Официальный сайт Алексеевского ставропигиального женского монастыря. Адрес сайта: www.hram-ks.ru


протоиерей Александр Симаков

Богоявление

Дорогие братья и сестры, всех сердечно поздравлю с великим праздником Богоявления. Праздник носит много названий, еще называется Крещение Господне, а также Просвещение – это великое торжество. Церковь его разделила на два праздника, на Рождество и на Крещение, этим самым подчеркивая великую важность того, что непостижимый для нас Господь, но любящий нас наш Творец и Создатель приходит в этот мир ради каждого из нас. Это непостижимо, это невозможно представить человеческим умом, чтобы Тот, Кто совершенно нам непонятен, Кто совершенно иной природы, чем мы с вами, но Тот, Кто нас создал и Тот, Кто нас любит, Господь Бог, чтобы каждому из нас явить Свою милость и любовь, становится таким же, как и мы с вами. И рождается, а потом и является на Иордане реке, когда как все люди, которых призывал Иоанн Креститель, точно также приходит к нему на реку Иордан, чтобы исполнить всякую правду, как Он Сам говорит.

Мы же с вами, чтобы встретить Господа, чтобы принять Его, чтобы Его пришествие было для нас действенным и важным, должны слышать, в общем, довольно простые и ясные слова Его пророка, Иоанна Крестителя, который явился на Иордане в те дни и говорил довольно ясные и простые вещи, не особо их усложняя и затрудняя. Но многие люди, погруженные в свою житейскую премудрость или, наоборот, простоту – тут у каждого свое, – с трудом понимали, о чем он говорит. И сейчас то же самое. Вот пришел Иоанн Креститель и говорит: покайтесь. Покайтесь, и потом вы сумеете принять Того, Кто грядет после меня, Сына Божия, Который дарует вам спасение. И вот это слово «покайтесь» на языке арамейском древнем, наверное, тоже звучало довольно ясно. Но люди задавали Иоанн Крестителю вопросы: что же нам делать? Что это ты говоришь: покайтесь? И Иоанн Креститель разъяснял простым людям, что имеется в виду.

А имелось в виду довольно простое. Например, спрашивали его разные налоговые служащие, чиновники: что нам делать? И он говорил им: исполняйте свое назначение верно и ничего не берите от людей – то есть взяток не берите и делайте все, что находится в вашей компетенции. Солдаты спрашивали его: что нам делать? А он говорит им: не пользуйтесь вашим оружием, вашей силой, а на что вы призваны – защищать людей, охранять их спокойную жизнь, то и делайте. Не пользуйтесь вашим положением, вашей силой, никого не обижайте. Простые люди спрашивали: а нам что делать? А он говорил им: ну если есть у вас что, что вы можете отдать тем, у кого чего-то нет – отдайте. Отдайте им еду, одежду, поделитесь, то есть явите любовь к тем, кто рядом с вами. То есть покаяние – это изменение ума. Ум наш очень больной, он погружен в самолюбие, в самолюбование, в тщеславие, в гордость и различные такие размышления о том, что же будет, если будет не по-моему, или, наоборот, будет по-моему, или еще что-нибудь в этом роде. И постоянно мы пребываем в этих помыслах – как будет, что будет, что случится, что мне скажут, что покажут. И вот мы крутимся и крутимся в этом несчастном колесе нашего ума, который продуцирует эти несчастные помыслы греховные. А Иоанн Креститель говорит просто: живи так, чтобы тебе являть любовь тем, кто рядом с тобой. Измени свой ум, перестань быть рабом его больных воображений, его помыслов.

И потом Христос, когда уже проповедовал, Он ведь то же самое говорил. Говорил о том, что научитесь жить так, что каждому дню достаточно своей собственной заботы. Не пецытесь о том, что есть, что пить, во что одеваться. Каждый день, он приносит свою заботу, там вот и будем решать ее. Но решение этих забот для христианина лежит в плоскости именно служения ближнему. Не угождение самому себе и не угождение своему тщеславию и самолюбию, а служение тому, кто рядом. Вот Иоанн Креститель проповедовал о том же самом. Вот это слово «покайтесь» – оно означает изменить ум на самом деле. Измени свой ум, перемени его, сделай так, чтобы он не мешал тебе жить. А чтобы он, наоборот, помогал тебе любить того, кто рядом, и служить Господу, Который пришел к тебе и даровал тебе спасение, вечность и призвал тебя в небесные обители. И послал Духа Своего Святого, чтобы каждый из нас в свое сердце Его впустил. Вот в этом и состоит суть явления в мир Христа Спасителя, что каждый из вас теперь может наследовать Царство Божие, может быть другом Божиим, может быть рядом с Господом. И не просто рядом, а Господь вообще в сердце находится и пребывает. Поэтому, друзья мои, это дни великой радости.

В праздник Богоявления нам еще Церковь помогает тем, что в память того, что вот это явление Христа народу было во время омовения в воде Иордана, Церковь, памятуя это, в эти дни освящает нам воду великим чином, чтобы каждый из нас имел эту воду как образ Духа Святого, Который преображает нас. Помните, в Евангелии Христос и об этом говорил, да? Он, когда беседовал с самарянкой, Он говорил о воде живой, которая потечет из каждого, кто приобщается к Богу. И это Он говорил о Духе Святом, разъясняет нам Иоанн Богослов в Евангелии своем. Соответственно, мы с вами должны этот образ помнить. Святая вода – это не какая-то магия, и она не обладает никакими магическими свойствами, потому что Церковь никак не приветствует подобные взгляды на жизнь. А вода, освященная Духом Святым, помогает нам приобщаться благодати Святого Духа, и если сердце наше воспринимает благодать Святого Духа, то и вода святая будет нам в помощь, и в укрепление нашей веры и упования на Бога. Если же сердце закрыто для этого, к сожалению, тогда многих людей, кто берет эту воду, ныряет в проруби, но при этом, как говорит Сам Христос, сердца их далеко отстоят от Меня, устами своим, может, и говорит чего-то обо Мне, а сердце их очень далеко от Меня, то никакой пользы такая вода таковым людям не приносит. Потому что только сердце, открытое для Господа, способно воспринять ту благодать, тот образ, тот символ святой воды, как Дух Святой, приводящий в жизнь вечную. Это способен только человек, который живет церковной жизнью, верует Христу и стремится к Нему и хочет Ему подражать. И как Христос омывается в водах Иордана, хотя Ему не требуется этого, так и мы, приобщаясь к святой воде, приобщаемся к благодати Святого Духа.