Официальный сайт Алексеевского ставропигиального женского монастыря. Адрес сайта: www.hram-ks.ru


протоиерей Евгений Каньшин

Память преподобного Исаакия исповедника, игумена обители Далматской


Поздравляем всех причастников с принятием Святых Христовых Таин.

Сегодня Церковь воспоминает преподобного Исаакия, игумена обители Далматския. События, связанные с преподобным Исаакием, происходили в конце IV века. Тогда в Византии правил император Валент, который был по сути дела еретиком-арианином. И как известно, арианская ересь разрушала понятие Святой Троицы, совершенно коверкая Божественное откровение, и ересью этой были заражены очень многие умы того времени, в том числе и императоры. В связи с этим возникало в империи большое количество гонений на православных, столкновений ариан и православных, ариане разрушали храмы, убивали даже православных и заточали в тюрьмы. Но параллельно с этим готы разоряли империю, как раз в это время взяли под свой контроль Фракию и двигались дальше, к Константинополю.

И вот император Валент решил встретить готов огнем и мечом. Узнав об этом, Исаакий, к тому времени уже подвизавшийся в монастыре долгое время, вышел из своего монастыря, пришел в Константинополь и искал встречи с императором, предупреждая его, чтобы император отказался от арианства, и тогда победа будет за ним, а не за готами. Но император не внял словам монаха, отвернулся от него и все. Но Исаакий был настойчив, через какое-то время, когда проходили сборы на войну, он опять попытался встретиться с императором и опять произнес те же слова: откажись от ереси арианской и ты победишь готов. Но император приказал своим слугам, чтобы они задержали этого монаха. Тогда Исаакий преподобный через этих слуг, которые его взяли, сказал: передайте императору, что если он не откажется от ереси арианской, то проиграет сражение с готами и сам умрет в пожаре. Такое четкое и ясное пророчество, как говорится, не в бровь, а в глаз. Но Валент, уверенный в себе, и окрыленный своим царским достоинством, самолюбовании полном, отверг эти слова: какой-то монах чего-то мне говорит. Ну и пошел, собственно говоря, собрав войско, на готов. А сам, уходя, сказал двум слугам своим: вы этого монаха придержите, посадите его в тюрьму, а когда я вернусь, я с ним разберусь. И эти слуги стали охранять Исаакия в темнице.

А события развивались таким образом, что Валент пошел на готов, и был ими побежден, разгромлена была его армия. Готы очень хитро построили свой план атаки, так что императорские войска потерпели поражение. И не просто войска потерпели поражение, а уже и сам император вынужден был бежать, скрываться, чтобы его готы не убили. И скрывался он в каком-то сарае с соломой, залез туда, спрятался. Но готы не стали его оттуда вызволять, а просто снаружи подожгли. И сожгли этот сарай дотла вместе с императором и еще несколькими людьми, которые были с ним.

Таким образом, сбылись пророчествия преподобного Исаакия Далматского. Те, кто сбежали с поля битвы, вернулись в Константинополь и рассказали, что император сгорел, армия разбита, все плохо, а пророчество старца сбылось. И тогда вот те слуги, которые охраняли Исаакия преподобного, поняли, что это пророк Божий, и слово его истинно. Тогда они стали слушать преподобного Исаакия, фактически стали уже после этого его слугами. Хотя он в слугах не нуждался, но тем не менее они вот уже неотступно были с ним везде, где бы он ни ходил.

Но империя не может быть без императора. Собором оставшихся чиновников был избран императором Феодосий, который в истории именуется святым Феодосием Великим. Почему святой он именуется? Потому что внял голосу разума. Преподобный Исаакий и ему сказал некоторые важные слова. Но прежде Феодосий сам нашел Исаакия, поклонился ему и, спрашивая его благословения, сказал: что благословишь мне делать? Смотрите, какой уникальный случай: новоизбранный император испрашивает благословения, воздает честь старцу, монаху и спрашивает, что мне делать. Не в смысле как управлять империей, а какие ключевые важные вещи он должен исполнить, чтобы благословение Божие снизошло не только на него, но и на его правление, на всю страну, на всю империю.

