Алексеевский ставропигиальный женский монастырь

Москва, 2-й Красносельский пер., д.7, стр.8

http://www.hram-ks.ru

Русская Православная Церковь

Московский Патриархат

Версия для печати

протоиерей Евгений Каньшин

Память святых мучеников Мелитинских


Спаси Господи, Святейшего Патриарха, труды он подъемлет трудно уразумеваемые нами, простыми обывателями, прихожанами. Паства огромная и в России и за рубежом, в каждой стране есть православные приходы, вверенные Святейшему Патриарху и верные Святейшему Патриарху, даже в тех зонах, где военные вооруженные конфликты. И дело спасения, которые ведут приходы в России и за рубежом – это дело самое важное, Господом нашим Иисусом Христом благословленное: крестить, отпевать, воцерковлять, приводить к Господу. Какая бы клевета, какое бы зло ни лилось в адрес Святейшего Патриарха, в адрес христиан, мы должны всю эту злобу и ненависть, всю эти черноту игнорировать, помнить слова Христа. Он сказал четко и ясно: «Меня гнали, и вас будут гнать». И как мы знаем, в Отечестве нашем гонения на христиан, на Христа, на христианство, на Церковь были весьма и весьма жестокие. И во всем мире.

И вот сегодня мы воспоминаем память 33 мучеников, в Мелитине пострадавших – тоже речь идет о гонении на христиан. И было это событие, которое мы воспоминаем сегодня, в III веке, когда Диоклетиан и Максимиан соправили в Римской империи на рубеже 284-305 годов. Решили набрать эти императоры войско себе, пополнение в Каппадокии, заодно и тамошних истребить христиан. И вот был направлен от них военачальник Лизий в великую Каппадокию для того, чтобы выполнить это поручение. В одной местности ему указали на Иерона как на человека сильного, разумного, человека вполне достойного, и Лизий решил призвать его к себе. Ну как призвать? Сказать, чтобы явился неукоснительно и не вздумал никуда уходить или отказываться под страхом смерти. Это повеление императора и он как подчиненный императоров, как человек входящий, так сказать, своим местом жительства в границы империи, обязан был подчиниться императорам и прийти к Лизию.

Но Иерон отказался, сказал, что он не будет этого делать, служить этим язычникам. А был он христианином, а воины, несколько человек хотели просто его силой взять, скрутить и уволочь к Лизию. Но Иерон схватил какое-то полено, валявшееся где-то тут неподалеку, и всех этих воинов с мечами и доспехами отдубасил очень даже чувствительно, так что они убежали от него, доложив своему военачальнику, что этот Иерон такой сильный, что вот он их отлупил и, в общем-то, как говорят, они еле ноги унесли от него. Тогда Лизий, конечно, рассвирепел: что это за дерзость и наглость такая? Каким-то поленом римских воинов дубасить – это где это вообще видано! И послал еще больше количество воинов взять этого дерзкого человека.

Но вот Иерон в то время, пока воины на него жаловались, он в своем поселке многим рассказал, что идут сюда рекруты и будут мобилизовать, и многие юноши присоединились к нему, человек 18, и ушли они в пещеру. Сами знаете, Каппадокия – это подземный город, пещеры были еще и до христиан, и вообще Бог знает, когда эти пещеры, многоярусные подземные города там возникли. Так вот Иерон с единомышленниками укрылись в пещере. В конце концов, все-таки воины нашли эту пещеру и пытались взять ее штурмом, но у них ничего не вышло, потому что те друзья, сотрудники Иероновы всех и этих воинов, в общем-то, тоже хорошенько отлупили. Не получилось ничего у них совершить.

Лизий был в бешенстве от этого. Но некий человек, знавший Иерона, Кириак именем, пришел к Лизию и сказал, что он договорится с Иероном и успокоил Лизия, что он приведет Иерона. Не так надо с ним разговаривать, по-человечески надо. И вот этот Кириак договорился с Иероном, сказал, что не причинят ему никакого зла, ему и прочим юношам, которые присоединились к Иерону, чтобы они все явились к Лизию и спокойно с ним поговорили. Тогда Иерон с единомышленниками вышли из пещеры, и еще к ним присоединилось несколько человек, так что во главе с Иероном их стало 33, и они пришли к Лизию и разговаривали с ним. Лизий убедил их в том, что они не должны сопротивляться, потому что все равно для них все закончится плохо, если они будут продолжать это упорство. Тогда Иерон согласился служить.

Но первым неизменным условием для того, чтобы вступить в ряды Римской армии, было принесение жертвы богам. Поскольку все были язычники, то надо было принести жертвы богам, а Иерон и все его спутники христиане все отказались, сказали, что мы Христу поклоняемся и никаким другим богам никаких жертв приносить не будем. И Лизию надо было либо согласиться с этим, а значит подставить себя перед другими, либо надо было не выполнить набор, не восполнить числом этих юношей, а наказать их как христиан. И вот он выбрал второе, решил не призывать их на службу, но все они были отведены в город Мелитину. И надо сказать, что по дороге Иерону было видение. Явился ему некто в белых ризах облаченный, светлый и сказал ему кротким голосом, что вы идете в Мелитину пострадать за Царя Неба и земли, но не бойтесь, Царь Небесный прославит вас в Своем царстве.

И вот по прибытии в Мелитину юноши с Иероном были воинами жестоко избиты, Иерону отсекли руку, и через сутки их всех обезглавили. И было это не из-за того, что они не соглашались служить, а именно из-за того, что они были христианами. Вот таким образом выслужился Лизий, таким образом святые мученики 33 в Мелитине пострадавшие, во главе с Иероном, среди них и мученик Евгений, мой небесный покровитель, таким образом они прославили Господа, став в числе святых мучеников Христовых. Христиане тайно погребли тела святых мучеников, но через несколько веков – это место хранили особо, знали, почитали, – были обретены их святые мощи, уже тогда, когда империя стала христианской.

Вот такое событие мы сегодня в контексте дней – как мы знаем, что в той местности Каппадокии и недалеко от того места Сирии сейчас ведется война. Это страдают также христиане, святые мученики наших дней, мученики новейшей истории. И сейчас вот Книга жизни пишется, житие каждого пишется. Надеемся, что молитвами святых мучеников, в Мелитине пострадавших, Господь даст нам всем силы исповедовать Его имя святое. Спаси вас Бог. Божие благословение да будет со всеми вами.