Алексеевский ставропигиальный женский монастырь

Москва, 2-й Красносельский пер., д.7, стр.8

http://www.hram-ks.ru

Русская Православная Церковь

Московский Патриархат

Версия для печати

иерей Артемий Сахаров

Неделя о Закхее


Дорогие братья и сестры, благодарю вас всех за молитвы.

Уже забрезжила заря пасхальной радости. Сегодня мы читали Евангелие о Закхее. Стало быть, не за горами уже Великий пост и за ним и Пасха.

Евангельское чтение, повествуя о Закхее, говорит, что он был мытарь и старейшина мытарей, и был весьма богат. Мытари и сборщики налогов, соблазненные сиянием злата, по большей части своей были привержены лихоимству, влекущему за собой многие другие страсти и неправды, и всякое насилие, и угнетение ближних ради наживы. Не без причины упомянуто, что Закхей был богат. Обогатился он неправдами, и по тяжким согрешениям, по преступному устроению Закхей назван погибшим. За что мытари в еврейском народе (мытарь было синонимом слову «грешник») и стяжали они всеобщее осуждение, не только за свою недобродетельность, но и за служение иноземным войскам. Причина греховной жизни Закхея заключалась в следовании общепринятому обычаю. Впрочем, и ныне приходится нередко слышать отговорку: не мы такие – жизнь такая. И люди оправдывают многие свои неправды обстоятельствами жизни, окружением.

И вот в этом человеке, в его сердце загорелось желание увидеть Спасителя и, доказывая искренность своего желания, он приложил многие усилия, чтобы претворить его в жизнь. И произволение это было принято Сердцеведцем Господом, и Господь благоволил посетить дом Закхея. От такого посещения объяла радость грешника, мерзки стали ему дела его. И, окрыленный этой радостью, решился отступить он от прежнего образа жизни и все, что есть, возможно, и худого сотворил, исправить: «Се пол имения, Господи, моего отдам нищим и, аще кого обидел, возращу четверицею». И покаяние Закхея, покаяние – это есть не только исповедание своих грехов и осознание их, но и исправление собственной жизни. И это покаяние было немедленно принято Господом. И Господь возвещает: «Днесь спасение дому сему бысть, зане и сей сын Авраамль есть».

Святое Евангелие подобно зеркалу: каждый, кто захочет, увидит в нем состояние собственной души. Сегодня мы видели грешника, увлеченного страстью любостяжания и работавшего этой страсти неправедными поборами и многообразными обидами ближних. Видели осуждение этого грешника от человек и видели, как за веру и истинное покаяние был оправдан он Богом и восставлен в своем сыновстве.

И утешительное зрелище и доселе: Спаситель, как и тогда, пребывает среди нас, по непреложному Своему обещанию, пребывает между нами, доселе врачует наши души, уязвленные грехом. И до сих пор непреходяще Его Божественное определение, что пришел Господь, Сын Человеческий, взыскати погибшего. Не праведного, а именно погибшего и спасти его.