Версия для печати

Протоиерей Артемий Владимиров

Православная Калифорния

Я вошёл в знаменитый храм во имя иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость в понедельник вечером после утомительного перелёта из России в Америку, с остановкой в швейцарском аэропорту города Цюриха.

Собор располагается на 26 Авеню города Сан-Франциско, в квартале, который условно можно назвать русским, по обилию живущих здесь соотечественников. Многокупольный большой храм – детище святителя Иоанна (Максимовича), отдавшего много физических и духовных сил созиданию этого памятника русской культуры. Войдя вовнутрь, я вспомнил, какое впечатление собор произвёл на будущего насельника православного монастыря в Платине – иеромонаха Серафима (Роуза), принявшего монашество по благословению владыки Иоанна. «Двери этого храма закрылись за мною навсегда», – впоследствии напишет знаменитый просветитель Америки в своём дневнике.

Церковь расписана в русском стиле отцом Киприаном, одним из самых талантливых иконописцев Русского Зарубежья, подвизавшимся в Джорданвилльском монатсыре. Справа от деревянного резного иконостаса расположена искусно выточенная из тёмного дерева сень с гробницей святителя Иоанна, великого чудотворца и молитвенника двадцатого столетия.  Вот оно – место, куда стекаются во всех концов вселенной страждущие души для духовного общения с праведным Святителем! Здесь почивают многоцелебные мощи святого потомка своего пращура – митрополита Иоанна Тобольского! Не без сердечного волнения наклоняясь над ракой с прозрачной крышкой, я увидел совершенно нетленные мощи, с обнаженными по кисти руками святителя. Они застыли на груди, как будто перед принятием Святого Причастия… Старинное, дореволюционное евангелие, панагия, крест, – возможно,  служили владыке Иоанну в его великом подвиге неусыпаемой молитвы и пастырского окормления рассеянных по миру чад Церкви. Я отходил от гробницы в ясном сознании, что Владыка благословил меня потрудиться во славу имени Христова в этой столь далёкой от России стороне, освящённой впрочем, ещё будущим патриархом Всероссийским святителем  Тихоном. Этот край помнит сотни русских колонистов, осваивавших калифорнийскую землю три столетия тому назад. Памятником их трудов служит знаменитый «форт Росс», который является ныне национальным достоянием Америки и местом посещения тысяч  людей, приезжающих сюда со всего света.

Следующий день был посвящён ежегодному пастырскому совещанию, который проводится обыкновенно «во дни печальные Великого поста» в каждой епархии Русского Зарубежья. Возглавлял наше собрание викарный епископ Высокопреосвященнейшего Кирилла Сан-Францисского Феодосий, епископ Сиеттльский. Скромный, благоговейный Владыка, с приветливым выражением лица, призвал на молитву пастырей, которых собралось около 25 человек из окрестных городов и весей: Америки, Сакраменто, Гополулу, Гавайи, Сиеттла, Сан-Франциско – всё это густонаселённые центры с православными храмами, некогда выстроенными здесь руками русских эмигрантов. В одном Сан-Франциско, города на Тихом океане, – не менее 12 храмов (включая греческую, сербскую, антиохийскую юрисдикции).

Большинство священников, с которыми я успел познакомиться, – русские люди, родившиеся за пределами Родины. Германия и Австралия, Аргентина и Китай – где только ни оказались их родители, рассеянные «вихрями враждебными» первой половины двадцатого столетия! Мне было очень отрадно видеть в иереях несомненную крепость их пастырских убеждений в сочетании с русской культурой, выражающейся в правильной речи, хотя и тронутой специфическим американским акцентом.

Запомнился настоятель храма Иверской иконы Божией Матери в г. Гонолулу (штат Гавайи) иерей Анатолий Лёвин, человек лет шестидесяти, с тёплым и радостным взором. Он принял священство сравнительно недавно, будучи принуждён к этому прихожанами храма, оставшимися без пастырского окормления. Батюшка трудится, не получая жалования неся нужды прихода на своих плечах. В его храме сияет благодатью великая святыня – Иверская мироточивая икона Божией Матери, точная копия исчезнувшей монреальской. Замечательно, что икона как будто переняла эстафету от своей чудотворной предшественницы и одаривает народ Божий обильными потоками святого мира с тончайшим благоуханным ароматом! Великим постом, как и монреальский, Гавайский образ перестаёт мироточить; часто струйки мира появляются на большом распятии, доступном для поклонения.

