Алексеевский ставропигиальный женский монастырь

Москва, 2-й Красносельский пер., д.7, стр.8

http://www.hram-ks.ru

Русская Православная Церковь

Московский Патриархат

Версия для печати

протоиерей Сергий Теплов

Перенесение мощей святителя Петра, митрополита Московского. На евангельское чтение


Поздравляю всех причастников с принятием Святых Таин Христовых. И всех с памятью митрополита Петра, Киевского и Московского чудотворца, который перенес кафедру первосвятителя в наш город и благословил его быть матерью городов русских. По его благословению был построен Успенский собор в Кремле, и в него были перенесены в свое время мощи митрополита Петра, которые доныне пребывают в алтаре Успенского собора, где сейчас, по милости Божией, регулярно совершаются богослужения, чаще всего Патриаршие, и открыт доступ к мощам святителя Петра. И надо сказать, что он является покровителем не только нашего города, но и покровителем всей Руси. В течение очень долгого времени все значимые события, которые связаны были с принесением клятв, присяг, происходили именно у мощей святителя Петра. Все верили в его святость уже при его жизни, и он был прославлен почти сразу после своей праведной кончины. Именно его присутствие в нашем городе являются для нас знаком Божией милости, и как в древности, так и ныне мы имеем его ходатаем пред Богом о нашей Церкви, о нашем граде, о каждом из нас.

Он не искал почестей и высоких степеней. Уже в 12 лет он проявил усердие к молитве и изучению Писания, и стал иноком, преуспевал в послушании. Все монастырские послушания он исполнял с большим воодушевлением, и радостью, и верой, что он тем самым служит и угождает Господу Богу. И стяжал он многие дары, разумение слова Божия и внутренней сокровенной молитвы, так что был возведен в степень священства. После того как был пострижен в монахи, стал иеромонахом и желал уединенного безмолвного жительства. Для чего и удалился он в глухие места, где подвизался в христианских добродетелях поста, молитвы, бдения, изучения слова Божия. К нему стекались иноки, так что как обычно образовался монастырь, где он был поставлен игуменом. Митрополит Петр имел дар иконописания, так что нам известна икона сохранившаяся, которая так и называется Петровская. Это не в честь Петра I, это икона, написанная митрополитом Петром, древняя икона чудотворная. Вот он писал, еще будучи послушником, иконы и раздавал их приходящим в монастырь паломникам, христианам и тем самым прославлял Бога.

Господь возвеличил его, приняв его подвиги и поставил его во главе Церкви, вопреки всяким чаяниям, ибо он вовсе не был к этому и готов внутренне, но другой был предназначен для поставления на митрополию русскую, Киевскую. Но Промыслом Божиим он оказался в Константинополе и воспринял этот высокий сан, вопреки ожиданиям. Потому что туда прибыл архимандрит Геронтий со всеми облачениями, иконами, и все это было возложено на смиренного Петра Константинопольским патриархом, и он вернулся уже митрополитом. Немало претерпел скорбей как первосвятитель Церкви Русской. И во времена ига приходилось ему в Орду ездить, и сумел он получить для духовенства особые привилегии у хана, то есть был таким очень мудрым дипломатом и всячески содействовал благочестию Церкви, о чем свидетельствуют сохранившиеся три послания, которые он писал. И вот мы, почитая его, приобщаемся к его благодати, к его любви Божественной, исполняем заповедь: чти отца и мать твою, да благо тебе будет, да долголетен будешь на земле.

