Версия для печати

протоиерей Евгений Каньшин

Память священномученика Дорофея, епископа Тирского


Поздравляем всех причастников с принятием Святых Христовых Таин.

Сегодня воспоминаем священномученика Дорофея, епископа Тирского. Священномученик Дорофей прожил долгую жизнь, более ста лет, и был во время царствования императора Диоклетиана, царствовал он с 284 по 305 год, Дорофей был епископом Тирским, Тира Финикийского. Диоклетиан, как известно, негативно относился к христианам, стараясь изжить христианство в своей империи, устраивал гонения. Многие пострадали в это время, многие, испугавшись, отказались от Христа, кто-то исповедовал Христа до мучений и крови, не уступив гонителям.

Дорофей епископ рассудил так, что паства, многие еще не до конца воцерковлены, и ручаться за их выбор было сложно. То есть он понимал объем трудов, которые еще надо приложить, чтобы воцерковить свою паству. И он решил, что если сейчас он уйдет исповедником веры, то есть войдет в число мучеников, то собственно говоря, люди, только-только обращенные, не будут иметь пастыря, который их воцерковит. И рассеются овцы, не имущие пастыря. И рассудив так, святитель Дорофей понял, что он должен остаться живым и ушел в другой город, где не было гонений. И пересидел в этом городе, трудясь и воцерковляя там паству, пробыл там вот то время, пока закончилось императорство Диоклетиана.

С 306 года по 337 правил Константин Великий. Как мы знаем, в это время был I Вселенский собор, до него была булла – директива, так скажем, указание, решение Константина Великого о веротерпимости, о терпимости к христианству. Христианам было разрешено открыто устраивать собрания, молитвы, храмы, совершать свои богослужения, причащаться, почитать свои иконы, мощи святых – все было разрешено. И также было разрешено и всем другим исповедовать свою веру – и еретикам, и язычникам, потому что империя не сразу воцерковлялась, ну вот хотя бы веротерпимость к христианству была достигнута.

Потом на I Вселенском соборе, который Константин Великий созвал по наущению своего, можно сказать, духовника, которого мы недавно поминали, патриарха Митрофана, на I Вселенском соборе утвердили Символ веры в первой его редакции, осудили ересь Ария. Вот как раз в это время Дорофей и подвизался, вернувшись в свой город, в Тир, занимался своей паствой. Был он уже в то время, в общем, в таком солидном возрасте, прикладывал все усилия, чтобы используя время мира в империи, обращать людей в христианство. Трудился на этом поприще, поскольку был епископом, глава Церкви, назидал, наставлял всех, совершал богослужения, крестил, все что нужно было делать, делал.

Через некоторое время после Константина Великого, с 361 по 363 год правил Юлиан Отступник. Во время его правления священномученику Дорофею было уже за 100 лет. И когда начались гонения, он также скрылся от гонителей, уйдя в другой город, но и там царские слуги, сановники его нашли, потому что к тому времени он уже был личностью весьма известной. Отыскали его принципиально, так скажем, специально. Нашли уже глубокого старца и стали принуждать его отречься от Христа, думая, что раз он скрылся напрямую, так сказать, от гонителей, что он боится, или малодушествует, или не уверен в своих силах, в своей вере. Но священномученик Дорофей сказал, что он всю жизнь служил Христу Богу, и ничего уже в своей жизни менять не собирается. И их-то, своих мучителей, призывал к тому, чтобы они обратились к покаянию, утверждая, что Христос то все равно победил, даже если вы и замучаете меня, даже если будете мучить иных христиан, все равно Христос победил. Он уже победил мир, смиритесь лучше под руку крепкую Господа Истинного и Живого.

Но тем не менее гонители обрушили на него весь свой гнев и стали издеваться над старцем и забили его до смерти. Старец, епископ, доказал крепость своей веры, предал душу свою в руце Божии. Его, конечно, паства всецело его почитала и любила, и конечно, он был прославлен Церковью как священномученик. И сто своих лет он назидал паству и, в конце концов, не избежал и сам мученического венца, доказав всем истинность своих собственных слов, отдав жизнь свою за веру во Христа Спасителя.

Вот видим мы, что священномученик Дорофей особым образом вел себя по отношению к гонителям. Так и было: кто-то пугался и сдавался, кто-то шел на мученический подвиг сразу, кто-то скрывался, понимая, что впереди еще много трудов. Одни правители сменяли других, а народ-то остается, и народ надо воцерковлять, народ надо поднимать, народ надо учить, народ надо приводить ко Христу. И вот Дорофей потому и скрывался, что выполнял эту задачу, эту благословение Божие, но тем не менее, видите как, все-таки священномучеником он стал, пришлось пострадать за Христа.

Никто не знает завтрашнего дня и часа, что будет, как будет. Но нужно сейчас укреплять свою веру. Христиане – народ не воинственный, мы стараемся избегать, если возможно, если политически можно договориться, каких-то конфликтов. Но когда претендуют на нашу Родину, когда претендуют на наше Отечество, а как известно, Родина – это наша земля, а Отечество – это наши законы и установления, в том числе наша вера, и принципы, мировоззрение нашей жизни. Когда претендуют на нашу Родину, мы ни пяди земли не отдадим, а когда претендуют еще и на наше Отечество, то есть на нашу веру, на наш уклад жизни, наше мировоззрение, мы тоже его никогда не отдадим. И в этом случае будем драться с любым врагом, как львы. Хотя, по всей видимости, русский человек долго раскачивается, долго терпит, не хочет в принципе баталий, злобы и войны. Но лучше, как говорится, не будить лиха, пока тихо.

И вера утверждается и действиями христиан в русле веры и заповедей Божественных, и исповедничеством. Вот священномученик Дорофей – яркий пример трудов христианских и исповедничества. Будем просить Господа укрепить в нас веру. Что принесет нам день грядущий, мы не знаем. Укрепи, Господи, наше сердце, нашу волю, дай нам, Господи, разумение и мудрость, благодать Твою в помощь и молитвы святых в назидание и помощь.

Спаси вас Бог. Благословение Господне да будет со всеми вами.





Код для блогов / сайтов
Разместить ссылку на материал: