Алексеевский ставропигиальный женский монастырь

Москва, 2-й Красносельский пер., д.7, стр.8

http://www.hram-ks.ru

Русская Православная Церковь

Московский Патриархат

Версия для печати

протоиерей Евгений Каньшин

Память святого пророка Аггея


Поздравляю всех причастников с принятием Святых Христовых Таин.

Сегодня Церковь воспоминает, в канун опять же Рождества, пророка Аггея. Все пророки воспоминаются в канун Рождества, в особенности те, которые говорили о грядущем Спасителе мира, о том, что Бог придет во плоти спасти людей от грехов их.

И вот пророк Аггей за 500 лет до Рождества Христова был явлен обществу иудейскому. Надо сказать, что халдеи разрушили первый Иерусалимский храм, который сиял благолепием, расхитили его, вынесли оттуда все, что было ценное, золотые серебряные сосуды, церковную утварь и все прочее и забрали все это в Вавилон, в столицу своего царства. Туда же были угнаны и все иудеи. И вот Предание говорит нам о том, что пророк Аггей и был рожден в то время, когда иудеи находились в вавилонском плену, в Вавилоне рос, воспитывался в своей семье, был правоверным иудеем. Но иудеи находились по властью вавилонян, вера их была попираема, и Господь внушил Аггею и Захарии – был в то время еще пророк Захария, – обратиться со словом Божиим к своим собратьям и сказать им, что так повелевает Господь Бог: возвратитесь в страну свою, обустраивайте землю, которую Я дал вам в наследие и Я буду вам помогать, и вы будете строить храм Мне и возносить имя Мое, ибо оно свято.

И вот обратился пророк Захария к правителям Вавилона, и те отпустил иудеев по внушению Божиему. Господь сказал, что Я умягчу сердца их, и они отпустят вас в землю, которую Я дал вам, землю обетованную. И вот иудеи были отпущены и многие занялись по пришествии в Иудею обустройством своих домов, своего хозяйства, благоукрашением своих домов, жили и возделывали землю, созидали свое собственное каждый хозяйство, это и понятно. А храм Иерусалимский, на нем не осталось и камня на камне, одни развалины, свято место было пусто.

И вот Господь обращается через пророка Аггея опять и через пророка Захарию к иудеям. Аггей возвышает голос и говорит: так говорит Господь Бог Израилев: хватит вам украшать свои домы, а дом Господень при этом вы не строите и не созидаете. И то, что сеете, вы десятую часть собираете – то что произрастает у вас, собираете урожай, остальное все засыхает. И рождается у вас скот и умирает, и только десятая часть остается. И это все не случайно, потому что вы закрыли свои сердца для Господа Бога. Слышали слово пророче иудеи, но не было среди них лидера, того, кто бы мог возглавить строительство.

И вот Господь избрал одного из таких людей, иудеев правоверных, звали его Зоровавель и сказал ему Господь: ты, Зоровавель, будешь строить дом Божий. И Я, Господь Бог твой во всем тебе буду помогать. Ты своими руками начнешь этот храм строить и своими руками и завершишь его. И много еще Господь сказал о том, как Он будет помогать Зоровавелю, как он будет созидать дом Божий. Потому что иудеи, потерявшие веру в истинного Бога, совершенно ассимилировались с окрестными язычниками. Таковы, к примеру, были самаряне, которые, к примеру, не собирались строить храм Богу там, где был первый храм, на той же самой горе и не хотели помогать. Зоровавель нашел себе сподвижников, пророк Аггей ему помогал и Захария, поднимали дух народа, вдохновляли, возвещали слово Божие и начали строить храм Господень.

