Алексеевский ставропигиальный женский монастырь

Москва, 2-й Красносельский пер., д.7, стр.8

http://www.hram-ks.ru

Русская Православная Церковь

Московский Патриархат

Версия для печати

протоиерей Сергий Теплов

На евангельское чтение о призвании апостолов


Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

Сегодня мы слышим повествование евангелиста Матфея, как Господь призвал Своих учеников. Сначала Симона и Андрея, брата его, затем Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его. Они были рыбаками, и Господь их призвал, когда они занимались своим рыбацким делом. Симон и Андрей закидывали сети в море, а Господь сказал им: идите за Мною, и Я сделаю, что вы будете ловцами человеков. И они тотчас оставили свои сети и последовали за Ним.

Вот это образ призвания, когда благодать Божия касается сердца и человек оставляет свои привычные ценности, то, к чему он всегда стремился, и то, что для него было значимым, все это мгновенно обесценивается, ибо благодать Божия открывает человеку высшие ценности, высшие смыслы, и человек понимает, что то, чем раньше он жил, то, что для него было так важно и значимо, ничто иное как тлен, и недостойно вечной, бессмертной души прилепляться к таким временным и тленным вещам. А прилепляться к Богу, искать Царства Божия и правды его, как заповедует Господь, и есть истинное призвание и истинное богатство для человека.

И как рыбак мог оставить свои сети, как он мог вообще, закинув сеть, все бросить и последовать за Христом? Только по действию Божий благодати. Конечно, сам человек не может расстаться с теми привязанностями, пристрастиями к тем или иным земным вещам. Но мы видим явное чудо – призвание Богом человеческой души. И я надеюсь, каждый из нас понимает, о чем идет речь, потому что когда-то каждый из нас был призван Богом. Господь открыл нам тайну Своего вечного Царства, даровал нам начаток вечной жизни, благодатью Духа Святого, и мы уже не можем жить по-прежнему. Мы порой не знаем даже, что нам делать, потому что человек, который познает высшие ценности, порой вообще уже не знает, а зачем земная жизнь ему нужна. И зачем вообще заниматься земными делами. Может быть, просто взять и уйти в монастырь, как это делали многие подвижники, уходили из мира в пустыню, и там, с Единым Богом беседуя, стяжевать Царство Божие. Да, такие настроения возникают в человеке, когда его касается призывающая благодать Божия. Он порой стремится исполнить заповедь, все раздать и пойти в монастырь. Хотя потом обнаруживается, что еще нет той готовности, какая была у святых подвижников, которые знали, что делали. А мы порой это делаем по своему еще неразумию, принимая призывающую благодать Божию за призвание нас к монашескому и очень такому трудному и суровому жительству.

Хотя на самом деле мы призваны все жить не по-мирски, жить уже как люди, обретшие новый смысл и ведение о Царстве Божием, но вот земными делами заниматься все равно придется. И только эти дела, они должны уже совершаться нами иначе. Не как что-то самое важное и ценное в жизни, но как средство для того, чтобы умножалась любовь в этом мире, служить Богу, служить людям с любовью, с молитвой. И оказывается, что самые простые дела могут быть таким средством для стяжания Божией благодати и для умножения радости и любви в отношениях людей. Но при этом человек уже не привязывается к земному, он совершает свое служение не как раб вещей, но как служитель Божий, пользуется этим миром, вовсе не привязываясь к нему.

Также Господь призывает Иакова и Иоанна, которые, находясь в своей лодке, чинили сети свои. И как только Господь их позвал, они оставили не только сети, но даже своего отца Зеведея и последовали за Ним. Господь говорит: кто любит отца или мать больше Меня, недостоин Меня. И вот эти земные привязанности, даже сам по себе хорошие – привязанности к родителям, к детям, к родным пепелищам, они не должны превосходить нашей любви к Богу, стремления всегда быть со Христом и следовать за Ним. Господь начинает Свою проповедь, призвав учеников, Он входит в субботу в синагогу, потому что суббота – день покоя, суббота – особый день, посвященный Богу. Господь исполняет эту заповедь. Но исполняет ее правильно, не так, как ее понимали фарисеи, чисто формально, исполняет ее по смыслу духа. То есть посвящать этот день особо молитве, чтению Священного Писания и свершению добрых дел. За что Его все время укоряли фарисеи, что нарушает субботу, когда Он исцелял тяжело больных людей в субботу, вот Ему такое обвинение предъявляли.

И дивились Его учению. Он в синагоге начал проповедь, ибо Он учил как власть имеющий, а не как книжники. Это тоже очень важная деталь, что Господь учил именно как имеющий власть, как Законодатель. Он говорил в Нагорной проповеди: сказано древним око за око, зуб за зуб. А Я говорю вам вовсе не гневаться. Вот это «Я вам говорю» как бы и свидетельствует о том, что Он имеет власть не только разъяснять закон, но и даже превосходить закон, давать новый закон. «Заповедь новую даю вам», – говорит Господь. Отменяя ветхие правила, предписанные иудеям, показывает, что Он есть законодатель, то есть истинный Бог, воплотившийся Бог, Который дал заповеди и Ветхого и Нового Завета. И ученики это чувствовали вот по тому строю речи, по той силе, которая исходила из уст Господа, что Он не простой человек, но имеющий силу Божию в Себе, поэтому они последовали за Ним. Так бы они не стали все бросать и идти за призвавшим их Учителем, но они восприняли благодать Духа Божия и уверовали, что Он воистину посланный Богом Спаситель мира, Христос.

Вот нам тоже нужно всегда помнить наше призвание в Церковь Христову, всегда искать возможности послужить Богу и не привязываться к земным ценностям, но ими распоряжаться разумно, если нам они даны, для умножения любви в этом мире и прежде всего искать Царства Божия, то есть благодати Святого Духа. И вот эта тайна призвания, она порой стирается в нашей памяти, как-то привыкаем ко всему, привыкаем и к тому, что Господь нас призвал в Церковь. И Иоанн Лествичник советует воспоминать вот эту призывающую, призвавшую нас благодать Божию, как мы стремились к молитве, к таинствам Церкви, с каким вниманием мы читали слово Божие. Все это было возможно, потому что Господь нам помогал и открывал для нас новый смысл жизни. Потом мы немножко ко всему привыкаем, даже к Причастию, и это неизбежно происходит. Поэтому Иоанн Лествичник научает нас воспоминать то благодатное время, когда Бог коснулся нашего сердца и повседневными трудами, внимательным отношением ко всем духовным вещам и своей собственной душе, что в ней происходит, к различным помыслам, которые приходят, мы призваны уже своими трудами, вновь и вновь призывая Божию благодать, обрести новый опыт. И не только прийти вот к такой радости, которую даровала нам благодать призывающая, но уже стяжать благодать спасающую, которая будет нам указывать путь ко спасению, будет учить нас, как должно нам жить в этом мире, пользуясь его благами и служа при этом Богу. Как говорит Апостол: едите ли, пьете ли, все делайте во славу Божию.

Желаю всем благодатной помощи по молитвам Пречистой Девы. Ее святое время, праздник Успения, который мы продолжаем праздновать. И да благословит нас Господь, принявших Святые Животворящие Таины Тела и Крови. Аминь.