Я сблизился духовно с клириками Скорбященского собора Сан-Франциско, в котором неопустительно свершается ежедневное богослужение – чуть ли не единственный пример на всю Америку! Это завет святителя Иоанна (Максимовича), строителя храма, который встал на месте разрушенного знаменитым калифорнийским землетрясением начала XX века. Один из клириков, протоиерей Ярослав Беликов, много трудится с молодёжью, особое внимание уделяя подготовке  к венчанию. Примечательно, что в США церковное венчание признаётся гражданскими властями, при условии предварительной выдачи брачующимся своего рода лицензии (по этому документу пара должна венчаться именно в данном штате). Произведённое в храме венчание уже не требует регистрации брака в государственном учреждении и приравнивается к гражданской церемонии. Напомним, что в России венчание не является для государства валидной формой брака.

Отец Ярослав (матушка которого, мать пятерых детей, работает в банке и много трудится в фонде помощи русским соотечественникам) имеет очень интересный опыт в просвещении женихов и невест. Он проводит с ними до 5-6 бесед, главной целью которых является не только укрепление пришедших к вере, но и выяснение прочности их намерений – сохранить благодатный венчанный союз от раскола и развода в грядущие годы.

– Что вы думаете о рождении детей, нет ли у вас разномыслия по этому поводу?

– Познакомились ли вы со слабостями и недостатками друг друга, присущими всякому живущему человеку?

– Ожидаете ли от второй половины их немедленного исправления или готовы терпеть взаимные немощи и изъяны с философским благодушием?

– Вы уже говорили о привычках, пристрастиях, вкусах, различии взглядов на религию, культуру, искусство, обустройство быта, воззрений на воспитание и образование детей?

Эти и многие другие вопросы задаёт батюшка молодым и не советует принимать решения о женитьбе, если выясняется коренная разность убеждений. «Лучше расстаться до свадьбы, нежели после неё, – резонно рассуждает священник, призывая не заключать брак поспешно, но подвергая решение остепениться, по крайней мере, годичному испытанию. По мнению отца Ярослава, жизнь по плоти до венчания потому и является грехом, что совершенно застит очи похотью и препятствует молодёжи увидеть друг в друге личность, с присущими ей особенностями характера.

Очень интересным оказалось для меня общение с молодым батюшкой-американцем (сербской юрисдикции) о. Лукой, который в совершенно безлюдном местечке недавно воздвигнул на скале, высящейся над храмом, огромный крест, издалека видный всем, кто проезжает мимо.

– Неужели власти вам это разрешили?

– Да, это моё личное дело, так как земля оформлена в собственность, – ответил он. – Таковы законы Америки: я имею право делать и строить на своей земле всё, что захочу.

У батюшки длинная «великорусская борода, он, имея четверых детей, производит впечатление аскетичного молитвенника.

– Как вы сводите концы с концами?

– Я изготовляю иконы, наклеивая изображения на доски; иконы всех размеров, в русском и византийском стилях. Благодаря интернету я имею заказчиков по всему миру и тружусь не покладая рук.

Батюшка рассказал мне, что он особенно полюбил молитву Иисусову и раньше имел обыкновение читать её по два часа кряду, обретая в этом занятии духовную радость и просвещение.

– Сейчас я понимаю, что имел о себе и своих способностях несколько высокое суждение, но ныне жизнь меня изрядно смирила. Меня преследует по пятам усталость, я чувствую утомление и в храме, и дома. Матушка серьёзно заболела, и мне приходится самому нянчить детей; однако я верю, что молитва Иисусова – единственный путь к очищению сердца, – завершил он свой доверительный монолог.

