Алексеевский ставропигиальный женский монастырь

Москва, 2-й Красносельский пер., д.7, стр.8

http://www.hram-ks.ru

Русская Православная Церковь

Московский Патриархат

Версия для печати

протоиерей Евгений Каньшин

Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня


Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Дорогие братья и сестры, сегодня Церковь воспоминает события, связанные с изнесением святых Древ Животворящего Креста Господня. О чем идет речь. В часослове 1886 года Константинопольском сказано, что издревле в Константинополе был такой обычай: в августе месяце (почему-то с этим месяцем было особенно связано частое возникновение разных моровых поветрий, так что очень многие заболевали и страдали весьма) возник обычай износить из сокровищницы Софийского храма Честный Крест и полагать его на святую трапезу. И лежал он там как раз до праздника Успения Пресвятой Богородицы. А в это время везде совершались литии, молебные прошения возносились Господу о прекращении этих вот моровых поветрий и всяких язв. Народ молился, затем Честной Крест выносили для поклонения и все могли желающие, а желающих было бесчисленное количество, поклониться Кресту Господню.

И святейший патриарх Филарет на Руси связал с этим днем день Крещения Руси, который в общем-то был практически в то же самое время, 1-го числа, как говорят летописи. Таким образом, день Крещения Руси был связан с днем изнесения Честнаго Креста Господня. И далее все за ним патриархи утверждали именно так праздновать сочетание этих двух событий.

Еще в сегодняшний день вспоминаются святые мученики Маккавейские, которые пострадали при нашествии ассирийцев на Палестину в 166 году до Рождества Христова. И тогда очень много претерпела Святая Земля от ассирийцев, так как запрещено было поклоняться Истинному Богу, и в Иерусалимском храме поставили идола Зевса, которому обязывали всех поклоняться. И тогда очень многие отступили от Бога, страшась смерти, наказания и всего прочего.

И вот была такая семья, так вот они в историю и вошли как семейство мучеников Маккавейских, их имена приводятся в календаре, и на отпусте все время поминаются. Так вот они отказались поклоняться Зевсу, сказали, что они будут Истинному Богу поклоняться. И все семь братьев были умерщвлены по очереди. Никто из них не отступил от Бога. Но все, как, знаете, по образу Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, уже в новозаветное время, а это еще до прихода Христа, так же все семь братьев погибли в истязаниях в этих, но не отступили от веры в Истинного Бога. А мать их, уже молясь Господу на их честных останках, уже предала Господу душу свою в руце, так же как София на могиле своих дочерей Веры, Надежды, Любови.

И вот святых мучеников Маккавейских, святые отцы говорили, чествовать, как святых мучеников, за Христа пострадавших. Потому что их подвиг был таким вот христоподражательным, относительно веры в Истинного Бога. Не пожалели они своей жизни, не искали никаких жизненных выгод и удобств, никаких компромиссов не строили, но исповедовали Истинного Бога перед лицом языческого идолопоклонничества. И как раз в день Крещения Руси, в день Изнесения Честных Древ, вспоминаются и эти мученики, показавшие нам пример веры.