Алексеевский ставропигиальный женский монастырь

Москва, 2-й Красносельский пер., д.7, стр.8

http://www.hram-ks.ru

Русская Православная Церковь

Московский Патриархат

Версия для печати

протоиерей Евгений Каньшин

Память святителя Григория Неокесарийского


Поздравляем всех причастников с принятием Святых Христовых Таин.

Сегодня Церковь вспоминает святителя Григория, которого именует чудотворцем, чудотворцем Неокесарийским. И Священное Предание говорит нам о том, что святитель Григорий родился в городе Неокесарии, где-то в начале III века, приблизительно так. Сам день его рождения неизвестен, но как раз на то время приходится описание его жизни в Священном Предании. В нем говорится, что святитель Григорий по своему происхождению был из семьи знатной и получил очень хорошее образование, собирался на службу императору, при дворе, с его уровнем образования и теми дарами разумности и цельности характера, которые Господь дал ему. Но в то время он встретился с христианским учителем Оригеном. Ориген проповедал Христа. Само богословие тогда еще не было развито, и из уст в уста передавали Священное Писание, писание как раз Иоанна Богослова было уже в то время написано им, и многие имели свитки и других учителей и евангелистов. И вот Ориген наставил Григория, которого звали Федором до крещения, в христианской вере, обратил его взор на Христа Спасителя, на ту жизнь, которую дает Христос в Самом Себе, жизнь вечную, жизнь, меняющую все принципы существования человека. И Федор, будущий святитель Григорий, всем сердцем воспламенился быть христианином, попросил крещения и после этого стал огромное количество времени уделять изучению доступного на тот момент Священного Писания и Ветхого Завета, и новозаветных евангельских текстов.

Вскорости он решил, что ни к чему ему идти служить императору, захотел он уединенного жития, молитвы, чтобы самому встретиться с Господом живым и действующим. Вспоминая слова Христа, что «Я путь, истина и жизнь», Григорий решил, что именно по этому пути он и должен идти, чтобы обрести истину и вследствие жизнь с Богом. И он удалился в пустыню и там подвизался в посте и молитве и изучении также Священного Писания. Надо сказать, что его подвижническая жизнь действительно была аскезой высокой. Господь, видя усердие подвизающегося Григория, помогал ему, умудрял его, дал ему благодать чудотворений, рассуждения, мудрости. Так что многие приходили услышать его совета и воспользоваться его рассуждением и молитвой.

Жители города Неокесарии, прослышав о том, что Григорий подвижник, молится за всех христиан, несколько жителей города собрались и пошли к нему упрашивать его быть их епископом. Он отпирался, но однако же они ему сказали, что мы решили, мы тебя избрали, и будешь епископом и все тут. И видя в этом волю Божию, он согласился. И когда вернулся в город и начал свою деятельность как епископ, он заметил, что христиан в городе мало, в основном язычники, языческие статуи и капища. Священное Предание говорит о том, что в городе было не более 17 христиан. Но за время епископской деятельности святителя Григория в Неокесарии, во время, когда Господь споспешествовал ему чудесами и благодатью, весь город стал христианским, за исключением, может быть, 17 язычников.

Но епископ Декий в 250 году воздвиг гонение на христиан, и святитель Григорий с некоторыми из клира решили удалиться от гонителей, спрятаться от них, потому что очень много городов окрестных зависели от их духовного окормления, от их заботы и попечения. И не желая безвременной кончины, видя, какое огромное количество людей нуждается в их помощи, святитель Григорий с диаконом, обращенным из язычества, удалились на некий холм и там молились. Потому что преследователи их повсюду шарили, искали Григория святителя, желая его предать смерти.

И собственно, вот гонители и сам холм этот обнаружили и стали на него взбираться. А святитель Григорий с диаконом молились Господу, чтобы Он сохранил их от гонителей, и больше бежать им было некуда. Так вот преследующие их воины императора Декия несколько раз проходили мимо них, но не видели их. Потом они рассказывали, что они везде все исследовали, нигде не нашли, даже на самый холм забирались высокий, а там, кроме двух деревьев, ничего и не было. Так и удалились ни с чем. Вот на этом примере мы, конечно, видим, как Господь сохранил чудно, что воинам показалось, что два дерева были на холме. Но святитель Григорий с диаконом вот таким образом миновали смерть, вернулись опять в город и занялись все тем же: обращением людей из язычества в христианство и созиданием церквей Божиих и общин христиан. Долго подвизался святитель Григорий, кончина его была приблизительно в 270 году, и народ помнит его и называет его вторым Моисеем за его многочисленные чудотворения прижизненные.

Вот такой чудный святитель, человек, который сохранил истину веры, не поддавшись никаким лжеучениям. Как известно, Ориген уклонился в лжеучение, и на соборах его лжеучение было отвергнуто, Оригена, и анафематствовано. Но святитель Григорий и сам присутствовал на многих соборах, утверждая истину и проповедуя Евангелие в его чистом, неизменном, не искореженном еретиками виде. Собственно, благодаря трудам таких, как святитель Григорий, людей святой жизни и ответственных перед всеми за проповедь чистую, лишенную всякой ереси и примеси человеческого суемудрия, Священное Писание и богословие христианское до наших дней сформировались и являют из себя образ истинной веры.

Молитвами святителя Григория, будем надеяться, Господь умудрит многих заблуждающихся, уклоняющихся от истинной веры в суемудрия, в суеверия, в ереси и расколы обратиться на путь покаяния, истиной веры, ибо только так можно встретить Живого Бога.