Официальный сайт Алексеевского ставропигиального женского монастыря. Адрес сайта: www.hram-ks.ru


Протоиерей Артемий Владимиров

Слово в день российского государственного праздника
«Семьи, любви и верности»

Пусть никто из наших читателей не думает, что установление подобного знаменательного праздника могло быть делом лёгким и как бы самим собой разумеющимся. Только простодушные или лишённые исторического чутья увидят в этом торжестве дань сентиментализму и «нежным чувствам»... Нет! Это событие огромной государственной важности, и притом вселенского значения!

Подумайте, друзья... Мы живём в такую эпоху, когда почти что во всём мире «горькое называют сладким, а тёмное – светлым», по прозрению ветхозаветного мужа великого разума и силы – святого пророка Исайи (ср.: Ис. 5, 20). «Всё смешалось в доме Облонских»...  С высокой кафедры ведущей мировой сверхдержавы (без)ответственно заявляют, что главным приоритетом её внешней политики является покровительство «сексуальным меньшинствам», то есть извращенцам и растлителям человеческой природы! В большинстве стран Европы, растерявшей остатки христианского самосознания, узаконены «однополые браки», в корне разрушающие семьи и обрекающие своих приверженцев на моральное и физическое вырождение. Школьные заведения «Старого» и «Нового Света» поставляют родителей в необходимость бездумно соглашаться на «сексуальное просвещение» их детей, неизбежно оборачивающееся поголовным развратом среди юного поколения! Бедные подростки через причастность к постыдным делам теряют и девство, и детство, лишаются жизненных сил, необходимых для учения и становления личности. Более того, попадая посредством нечистого образа жизни под воздействие демонических энергий, они сами поневоле становятся разрушителями, отмщая таким образом взрослым за собственное растление.

И в это предапокалиптическое время Россия, по инициативе Светланы Владимировны Медведевой, устанавливает для себя новый праздник «Семьи, любви и верности», совпадающий с днём церковного прославления покровителей христианского супружества – святых благоверных Петра и Февронии.

Не забудем, что наша страна занимает большую часть Евразии и доныне остаётся оплотом Православия во всём мире. Итак, несмотря на глубокие пробоины в днище российской государственности, мы, ещё не оправившись от геополитический потрясений «великого распада» 90-х годов XX столетия, поднимаем на государственный щит богоучреждённый институт семьи и начертываем на стяге исконных нравственных ценностей России образ православных святых супругов, взаимная любовь которых оказалась сильнее самой смерти!

Теперь после законодательного утверждения светлой инициативы светлой христианки, известной своими благородными начинаниями в борьбе за нравственность российской молодёжи, необходимо много трудиться для того, чтобы этот почин принёс свои благие плоды в жизни современников. Трудиться кому? В первую очередь, градоправителям и чиновникам образовательных структур, во вторую – учителям и родителям. И конечно же, пастырям Церкви, получившей ныне замечательную возможность заниматься нравственным просвещением народа.

Семья... Это исконное, поистине божественное начало и подлинная опора человеческой жизни. Это семя, которое, сокрываясь в плодородной почве брачной любви, производит колос, отягощённый зёрнами чистых детских душ. Призванные к бытию созидающей волей родителей, они становятся полноценными личностями и гражданами своего Отечества только при условии нравственного воспитания. А последнее осуществляется полнокровным образом только в христианской семье, члены которой, спаянные деятельной любовью, подобны камням, скреплённым известковым раствором, и образующим собою нерушимую крепость.

Любовь... Ты царица всех добродетелей, ты названа в Священном Писании совокупностью всех совершенств. Именем твоим называет Себя Сам Творец видимого и невидимого мира. Твоей силою, от Бога исходящей, держится мир на его опорах, движутся звёзды по небосводу, изводятся из земных недр благоуханные соцветия. Ты, любовь, являешься главным законом всего сущего. Нравственный миропорядок, определяющий развитие человеческого общежития, совестное начало, сокрытое в душе каждого из нас, конечная судьба личности на Страшном Судище Господнем – всё от тебя и тобою совершается. Обретший, стяжавший любовь и сделавший её главным принципом своей деятельности нашёл смысл жизни и получит спасение в вечности!