Вот Исаакий ему сказал простые слова: «Собери Второй Собор Вселенский и осуди арианство, чтобы прекратились гонения, чтобы прекратилась эта ересь, чтобы прекратили сжигать православные храмы, убивать православных, чтобы распри в империи закончились». И император так и сделал. Собрал Собор, на котором и слово держал преподобный Феодосий относительно арианской ереси. Материалы этого собора сохранились до сих пор. И вы при желании можете найти и прочитать, как проходил Собор. Все это не исчезло, все эти материалы, дословные выступления, и все записано было и сохранено.

Арианская ересь была осуждена, и мир в империи был восстановлен. После этого преподобный Исаакий решил, что его миссия в миру на этом окончена, и он должен вернуться в свой монастырь. Но те слуги, которые были при нем, упрашивали его не покидать Константинополь, чтобы город не потерял Божественное благословение. Исаакий согласился, и слуги ему, собственно говоря, уже даже слугами их не назовешь, а сотрудники его, соратники, если так можно сказать, послушники, может быть, так как-то, построили ему недалеко за городом небольшое такое, в общем, поселение. И там Исаакий расположился. И со временем много людей к нему пришло, желая с ним трудиться, подвизаться, находиться у него в послушании, благословении, и таким образом образовался монастырь.

Уже чувствуя приближение кончины своей, Исаакий уступил место игуменства своему ученику, преподобному Далмату. Собственно, почему эта обитель в честь вот Далмата и называется Далматской, и Исаакий – игумен обители Далматской. Прожив еще несколько лет в тишине и покое, окормляя горожан и монахов, Исаакий, послужив таким образом миру, монастырю, а всецело Господу Богу, исполнив Божественное повеление, закончил свою земную жизнь тихо и мирно. Точная дата кончины его не установлена. По разным источникам это конец как раз IV века, самые 90-е годы.

Мы видим, как один человек – труждающийся, подвизающийся над своей душой, очищающий свое сердце покаянием, молитвой, как он, простой монах, повлиял на судьбы тысяч и тысяч людей, на судьбы империи, на исход войны, на распространение ереси, на утверждение истины. И кто говорит, что один в поле не воин? Воин, еще какой. И вот Исаакий показывает пример веры, пример неукоснительного исполнения воли Божией. Какова же она, воля Божия? А воля Божия – это воля, которая хочет всем спастись. Любящий Господь хочет собрать к Себе детей Своих, поэтому хочет спасения каждому человеку. Лишь бы сам человек не являлся препятствием, лишь бы сам не уходил человек в другую сторону, не отворачивался от Господа, не вел жизнь, активно противную заповедям Божественным, чтобы сам человек не убивал себя своим образом жизни. Все остальное Богом совершено: и в мир пришел, и Воскресением преодолел смерть, и заповедь нам дал, и Духа Святого в мир ниспослал, чтобы Церковь утверждалась, и все мы, в лоне Церкви приобщаясь Богу, шли путем спасения наших душ от злобы и греха. Вот на примере преподобного Исаакия мы видим, какую высокую, мощную, гигантскую миссию способен человек на земле выполнить.

О каждом человеке у Господа есть промысл, заботится Господь. От Господа, как говорит Священное Писание, судьбы человеческие исправляются. Не гадалки, не звезды, не случайности какие-то в этом мире, но от Господа судьбы человеческие. Поэтому чтобы изменить что-то в своей жизни, нужно к Нему обращаться, к Тому, в Чьих руках наше дыхание, к Господу. Если тебе что-то в судьбе твоей не так, нужно просить: «Господи, помоги исправить мне мою жизнь, мое движение в этой жизни, куда я иду, как я иду. Господи, вразуми, просвети, укрепи, направь стопы мои туда, куда мне нужно идти». Вот это внутреннее послушание, смирение перед Промыслом Божиим, поиск этого Промысла Божиего о себе. Не бежать, как слепая лошадь, в бешенстве по жизни, а смотреть, куда Ты, Господи, меня направишь, как скажешь мне жить – вот это наша с вами задача. А преподобного Исаакия будем просить, чтобы он благословил нас и чтобы помог нам в нашей жизни и в нашей судьбе сориентироваться, идти путем спасения, исполняя таким образом волю Божию о нас.