Алексеевский ставропигиальный женский монастырь

Москва, 2-й Красносельский пер., д.7, стр.8

http://www.hram-ks.ru

Русская Православная Церковь

Московский Патриархат

Версия для печати

протоиерей Сергий Теплов

Крещение Господне


Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодня эти слова, прославляющие Святую Троицу, звучат особенно, потому что на Иордане явился Господь в трех Лицах, и это величайшее откровение Бога, дарованное всем людям именно тогда, когда Господь, Сын Божий во плоти, вышел на проповедь Евангелия. И этот момент, начало проповеди, он отмечен особенно тем, что был предпослан Иоанн – последний и величайший из пророков, который должен был бы приготовить путь для принятия Господа, путь в сердцах людей через покаяние. Таким только образом можно приблизиться к Богу – осознав свою греховность и возжелав чистоты и святости.

И учредил Господь крещение через Иоанна, которое станет спасительным таинством для всякого, верующего во Христа и во Святую Троицу. Ибо Господь дал заповедь по Воскресении Своем крестить всех во имя Отца и Сына и Святаго Духа, что и свершается в Церкви до сего дня. Крещение – это есть таинство, которое нас воссоединяет с Богом. Изгоняется нечистый дух и вселяется благодать Духа Святого. Каждый крещеный человек – это уже новая тварь, новое творение, призванное для наследования вечной блаженной жизни, для жизни с Богом. Человек обретает новое качество, способен побеждать в себе грех, что самое для нас важное. Потому что спасение не приходит автоматически само собой, но требует нашего участия, нашей веры.

И сегодня мы слышим слова святого апостола Павла: явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков. Ибо праздник, который мы празднуем, именуется также Богоявлением – Господь явился во плоти, Господь явился, Троица Святая явилась на Иордане. Отец гласом: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Нем Мое благоволение». Это свидетельство Отца Небесного для нас особенно дорого, ценно и спасительно. Также и Дух Святый засвидетельствовал о Сыне, сходя на Него в виде голубя. И таким образом Божество Сына было засвидетельствовано двумя Лицами Святой Троицы – Отцом и Духом. А Иоанн засвидетельствовал, движимый тоже Духом Божиим, что Сей есть Агнец Божий, берущий на Себя грехи мира. Я крещу вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым. Свидетельство Иоанна тоже очень важно, это свидетельство человека, просвещенного благодатью свыше, Духа Святого.

И, как говорит Священное Писание, свидетельство двух или трех принимай, оно верно. Вот есть такие свидетельства о Божестве Господа Иисуса Христа. Ибо Он, приняв образ раба, образ человеческий, смиренно приходит на Иордан, приклоняет главу и просит крещения от Иоанна, который, будучи пророком, уже разумеет не всю, конечно, но в определенной мере тайну Божиего Промысла и понимает, Кто к нему приходит, о Котором он свидетельствует, что грядет за мной больше меня, Которому я недостоин и ремень Его обуви развязать. И удивляется, что Он просит у него крещения. «Мне надобно креститься от Тебя, а Ты приходишь ко мне», – говорит Иоанн. «Оставь теперь – отвечает ему Иисус, – ибо так надлежит нам исполнить всякую правду». Таинственные слова о страданиях, которые Господь примет за всех нас ради нашего спасения. И Иоанн допускает Его, он являет пред Господом свое смирение, послушание, и то, что ему неясно и непонятно, он принимает на веру. Тоже для нас важный очень урок, что не все-то нам бывает понятно, но доверие Богу, доверие свидетельству Божию есть для нас очень важное основание нашей жизни. Не гордыня, не наше желание все знать и все понять, когда мы доверяемся сами себе, а доверие Богу, Его слову: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Нем Мое благоволение».

И тотчас, крестившись, Господь вышел из воды, и отверзлись Ему небеса. И Иоанн увидел Духа Божия, сходящего на Него, как голубь. И то, что Господь, войдя в Иорданские воды, тут же, тотчас вышел из них, говорит, по свидетельству святых отцов, о Его безгрешности. Ибо люди, входя в Иорданские воды, исповедовали свои грехи. И, наверное, это занимало порой немало времени, как у нас на исповеди бывает. А Господь не имел грехов, не имел и необходимости что-то исповедовать, но совершил это действие ради нашего спасения, освятив Своим крещением самые основы материального мира.

Ибо вода есть удивительное вещество, которое даже своей формулой H2O говорит о Святой Троице, об Отце, Духе и Сыне. Это вещество, которое имеет особое свойство расширяться при замерзании. Только вода обладает таким свойством, ее уникальные свойства. Вода составляет основы жизни всего живого на земле. И именно поэтому Господь входит в воды, чтобы Своим Божественным действием воссоздать мир, очистить его от той скверны, от тех змиев, гнездящихся в воде, то есть в природе материальной. Освятить человека во всей его полноте, и душу, и тело.

И вода обретает новые свойства – она становится водой святой, великой для нас святыней. Конечно, она не превышает святости Причастия, потому что в Причастии Сам Господь нам Себя дарует, но благодать Божия, конечно, особо действует через воду, освящаемую в праздник Крещения. Мы это знаем, и поэтому запасаемся на целый год этой водой. И удивляемся премудрости нашего народа русского, который тайну воды крещенской и крестильной воды запечатлевает в сказках о воде живой и мертвой. И вот Иванушка-дурачок, тот, который не очень-то привязан к земной жизни, обретает живую воду и обретает бессмертие. В наших сказках ясно есть образ живой, животворящей воды, с помощью которой человек может обрести бессмертие и радость в Царстве Божием. Чего я желаю всем нам сегодня, особенно в этот праздник святой, великий.

После литургии будет свершен повторный Великий чин освящения воды в нижнем храме. Желающие приглашаются, можно будет набрать воду, сколько только вы сможете унести, как в сказке Андерсена «Огниво», вот сколько сосудов есть у вас – все можно заполнить и употребить во славу Божию. С праздником всех Крещения Господня. Аминь.