Любовь – драгоценное украшение человека, делающее его прекрасным! Жертвенная любовь (а ведь только она имеет право на самое имя любви) проясняет в нас образ Божий, напечатлевает Его подобие на плотяных скрижалях сердца. Она сообщает нам вдохновение, делает душу лёгкой, почти что невесомой, окрыляет своего обладателя способностью к творческому полёту мысли, помазует ум мудростью, а сердце – неотъемлемым миром и священным покоем. Любовь закаляет волю до состояния непоколебимости, наделяет её такой силой, перед которой притупляются и гнутся стальные мечи, ручнеют дикие животные и изменяют своё действие грозные стихии, становясь послушными слову человека.

Любовь – подлинная властительница мира. Однако любовь переживёт этот дольний мир, обречённый на очищение и обновление пламенеющим огнём правды Божией в день Второго славного и Страшного Пришествия Христова.

Тобою, любовь, стоит и крепнет с каждым днём, месяцем и годом христианская семья. Усердно взращиваемая каждым из домочадцев, она побуждает мужа мудро главенствовать, без деспотизма и насилия над женой и детьми. Проникнутый подлинной любовью, он становится неустанным тружеником, заботливым кормильцем, нежным мужем, благостным, но и строгим отцом, умеющим взыскивать с детей за их провинности. Любовь научает супругу находить удовольствие в разумном послушании мужу и награждает её непрестающей радостью посреди самих трудов воспитания детей, которые в любви зачаты и выношены, в любви и рождены со слезами страданий и торжества в материнских очах. Любовь лишает детей строптивости и упрямства, украшает их прилежанием в учении и трудолюбием. Любовь дарует им нетленную красоту целомудрия и непорочности, подобную тонкому аромату цветущей стройной яблоньки, осыпанной по весне белоснежным цветом.

Если в силе семейная любовь, то семья преобразуется в цитадель, неприступную для диавола, страшную для врагов Отечества, любезную для ангелов, невидимо осеняющих своим присутствием кров православных христиан.

Обнаружение любви и зрелый её плод – супружеская верность. Русский народ зовёт её лебединой и воспевает более, чем девство, в словесных художественных шедеврах – памятниках письменности на всём протяжении своего культурного бытия. Верность сделанному выбору и жребию, венчальной присяге и долгу – вот основная черта нашего национального характера! Верность, несмотря на бушующие в житейском море соблазны, верность «всем смертям назло и вихрям враждебным вопреки» – наш русский девиз и супружеское кредо!

Верность делает мужа рыцарем «без страха и упрёка», а жену – героиней, достойной саги, легенды, романса и народной песни. Верность – есть предуказание победы над злом, залог спасения, райская цветущая ветвь в руках супругов, отличительное свойство небожителей. Верность – это антипод ревности. Верность порождает взаимное доверие, позволяет мужу и жене наслаждаться внутренней свободой, при добровольной связанности супружеских запястий золотыми «наручниками» взаимной любви.

Верность, вместе с любовью, – есть лучшее наследство, которое родители должны передать детям в их неотчуждаемую собственность. Эти две семейные добродетели обеспечивают долголетие, рождают единомыслие и несмолкающую мажорную гармонию в сердцах сродников. Жизнь человека, при обладании любовью и верностью, превращается если не в самое блаженство, то, во всяком случае, в его предвкушение. Это счастье, которое не имеет конца, это юность, которая, по слову современного поэта, «всё же бессмертна»! Уходит телесная молодость супругов, но остаётся душевная; слабеет и становится немощным тело, но только для того, чтобы, умерев, воскреснуть в силе и славе!

Пропев вместе с вами этот гимн любви и верности, «возьмёмся за руки, друзья», «чтоб не пропасть поодиночке»! Сделаем же всю нашу Родину единой православной семьёй, ибо она и является таковой, если говорить о воцерковлённой России и о Святой Руси. И дай нам Бог сплотиться в грядущий грозный час и выступить в «наш последний и решительный бой» за Семью, Любовь и Верность; за веру, Царя и Отечество! Да будет у нас единая мысль – победить, положив «жизнь за други своя», во славу Того, Кто есть Судия праведный и истинный, и живущий во веки веков... Аминь.

Опубликовано в журнале «Русский дом», июль 2012 года