Особенно меня тронуло общение с протоиереем Георгием Кутовым из города Монтерейя. Его отец был советским лётчиком-истребителем, оказавшимся в плену у немцев после попадания в самолёт артиллерийского снаряда. Шансов убежать у него не оставалось. Мать будущего священника была угнана из России в Германию. По договору советского правительства с американцами пленных русских должны были выдать и возвратить в расположение советских войск. Большинство соотечественников ожидала тяжёлая участь пребывания в лагерях. Русской девушке передали документы на сербское имя – и она осталась в Германии. Батюшка Георгий, выразительным русским лицом, широкоскулый, коренастый, обдал меня теплом своих любящих глаз. Он дважды подходил ко мне (один раз после совещания, другой – в храме) и говорил слова, которые исходили из глубины сердца: «Я люблю Вас», и по-братски заключал меня в свои объятия. При расставании он заплакал и сказал: «Россия – это для меня всё! Ради этой минуты стоило преодолеть в два раза большее расстояние, отделяющее Родину от Америки! Прекрасен русский человек, священник, просвещённый верой в Бога и любовью к своему Отечеству!

Ныне Америкой правят адвокаты. Недавно был произведён опрос здешних школьников, как, по их мнению, всего проще разбогатеть. Совсем незначительное число подростков высказалось в пользу честного и кропотливого труда. Многие говорили о шансе получить наследство или выигрыше большой суммы по лотерейному билету… Но пальма первенства, большинство голосов принадлежала совершенно необычному для российских обывателей способу поправить своё материальное положение… Каков же он? Выиграть судебное дело по страховке. Суть в том, что американцы ныне прибегают к страхованию во всех случаях жизни. Одна женщина пролила себе на ноги горячий кофе и выиграла, с помощью адвоката, иск на 1 млн. долларов, предъявленный крупному магазину за понесённый ею физический и моральный ущерб! Теперь на всех пластмассовых стаканах кофе пишут на крышке: «…warning hot coffee» (предупреждаем – горячий кофе). Здоровье женщины было застраховано в соответствующей страховой компании.

К великому для себя удивлению я узнал, что Сан-Францисский собор принуждён страховать собственный причт и приходской совет (состоящий из добровольцев) от очень странных случаев – и всё ради предупреждения возможных судебных процессов. На эту страховку ежегодно уходят немалые для прихода суммы. Страховка выдаётся батюшкам от непредвиденных последствий исповеди (например, если кто-то из пришедших к ним на исповедь людей покончит жизнь самоубийством, а родственники предъявят  священнику иск, что он не предотвратил трагической развязки и не сообщил им о суицидных помыслах кающегося. Члены приходского совета застрахованы от тех случаев, когда кто-то из зашедших в храм поскользнётся на полу и получит таким образом телесные повреждения).

Не буду упоминать о частном страховании каждого гражданина Америки как автолюбителя, со множеством ситуаций, изложение которых не предусмотрено ни характером, ни форматом моих путевых заметок. Важно одно: многие люди сегодня прибегают сегодня к адвокатам и вступают в судебные отношения с согражданами, идя на немалые издержки, в надежде получить большее возмещение в результате своих тяжб… Неужели и в России наступит царствование судебных процессов? Или уже подобное «сутяжничество» стало печальной реальностью  нашей жизни?

В гостеприимном Сан-Франциско мне пришлось дважды держать слово на английском языке: первый раз – на пастырском совещании, а второй – на собрании англоязычной православной общественности, приехавшей в собор «Всех скорбящих Радость» со всех окрестных приходов и монастырей, без различия юрисдикций. Главной темой собеседований было: «Молитвенная жизнь современного христианина и его участие в Святой Евхаристии». Много вопросов задавалось на предмет воспитания и образования детей в православном духе, о круге чтения подростков, о венчании и семейной жизни. Хочу отметить добрую и искреннюю сплочённость православных американцев между собой, без всякого скрещивания «юрисдикционных» копий. Пастыри Русского Зарубежья единогласно говорили мне о том, что духовная атмосфера разительно изменилась и потеплела тотчас после воссоединения и восстановления Евхаристического общения Русского Зарубежья с Матерью-Церковью.

Журнал «Православная беседа» №5, 2011



Код для блогов / сайтов
Разместить ссылку на материал: