Официальный сайт Алексеевского ставропигиального женского монастыря. Адрес сайта: www.hram-ks.ru


протоиерей Евгений Каньшин

О святом праведном Филарете Милостивом


Поздравляем всех причастников с принятием Святых Христовых Таин.

Сегодня Церковь воспоминает святого праведного Филарета Милостивого. Жил он в VIII веке, в Малой Азии. Интересна судьба этого человека. Господь дал ему благочестивых родителей, которые воспитали святого Филарета в вере, в строгости христианской жизни. Господь дал ему семью: жену, детей, у него был сын и три дочери. Но сам Филарет усвоил себе образ восприятия всякого приходящего нуждающегося, нищего, обездоленного, несчастного человека как приходящего Христа, вспоминая слова евангельские: «Если вы одели нагого – Меня одели, если вы накормили голодного – Меня накормили» – Христос говорит. «Если вы посетили в темнице человека несчастного, пребывающего там, Меня посетили. Посетили убогого в больнице болящего – Меня посетили». Господь и вменяет милость, оказанную людям страждущим и немощным, как милость, оказанную Самому Себе, Самому Господу.

И вот слова Христа, нет милости не сотворшему милости, как раз вполне исполняются на Филарете. Исполняются в нем таким образом: он-то как раз милость и творил и милость Господню получил, но между первым и вторым был достаточно большой промежуток времени. А точнее если говорить, святой Филарет раздавал свое имение потихонечку всем нуждающимся. Раздавал, раздавал, потому что было чего раздавать, был он человек весьма знатный и богатый, и он это богатство все и употреблял таким образом в дело, раздавая бедным, обездоленным и нищим. И даже в народе он прослыл за это Милостивым, именно за это. Еще помнил он слова евангельские, которые и мы с вами сегодня тоже слышали: «Какая вам благодать, когда вы любите любящих вас, когда взаймы даете тем, кто отдать может, когда милуете тех, кто и вас может помиловать. Любите враги ваши, от взимающего у тебе не уклоняйся». Вот Филарет воспринял все эти слова живо, и, как Христу, подавал всякому просящему.

Конечно, такие его действия не вызывали особой радости у его супруги, которая стремилась сохранить что-то, имея на руках троих детей. Ее понять можно, она не видела в его действиях рассудительности, ей казалось, что он действует безрассудно, отдавая все до последнего. Как же дети, как же они? А их накормить, а их одеть, а их воспитать, а образование? А что скажут другие люди, которые видят, какой наша семья была и какой она сейчас становится, благодаря твоему расточительству? Укоряла много его жена и, в конце концов, так она решила обособиться, что отделилась вместе с детьми и уже имела какую-то часть имения общего, только сама управляя этим вот куском.

А святой Филарет раздавал все. И, надо сказать, обнищанию его способствовали еще набеги арабов, которые вконец разорили Малую Азию и разграбили все, что можно было разграбить. У Филарета оставалось два вола, корова с теленком, ульи, немного хлеба. В конце концов, понимая, что не может он исполнять заповедь, которую решил исполнять как принцип своей жизни, не может он ее исполнять как-то вот ограниченно, заповедь Божия не имеет ограничений, и Филарет раздал, нуждающемуся крестьянину отдал волов, другому корову с теленком, затем раздавал хлеб, сколько мог. После набегов арабов людей обездоленных стало в энное количество раз больше. Конечно, все тянулись к его двору. Вот и хлеб закончился у него, и ульи меда больше не имели, и мед он весь раздал. В конце концов, и верхнюю одежду свою он снял и отдал какому-то просителю. И, в общем-то, остался таким же неимущим, как те, кто приходил к нему, просители, так что даже и куска хлеба у него не было саму поесть. И вот через какое-то время, испытывая нужду и голод, он постучался в дверь к своим жене и детям, и попросил у них кусочек хлеба, говоря о том, что уже не как отец у вас прошу, а хотя бы как нищему подайте кусочек хлеба.

Интересно, что не было ни ропота, ни ожидания чего-то особенного у святого Филарета. Исполнив заповедь, расточив все имение, по сути дела, только Христос у него был, только Христу молился он. И уже пост у него был всегда, потому что не было ему чего особенно поесть, кто что подаст. Поддерживая нищих, обогащая приходящих к нему, он сам, если так можно сказать, в ноль превратился, спроецировался совершенно в точку – ничего у него не было, только жизнь и молитва Христу Спасителю.

Но надо сказать, время шло, и дети его вырастали. И надо сказать, что, неся крест нищей жизни, он сподобился действительно благодати Божией за свое милосердие. Уже воспринимали его многие не как чудака, не как сумасшедшего, не как какого-то совершенно неправильно трактующего Евангелие человека, но смотрели на него, как в свое время когда-то на Иова Многострадального: что явит о нем Господь. И вот то, о чем мы говорили в начале: нет милости не сотворшему милости – случилось в конце жизни святого Филарета.

Внучка его, Мария, вышла замуж, была избрана Константином Порфирородным, императором, и стала императрицей. Вот так вот, ни много ни мало. И вернулось в дом Филарета к его детям, к его супруге, к нему самому, к родственникам такое количество богатства, ну соответственно и знатный род стал их теперь, раз уж их отрасль стала императрицей. Вернулось к ним все сторицею, так что все уже говорили: истинно дело Филарета, Бог подтвердил Свои слова. Еще при жизни Господь дает милость всем, кто сотворил милость.

Много времени прошло до этого события? Много. Но застал его Филарет? Застал. И слава, и имущество, все это в изобилии рекой потекло и в их дом. Но исполнял заповедь Филарет, взятую на себя, не под принуждением. И все то, что он 85 лет своей жизни исполнял, под конец жизни совершенно ему это богатство и слава были не нужны. Только заповедь эта у него и была идеей его всей жизни. И вот тогда он отделил всем родственникам, что мог отделить, всем все раздал. И малую часть оставил себе на раздачу. Опять на раздачу. И раздавал все, что мог, делая людей счастливыми, поддерживая всех обездоленных, болящих. Пять лет своей жизни последних – а прожил он 92 года, – Филарет, еще раз обретши богатство, обретши славу, все раздавал, потому что самое главное богатство, которое он за время своей нищенской жизни приобрел, это был Христос.

Предсказав всем своим детям их будущее, он, имея Христа в своем сердце, почил, мирно предав душу в руце Божии. Все прославляли его, и Господь его прославил. У гроба, когда все подходили прощаться с ним, исцелился бесноватый юноша. И все еще более восхвалили Господа и угодника Его, нищелюбца, страннолюбца, милостивого Филарета праведного.

А супруга его, осознав всю глубину упования на Господа, приверженности к Нему, супруга его пошла тем же путем: она отделили себе часть имения и занялась храмостроительством, строительством монастырей, строительством домов для обездоленных, для сирот, для болящих. В общем-то, занялась таким вот страноприимничеством и храмоздательством. И надо сказать, что это тоже были последние годы ее жизни. Все это употребив, и построив много и сделав много, его супруга также почила мирно, и погребли ее в том же склепе, где были мощи и праведного Филарета.

Вот Господь показывает, как люди не боялись исполнять заповедь Божию. Кто-то подвизается в аскезе, кто-то в сугубой молитве, кто-то в защите Христовой, прославлении, в мученичестве, кто-то в подвиге христианского благочестия, воспитывая детей, созидая семью, кто-то иные находит для себя поприща. Вот Филарет нашел такое, особенное. И, безусловно, всегда он был небесным покровителем всех, кто оказывает благотворительность, всех, кто рассудив о том, что в его кармане есть, помогает, как может. Все, кто творит милостыню, все находятся под молитвенным покровом святого Филарет Милостивого.

Будем надеяться, что и нас он благословит, и наше сердце будет умягчено, и мы будем понимать, что Христова заповедь неложная, что слова, сказанные в Священном Писании, Бог исполняет четко и пунктуально, неложно. Нам остается только не колебаться в вере и не сомневаться в Боге, но иметь слова Христовы как руководство к действию, руководство к жизни. Подумать о том, что нам надо каждому в себе исправить, подумать о всех заповедях Господних и постараться вместить их в свое сердце.