Алексеевский ставропигиальный женский монастырь

Москва, 2-й Красносельский пер., д.7, стр.8

http://www.hram-ks.ru

Русская Православная Церковь

Московский Патриархат

Версия для печати

Протоиерей Артемий Владимиров

На память преподобного Сергия Радонежского.  О значении богослужения и молитвы в жизни монашествующих во времена преподобного Сергия и в наши дни. Проповедь 18 июля 2000 года, на Литургии

Поздравляем Вас, дорогие братья и сестры, с днем преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца. причастников, причастниц с принятием святых Животворящих Тайн Христовых.

Сегодня мы свершили с вами службу в честь преподобного Сергия. И тот, кто читал, знакомился с его житием, знает какое место в жизни иноков занимало и занимает благоговейное, неспешное молитвенное свершение Божественной службы.

Преимущественно жизнь иноков отличается от жизни мирян тем, что они ежедневно утром и вечером по монашеским обетам справляют Божественную службу в храме Господнем. Служба врастает в их плоть и кровь, становится неотъемлемой потребностью их духовного существа.

Притом, что церковный устав, единый для всех, монашествующим предписывается с особенным благоговением, с полнотой свершать богослужение, не умаляя от него ничего, как это бывает в приходских храмах по немощи людской.

Как правило иноки, а значит и преподобный Сергий с учениками, глубокой ночью востают на Богослужение с тем, чтобы начать его с Полунощницы, главной часть которой составляет чтение 118 псалма. Чтение этого псалма возбуждает в сердце человека внимательно слушающего Священное Писание, любовь к слову Божию, ревность к исполнению заповедей Господних. Особенное стремление к стяжанию молитвы внимательной, сердечной, которая также именуется в Священном Писании словом Божиим.

В глубокой ночи преподобный Сергий с учениками, как монашествующие всех времен пели умилительное песнопение: «Се жених грядет в полунощи. Блажен раб его же обрящет бдяща». И действительно по притчи о мудрых девах, мы знаем о намеке Спасителя, что в полунощи раздастся глас: «Се Жених грядет, исходите в сретение Ему». В то время как мир спит глубоким сном, иноки под покровом ночи свершают свои бденные молитвы, трезвяся, приуготовляя души к встрече Жениха Небесного. Ожидать Которого нам повелено в Евангелии день ото дня, с часу на час, ибо мы не знаем времени пришествия Господа Иисуса Христа, не ведаем и времени нашего исхода из временной земной жизни.

Особое место в жизни иноков занимает свершение Утрени. Того богослужения, главная часть которого представляет собою канон с песнями, тропарями, прославляющего дневного святого. К сожалению, часто молящиеся в приходских храмах люди настолько заняты собой, своими помыслами, что не прислушиваются к чтению и пению, восхваляющему подвиг святого, память которого празднует Церковь. Да и сами чтецы и певцы недостаточно разборчиво и ясно, молитвенно зачастую свершают Богослужение. В отдаленных монастырях, подобных обители святого Сергия в ХIV  столетии, служба свершалась крайне неспешно, так что каждое слово, каждое восклицание молитвенное было ясно, членораздельно произносимо, доходило до ума и сердца. В слушании канона Утрени молящиеся получали и получают великую пользу.

Утреня обычно свершалась в таких монастырях на рассвете, когда солнце появлялось на горизонте, так что молитвенное воззвание утреней: «Слава Тебе, показавшему нам свет», приходилось как раз на появление первых солнечных лучей на поверхности земли. В древности утреня свершалась, как и ныне в отдельных храмах, монастырях в сопровождении библейских песен, что сообщает богослужению особенное величие, полноту и осмысленность. На каждой песни канона утреней по уставу должны прочитываться 14 тропарей, прославляющих Господа, Богородицу и дневного святого.

Преподобный Варсонофий Оптинский говорил, что на Божественной литургии Сам Господь Иисус Христос приносит Себя в жертву народу, предлагает им, людям Церкви, Пречистое Тело и Кровь Свою. А на утрене, начинающейся засветло, мы приносим себя  в жертву Господу, борясь с утомлением, со сном, постигая мало-помалу трезвение, молитвенного устроения души.

Многие благочестивые русские люди, не имея возможности посещать храм, дома свершали и свершают Богослужение Утрени, прочитывают канон дневному святому. Святой праведный Иоанн Кронштадтский говорил, что для него одно из главных условий приуготовления к Божественной Литургии - внимательное слушание или чтение канона Утрени. Обыкновенно, он сам выходил на солею и вместо чтеца осмысленно с духовным горением сердца прославлял подвиги дневного святого, память которого свершает Церковь.

В ежедневное молитвенное правило иноков, конечно же, входило и благоговейное предстояние, участие в Божественной Литургии. До сих пор сохранились деревянные сосуды, в которых богоносный авва Сергий свершал Божественную Литургию. Из его жития мы знаем, как он молился за Божественной Литургией. Ему всегда сослужили ангелы Господни. Неоднократно преподобный Сергий сподоблялся видеть огонь Святого Духа, сходивший на Святые Дары, прелагавший вино и хлеб в Тело и Кровь Господа Иисуса Христа. Можно представить себе, какое благоговение, какая молитвенная тишина, какие воздыхания и слезы всегда были у иноков, молившихся вместе с преподобным Сергием Великим.