Самаряне, которые не хотели его строить – это иудеи, смешавшиеся с язычниками, кстати, они до сегодняшнего дня живы, племена их, самарян, находятся в земле в Израиле. У них свои книги и свои исторические хроники об этих событиях, что весьма тоже интересно для изучения вообще в историческом плане и духовном всех этих событий. Так вот самаряне пришли к царю Киру и стали жаловаться персидскому царю, который, собственно говоря, способствовал тому, чтобы иудеи ушли в свою землю из Вавилона, потому что Кир, царь персов, разрушил Вавилон и победил Навуходоносора, царя вавилонского. Так вот обратились самаряне через подкупных чиновников персидских – смотрите, как все напоминает сегодняшний день: подкупили чиновников, чиновники обратились к Киру, персидскому царю, сказали: вот иудеи храм строят, наберутся силы и будут сопротивляться, и не будут тебе платить подати. Такое вот хитросплетение придумали. Не хотели самаряне, чтобы иудеи укреплялись у них перед носом, соответственно, пожаловались, таким образом сплели сеть для иудеев в глазах Кира.

Но Кира Господь умудряет. Вот, к слову, перс – а Господь его умудряет. Многие спрашивают: вот мы Богу молимся, постимся, нам трудно жить, а вот там те, не постятся, не молятся, а почему они так хорошо живут? Откройте Священное Писание, посмотрите: судьбы Божии находятся в руках Божественных, судьбы людей. Важно было осознать Киру одну очень важную вещь. Он сказал, Кир: поднимите хроники, исторические летописи и посмотрите, как строился первый храм, что было с первым храмом. Подняли хроники, посмотрели: оказывается, предки Кира разрешили иудеям строить храм и даже помогали материалами, древесиной, в частности, и помогали материально, то есть деньгами, теми средствами, которые тогда были в обиходе. И при этом, когда был построен храм, Иудея жила и также исправно платили подати, и персам в том числе, и не было никакой войны с иудеями.

Уразумев это из летописи, Кир сказал: пусть строят. И тем подкупным чиновникам, которые пришли к нему жаловаться, он сказал: возьмите древесины, те сосуды, которые Вавилон разграбил, теперь они оказались у персов, возьмите эти сосуды золотые, серебряные, возьмите из казны денег и помогите иудеям строить их храм. Как это сделали мои предки, так и я сделаю. И вот те люди, которые пришли жаловаться, в результате оказались первыми помощниками. А тот, от кого надеялись самаряне получить прещение на иудеев, тот первый явился им помощником. Это говорит о чем? О том, что всякий человек может снискать милость и вразумление от Господа Бога. Каждого судьбу Господь держит в Своих руках и судить будет каждого по делам его совести, по делам его жизни. Правоверный, неправоверный – для каждого суд свой, требования свои. И каждому надо наблюдать за своей собственной совестью, а не тыкать в ближнего пальцем.

Самаряне в результате посрамились, Зоровавель с поспешниками получили огромную помощь от персов, храм иудейский был благоукрашен, построен за четыре года – немыслимо короткий срок, – за четыре года был восстановлен. И, как Господь и говорил через пророка Аггея, что второй храм будет более благоукрашенным, более прославленным во всех смыслах, чем первый, так оно и случилось. Второй храм был создан за четыре года. И Зоровавель начал его строить, он же и завершил это строительство. И если мы с вами откроем Библию, найдем книгу пророка Аггея, там всего лишь две главы, в которых описано, как Зоровавель завершил стройку, как собрались чины левитов, как освятили себя, очистили себя, как положено было по закону Моисеову, очистили и освятили храм, и стали совершать в нем службы. Так Кир, царь персов, еще и прислал им для всесожжения, как тогда было положено, тельцов, овнов и прочую живность для всесожжения.

Пророк Аггей в связи с этим говорил, что народ иудейский, почитающий Господа Бога, вернувшись в свой храм, вернувшийся к Господу Богу будет благословен и Господь будет освящать людей Своих, и будет среди них. Так оно по слову дальше и получилось. Сам пророк умер свой смертью со временем и был похоронен у себя на родине, среди могил первосвященников.

На этом примере мы с вами можем тоже много уроков извлечь, научиться тому, что вера должна быть во главу угла, почитание Господа Бога, почитание храма как особого места присутствия Божия. Это воля Божественная, не наша выдумка. Нужно следовать этой воле Божественной, Господь благословит нас и будет нам помогать. И те люди, которые, может быть, мы предполагаем, против нас, окажутся и не против нас, а умягчит Господь сердца их, и будут они к нам благоволить, лишь бы мы сами следили за собой.

Спаси вас Бог. Божие благословение да будет со всеми вами.