Алексеевский ставропигиальный женский монастырь

Москва, 2-й Красносельский пер., д.7, стр.8

http://www.hram-ks.ru

Русская Православная Церковь

Московский Патриархат

Версия для печати

Протоиерей Артемий Владимиров

Татьянин день

Мученица ТатианаПромыслу Божию было угодно, чтобы день церковной памяти древней римской мученицы святой Татьяны стал праздником Московского университета и всего православного студенчества нашего Отечества.

Воспоминания современников свидетельствуют о богатых традициях празднования 12 (25 по новому стилю) января в столицах Русского Царства в XVIII-XIX столетиях. Торжественное архиерейское богослужение в университетской церкви во имя святой мученицы Татьяны на Моховой в присутствии всей профессуры и студентов; учёные заседания с докладами наиболее выдающихся представителей науки, и особенно корифеев словесности и ораторского искусства; наконец, мирные застолья многих сотен человек, проходившие в радостной, семейной, как бы мы сегодня сказали, «корпоративной» атмосфере…

Примечательно, что существовал особый царский указ, по которому полицейские, исправно совершавшие в студенческий день свой вечерний дозор, должны были с бо́льшим снисхождением, нежели обычно, относиться к подгулявшей молодёжи; разумеется, если студенты в своём веселии не нарушали правил благоповедения в общественных местах…

Отрадно, что в XX веке, уже при Святейшем Патриархе Алексии II, мало-помалу стал возрождаться обычай празднования Дня учащейся российской молодёжи. Сколько Татьян приобщаются на свои именины в Успенском соборе Кремля и в близ находящемся университетском храме! Во всех городах России прославляется верующими святая диакониса Татьяна. Иногда её изображают на иконах в полный рост в длинном величественном одеянии с мученическим крестом в одной руке и с дымящимся кадилом – в другой.

Читатель! Мысленно приблизимся к этой юной святой христианке и склоним главу из благоговения пред её неустрашимостью и готовностью велегласно исповедовать веру во Христа, жертвенная любовь к Которому даровала римской мученице силу превозмочь немощь естества и одержать славную победу чрез пролитие собственной крови! Невеста Христова, сохранившая своё девство для Господа, палата благодарной мудрости, образчик для подражания всем последующим поколениям христианской молодёжи – святая Татьяна и поныне взирает на нас с высоты небесной славы, благословляя всякого её почитателя на подвиг веры и верности, стояния в правде и любви к Истине.

Православные студенты! Посмотрите, как прекрасна эта святая римлянка в её девичьей стати, цветении непорочной юности, устремлённости ума и сердца к Создателю Богу! Она являет нам эталон красоты, грации, непередаваемого словом изящества, основа которых – в соблюдении чистоты души и тела, в удалении от всего низкого и пошлого, что только ни посягает на человеческое достоинство… Оно, на примере жизни святой Татьяны, – в сохранении и умножении благодати Божией, данной нам в таинстве крещения.

В спокойном и ясном взоре святой мученицы, на её светлом, высоком  челе – печать сильного аналитического ума, способного распознавать ложь и заблуждения и защищать веру сильным, жизнеутверждающим словом, которое опрокидывает построения «мудрецов века сего» и заставляет их невольно покоряться истине Христовой…

Крест в деснице святой Татьяны – символ вечной победы, одержанной Подвигоположником нашего спасения над диаволом и его земными служителями. Эту победу призваны одержать и все мы, Его верные ученики, а прежде – возгосподствовать над собственными страстями, и особенно гордостью, похотью и злобой, сражения с которыми не может избежать ни один христианин.

Молитвами агницы Христовой Татьяны будем низлагать  дух гордости и тщеславия самоукорением и скромным суждением о себе;  дух похоти – сердечным целомудрием, хранением себя от  разврата, верностью нравственным идеалам христианского супружества и благословенного безбрачия, которые низводят на избравших эти пути спасительную благодать Духа Божия.

Дух гнева побеждается постоянным вниманием христианина к собственным чувствам, истреблением раздражительности в самом её зародыше, умением противопоставлять ей сочувствие и сострадательность, которые выражаются в доброжелательном, ровном, радушном расположении  ко всякому человеку, независимо от его убеждений и образа жизни.

Курящееся кадило с тремя благовонными струями ладана, восходящими к небу, очевидно, указывает на молитву – главную потребность нашего духа. Как важно, друзья, начинать и завершать день искренним  благодарением  Господа за все Его милости, на нас изливающиеся! Именно благодарственная молитва  сделала святую Татьяну исполненной созидательной энергии, бодрой и неутомимой в служении ближним, что так важно перенять современным молодым людям, склонным к расслабленности, апатии и унынию…

Не забудем ежедневно прибегать к Богу и с  молитвой покаяния, которое вводит христианина в правильное духовное состояние, помогает трезво оценивать себя в окружающем мире, обеспечивает приток благодатных сил, необходимых для постижения воли Божией и выполнения поставленных совестью задач.

К этим двум струям кадильного фимиама прибавим ещё одну –  молитву просительную, о которой столь выразительно говорит святой апостол Павел, долго находившийся в Риме, в Нероновой темнице, и ставший таким образом духовным отцом всех последующих римских христиан, воодушевлённых его мученической кончиной за Христа: …Всегда в молитве и  прошении с благодарением  открывайте свои желания пред Богом, – и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдёт сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе (Флп. 4, 6-7).

Вот, дорогие моему сердцу соотечественники и, прежде всего, русская молодёжь, то безмолвное назидание, которое ныне преподаёт нам Христова мученица Татьяна, покровительница Московского университета и всего учащегося православного юношества! Пусть же она своими дерзновенными молитвами вдохнёт в нас огненную решимость служить Церкви и Отечеству «без страха и упрёка»!

Насладимся в этот торжественный День студенчества  обилием мира и радости о Господе, воспомянув слова древнего университетского гимна: «Gaudeamus igitur, juvenes dum sumus (возрадуемся, пока мы молоды)!». А ведь Сам Спаситель дарует нам неотъемлемую радость Своего Воскресения и вечную молодость – каждой христианской душе, которая всегда должна быть готова именовать себя (пред Его очами) ученицей и, следовательно, является полноправной участницей Татьяниного дня…

журнал «Русский дом» №1, 2012