В вечернее время иноки свершали вечерню и повечерие с чтение трех канонов, обязательных для монашествующих и духовенства, заканчивалось Богослужение в храме чтением вечернего молитвенного правила.

Но и в келии не преставала молитва иноков, и в келии они читали псалтирь, избранные акафисты Христу и Богородице. Насколько осмысленно было пение акафистов преподобным Сергием, мы знаем из явления ему Пречистой Девы Марии, во время чтения, пения в келии акафиста Пресвятой Богородице. При этом иноки главную цель своей жизни полагали во внутренней, внимательной, покаянной молитве, которая называется у них поучением или памятью Божией. Преимущественно, такой молитвой избирали иноки молитву Иисусову. С ней они старались не расставаться никогда: ни в храме во время общественного Богослужения, ни при исполнении послушаний, ни во время келейных бдений. Всегда умом и сердцем обращались они к Иисусу Христу, прося помилования, оставления грехов, избавления от козней вражиих и укрепление их добродетельной жизни. В этом состояла душа молитвенного делания иноков.

На примере святого Сергия мы видим, какого замечательно преуспеяния он достиг ещё в сравнительно молодые годы, став обителью Духа Господня.

А возвращаясь к нашей мысли о Богослужении как главном условии духовного бытия иноков, скажем, что питаясь этим богослужением, черпая чрез участие в нем духовные и нравственные силы, иноки и приходили к состоянию глубочайшего смирения, кротости, безгневия, всегдашнего внимания ума и сердца к Богу, всегдашнего благодарения Создателя. Мало-помалу от деятельных добродетелей, постов, бдений, коленоприклонений они восходили к добродетелям духовным. И наконец удостаивались особого выше естественного состояния, именуемого в аскетических книгах созерцанием. То есть духом предстояли Богу, более общались с ангелами, чем с людьми, всегда оком сердца зрели вечность. Осознавали себя в отношении земной жизни пришельцами, странниками, стремились ни к чему на земле не прилепляться, не пристращаться, но крестом ограждали себя от соблазнов мира. Всё почитали сором, суетой, ради познания, общения с Господом Иисусом Христом.

Достигая сердечных добродетелей, очищения души, преподобный Сергий сумел удовлетворительно преподать основы духовного покаянного учения своим ученикам, число которых умножилось до чрезвычайности. Столь обильный свет мира любви и премудрости почивал в преподобном Сергии, что под его крылом множество духовных младенцев возрастало в меру возраста исполнения Христова. И расходились по всей Руси Великой, тут и там основывая самостоятельные обители, которые в свою очередь становились светочами православного христианства.

Вот почему ХIV столетие является по справедливости расцветом православной духовности на Руси Великой. Молитвами иноков было окончательно преодолено татарское иго, молитвами иноков нравственно возрождались русские люди, умирялась земля, собиралось единое православное монархическое государство, подкрепляемое такими духоносными вождями, какими были преподобный Сергий и святой митрополит Алексий Московский и прочие великие мужи Русской Православной Церкви.

Вот почему и сегодня Троице-Сергиева Лавра является подлинным духовным оазисом для всех любящих православие, стремящихся исполнять заповеди Иисуса Христа, как бы тяжело это не казалось современному человеку.

И сейчас в Троице-Сергиевой Лавре начинается поздняя Божественная Литургия, возглавляемая Святейшим Патриархом Московским. После поздней Литургии по обычаю на соборной Лаврской площади служится молебен святому Сергию Радонежскому при огромном стечении людей со всех концов России. Множество духовенства, архиереев, священников, монашествующих, мирян единым сердцем, едиными устами призывают преподобного авву Сергия.

А Лавра оправдывает свое значение сердца, духовного сердца русской земли. И поныне в ее стенах воспитываются будущие священники, множество иноков, достигших нравственной крепости, затем расходятся, как и в ХIV столетии, по различным епархиям России. Иные возводятся на высоту архиерейского сана. И во всем этом конечно видится заступничество за нашу землю Радонежского Игумена, которому Сама Пречистая Дева Мария обещала процветание его Лавры, если только насельники ее, все кто там будет трудиться, молиться и учиться, последуют советам преподобного Сергия. Эти заветы обыкновенно бывают начертаны на свитке, изображаются на полной ростовой иконе преподобного Сергия, игумена Радонежского. В этих заветах преподобный Сергий призывает братию иметь страх Божий - основу премудрости.  Хранить чистоту душевную и телесную, всемерно стараться о стяжании безгневия в достижении любви нелицемерной. Освещать всю жизнь, призывая Господа во внимательной покаянной молитве, свершаемой умом и по возможности сердцем.

И мы с вами, как бы не были далеки от этого идеала, все-таки призваны стремиться, коль скоро именуем себя чадами преподобного Сергия, как явствовало из молитвы,  стремиться к стяжанию той внимательности, сокрушенности духа, тишины сердечной, безгневия и молитвенности сердца, которыми и поныне сияет покровитель русской земли преподобный Сергий Радонежский.

Преподобне отче наш Сергие, — завершим мы нашу службу, — моли Бога о нас грешных, яко мы усердно к тебе прибегаем скорому помощнику и молитвеннику о душах наших.

18 июля 2000 года, на Литургии