Сегодня в Евангелии мы слышим о том, как ко Христу приходят ученики Иоанновы и фарисеи и спрашивают: почему ученики Иоанновы и фарисейские постятся, а Твои ученики не постятся? Господь им отвечает, Его слова удивительные, они прикровенно свидетельствуют о Божестве Господа. Могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених? – спрашивает он вопрошавших. – Доколе с ними жених, не могут постится. Женихом Он именует Себя. А кто же невеста? Церковь или души чистые, верующие, соединенные со Христом любовью. И когда Жених пребывает с учениками, могут ли они поститься? – отвечает вопросом на вопрос. Ведь пост – это есть выражение покаяния, смирения, а для чего пост установлен, чтобы стяжать благодать Божию, чтобы прощения испросить. А если ученики уже имеют общение с Богом во Христе, то зачем им пост нужен, как бы уже цель осуществляется жизни человеческой – единение с Богом, общение с Богом. Пост не является чем-то самоценным, как говорит Серафим, лишь средство для стяжания Духа Святого Божия.

И Господь продолжает: но придут дни, когда отнимется от них Жених, и тогда будут поститься в те дни. Пророчество о том, что будет и Крест, и погребение, и Воскресение, Вознесение. Пока Я с учениками, пост не нужен, но потом он будет благословен, как средство стяжания Божией благодати. И чтобы помочь нам преодолеть всякие недоумения, которые часто возникают в духовной жизни, Господь говорит притчу. Никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани. Иначе вновь пришитое отдерет от старого, и дыра будет еще хуже. Новая заплата, она прочная, из новой ткани, и если ее пришить к ветхой, то ветхая не выдержит. И вот новая заплатка – это пост, а ветхость – это неготовность порой человека совершать духовные подвиги, пока еще не стяжал он для этого благодатной помощи. Пост должен быть соразмерен с нашими силами, а иначе он принесет нам не пользу, а вред, и причем вред очень серьезный, потому что если заплата раздирает ткань, то становится еще хуже, чем было до того. Вот все что мы имеем доброго для употребления, лишь только тогда доброе, когда используется по назначению и в определенную Богом меру.

И вот мера поста, мера молитвы, мера во всех делах есть для нас очень важная. Ее мы найти, как правило не можем, поэтому впадаем в ту или иную крайность, а лукавый нам как раз подсказывает либо совсем не поститься, либо поститься слишком строго. Мы можем распознать действие лукавого духа по крайностям. Он как раз воздействует на нашу гордыню и поэтому предлагает нам очень строго поститься, то есть прикладывать новую заплатку к нашему ветхому естеству. И таким образом лишь только повредить нас желает. А найти эту меру поможет нам благодать Божия. Как в детской игре – холодно и горячо. Когда мы опытным путем пытаемся найти спрятанную вещь, и нам говорят: холодно, холодно, потом теплее, теплее, горячо. То есть опытным путем, методом проб и ошибок, как это говорят в математике, мы стараемся найти ту меру, которая нам будет благоприятна. Это касается и поста, и молитвы, и всех наших дел. Эту меру найти чрезвычайно сложно. И поможет нам только благодать Божия, которая очень деликатно, как бы мы сказали, воздействует на наше сердце и говорит нам: холодно, не туда ты идешь, не то ты делаешь. Либо, наоборот, поощряет нас и поддерживает, дает нам опыт постижения, что для нас полезно и хорошо.

Правда, мы тут бываем неразумны – если чувствуем какую-то духовную пользу от причастия, от молитвы, то гордость тут как тут: а буду я поститься еще строже, а буду я причащаться каждый день и тогда быстро достигну святости. Но ничего не получается, потому что гордость нам только мешает, и мы упускаем ту меру, которую нам должно было бы соблюдать и теряем даже то, что приобрели. Поэтому будем внимательны и не будем пришивать новые заплатки к нашему ветхому естеству. Пусть наше естество сначала укрепится, станет новым, тогда, как мы знаем, люди, уже прошедшие вот этот период новоначальных, действительно могут великие подвиги совершать, как митрополит Петр. Но всему свое время, дорастем мы до этого или нет, Бог весть, но нам нужно искать свою меру, искать благодати Божией и быть смиренными, то есть никуда не торопиться, но хранить хотя бы то, что уже мы приобрели по милости Божией. Аминь.

Желаю всем нам помощи по молитвам митрополита московского Петра.