Версия для печати

протоиерей Евгений Каньшин

Память святителя Митрофана, патриарха Константинопольского


Сегодня Церковь воспоминает первого патриарха Константинопольского, святителя Митрофана.

Интересна судьба этого человека. Родился он в Риме, отец его был весьма знатным человеком, и брат отца даже сподобился быть императором Рима. Отца святителя Митрофана звали Дометий. Уверовав во Христа, Дометий понял, что жить при дворе в Риме, среди язычников ему совершенно не хочется. Хочется свободно исповедовать свою веру во Христа, а не испытывать постоянный гнет и сопротивление язычников. Дометий, забрав своих сыновей – у него было два сына: старший Проб, младший Митрофан, – Дометий переехал в город Византию. Напомню, что речь идет о начале III века. Переехал в город Византию, который после был переименован в Константинополь. И там поступил Дометий в послушание епископу Византии Титу.

Тит усмотрел в приезжих, в Дометии и его сыновьях, людей, весьма интересующихся верой. И с удовольствием и радостью наставлял их в вере, передавал им все то, что он знал, все писания, все что мог, все что знал, им рассказывал о вере во Христа, передавая учение святых апостолов. И Дометий с сыновьями весьма успешно наставлялись в этом учении. И со временем сам Дометий даже был епископом Титом рукоположен в пресвитеры, в священники. Таким образом и будущий святитель Митрофан, младший сын Дометия, назидался в вере, учился благочестию у епископа Тита и прочих благочестивых христиан. И, конечно, перед его глазами был пример его собственного отца, Дометия, который всем сердцем, всей своей душой, всю свою жизнь отдал на служение Церкви Христовой.

Напомню, что тогда еще христианская Церковь находилась под запретом, и приходилось скрываться многим исповедовать свою веру. Язычники ополчались на христиан, иудеи старались разрушать христианские общины и клеветать на христиан. И, конечно, большое бедствие – это ереси. Еретики в то время тоже начали, так сказать, свое шествие по просвещенным уже верой во Христа городам и весям.

Епископ Тит перед своей кончиной попросил Дометия возглавлять кафедру епископскую в Византии. И Дометий на этом поприще, епископом Византии, пробыл с 272 по 303 год. Затем его сменил уже старший сын, Проб, который также был епископом Византии 13 лет, а затем уже наступила очередь и Митрофана, который также был избран верующими людьми на кафедру, стал епископом. Византии.

Но поскольку уже достаточно большое количество времени прошло и весьма много появились последователей Христа, святитель Митрофан понял, что легализация исповедания веры зависит от императора. И он, поскольку был из знатной семьи и в силу своего служения знаком с Константином, будущим императором, весьма уделял много ему времени. Константин слышал о вере христианской от святителя Митрофана, он был человеком лояльным, хотя сам был выращен в язычестве, но любил послушать святителя, и уважал его за его мудрость, за его личное благочестие. А святитель Митрофан понимал, что расширение веры, распространение учения Христова зависит от того, насколько сам император утвердится в вере. Потому что соблазн быть совращенным еретиками в ложные учения был весьма велик. И он неотлучно старался быть при будущем императоре Константине, некоторое время даже прожил с ним в Риме близко, рядом, не желая, чтобы какие-то еретики сбили с толку будущего императора.

И вот как только Константин стал императором, он первым делом издал такой вердикт о веротерпимости к христианству. Христиане отныне не должны были прятаться нигде, спокойно могли совершать свои богослужения, исповедовать свою веру, наряду с прочими со всеми – язычниками и даже еретиками. Но в то время ересь Ария весьма стала усилено распространяться, захватывая все большие и большие области империи. Столица империи была уже из Рима перенесена в Константинополь. И по настоянию святителя Митрофана император Константин в 325 году созвал I Вселенский собор. И как мы с вами знаем, на I Вселенском соборе был утвержден Символ веры – самое важное, что мы с вами произносим относительно своей веры, сам фундамент, само учение, сама формула. И вот отцы, собравшиеся на Собор, старались выработать четкие формулировки, дабы не было соблазна еретикам развивать здесь какие-то свои ответвления от основного учения. На том же самом Соборе и ересь Ария была осуждена.

По настоянию императора Константина собор епископов решил святителя Митрофана наречь патриархом Константинопольским. Но в то время сам уже святитель был в весьма и весьма в преклонных годах, и даже сам не смог по немощи явиться на Собор. Его делегатом был епископ Александр. Но тем не менее это решение Собора донесли до святителя Митрофана, и он был таким образом наречен первым патриархом Константинопольским. Сам же он весьма радовался, что вот эта сверхзадача и цель его жизни, воцерковление империи, воцерковление императора продвигалось успешно, Богу содействующу. И вот святитель Митрофан, понимая, что на этом его жизненные труды подошли к завершению, к своему исполнению, он предсказал день своей кончины, предсказал всех тех, кто будет после него патриархами на Константинопольском престоле.

Святитель Митрофан почил от земной жизни, и исполнилось ему на то время 117 лет, он был глубоким старцем. Церковь прославляет святителя Митрофана за вот те сверхзадачи, которые он ставил в своей жизни: служение Господу и воцерковление сотен тысяч людей и поданных империи, язычников, которые не ведали истинного Живого Бога, Господа нашего Иисуса Христа. Святитель Митрофан всю свою столетнюю с лишним жизнь посвятил этому служению, явившись примером для всех остальных преемников на епископской кафедре и вообще для всех, желающих верно послужить Господу Иисусу Христу. Церковь за это и прославляет святителя Митрофана и чтит его память.

Мы же с вами можем извлечь из этого урок такой, что задачи по воцерковлению империи перед нами не стоят. Но воцерковление своих детей, родственников, ближних, всех тех, кто не знает еще Господа, всех тех, кто ходит во тьме, путается в ересях каких-то, суевериях, помочь воцерковлению этих людей мы весьма можем. Поспособствовать этому и словом, и делом каким-либо, помощью, христианской любовью, смирением мы должны. И в этом будем призывать на себя благословение святителя Митрофана, содействие Господа, чтобы нам самим укрепляться в вере и ближних наших приводить ко Христу тоже.

Спаси вас Господь.





Код для блогов / сайтов
Разместить ссылку на материал: