью Божией. И вновь женщинам обрести женское свое состояние, Богом данном, обрести радость, мир, полноту жизни именно в единении с мужем и отдании мужу первенства. Так чтобы исполнилось слово апостола: ни муж без жены, ни жена без мужа, так чтобы единство любви и взаимного почитания приводило к решению всех вопросов в духе мира разумности.

Мы видим, что Богу нетрудно умножить и земные блага, а тем более блага духовные. Богу нетрудно нас очистить от грехов, нетрудно нам даровать вышестественные силы и способности, лишь бы мы были к этому предуготовлены, лишь бы мы того желали и искали. И как важно нам иметь вот эти начатки Царства Божия в себе. Бог не сотворил, вот эти хлебы из ничего просто, как Он сотворил этот мир. Он воспользовался уже существующим сотворенным материалом, этими пятью хлебами и двумя рыбами. Это нам указывает на то, что в нашей душе уже есть начатки благодатной жизни. Господь даровал нам их в Святом Крещении и постоянно их умножает через таинства Исповеди и Причастия, через молитву, через самоукорение, через предстояние Богу. Где бы мы ни были – дома, или в пути, или в храме. Господь всегда стремится умножить в нас то, что уже Он нам даровал. И пускай это дарованное нам кажется малым, как эти пять хлебов, но Бог легко может умножить в нас то хорошее, что мы уже в себе осознали, то что мы все себе осмыслили, то что мы стараемся осуществить в себе и хранить.

Потому для нас важно научение добродетелям, научение исполнению заповедей Божиих. И как только в нас появится хотя бы малая способность слышания слова Божия и исполнения Его заповедей, Господь совершит чудо и умножит в нас то, что уже есть, то что мы уже бережем и то, что мы стараемся осуществить. И, скажем, в семейной жизни – это способность понимать друг друга, способность прощать друг друга, не впадать в раздражение, не проявлять насилия в отношениях, но достигать согласия, понимания, взаимной уступчивости. Говорить друг другу комплименты – то есть что-то хорошее, приятное, радостное. И это будут любви прекрасные моменты, которые Господь умножит и укрепит в нас и дарует нам силы для того, чтобы преодолевать все искушения, которые нам необходимо пройти в этой земной жизни. И пусть святитель Николай нам будет правилом веры и образом кротости, действительно, человеком, который своей жизнью показал нам, как возможно умножение благодатных даров в человеке, когда он идет путем Христовых заповедей. Аминь. С праздником.