Алексеевский ставропигиальный женский монастырь

Москва, 2-й Красносельский пер., д.7, стр.8

http://www.hram-ks.ru

Русская Православная Церковь

Московский Патриархат

Версия для печати

Протоиерей Артемий Владимиров

В чем состоит внутреннее освящение христианина
Проповедь на праздник Сретения Господня, за Всенощной 14 февраля 1996 года.

Поздравляем вас, братья и сестры с двунадесятым праздником Сретения Господа нашего Иисуса Христа!

Воздавая честь Господу нашему, сорокодневному Младенцу, принесенному в храм Небесного Отца, скажем, что все делает Спаситель ради нашего спасения. Все, что предпринимает, предпринимает, дабы нас научить благому. В частности, этот ветхозаветный обычай посвящать новорожденного первенца Богу указывает на необходимость, внутреннюю необходимость нам вверить себя всецело покрову Небесного Отца. Как говорит Писание: «Вы не свои, но куплены драгоценною Кровию Агнца.

Неслучайно Библия, Священное Писание Нового Завета именует христиан святыми, ибо каждый из нас не зависимо от того, первенец он в семье или третий ребенок, в таинстве Крещения посвящен Богу, искуплен Им, составляет Его часть, наследие и достояние, избранный удел Господень. Собственно, это и означает – быть святым, то есть принадлежать Богу без остатка душей и телом.

И когда люди говорят по неразумию: «Мы в святые не записывались», – они по существу несознательно отрекаются от таинства Крещения. Потому что именно через погружение в Купели мы записались с вами в Книгу Жизни. Кровью Агнца наши имена внесены в эту Книгу. И, стало быть, к нам, а не к другим относятся слова: «Вы народ избранный, народ святой, народ особо усердный к добрым делам, царственное священство. Вы – Божьи, но не свои, не себе сами принадлежите».

Стало быть, праздник Сретения Господня обращает наши мысли вглубь собственного нашего сердца. Этот праздник учит нас исследовать самих себя, взвешивать помышления, устроение души своей,  дабы нам воистину оправдать Таинство Крещения, полагающее великую ответственность на плечи наши пред Богом.

В чем же состоит внутреннее освящение христианина? Как собственно надлежит нам посвятить себя Богу? Не по имени только, а по жизни, дабы Господь не отвернулся от нас на Своем Страшном Судилище?

Прежде всего, посвящение Богу выражается в обращенности мыслей и чувств человеческих к источнику святости – Всемогущему и Всевидящему, Вечному и Всеблагому Творцу нашему. Об этом говорит Священное Писание многажды, например: «Имейте те же чувствования, что и во Христе Иисусе Господе нашем». Или апостол Павел свидетельствует: «Наше жительство на Небесах». Таким образом, спасается та душа, которая умом прилеплена к Богу во исполнение слов Библии: «Молящийся Господу – единый дух с Господом».

Для того, чтобы силы нашей души подлинно обращены были к Богу, для того, чтобы мы были небесными, а не земными, духовными, а не плотскими, нам необходимо позаботиться и о собственном теле. А ведь телесный состав много решает в участи нашей души, смотря по тому, как мы управляемся с ним.

Не душой лишь работаем Господу, но и телом. Священное Писание так об этом говорит: «Предоставьте телеса ваши в жертву Богу живую и благоугодную. Тело не для блуда (то есть не для растления даны нам телесные наши члены), но для Господа». А Господь дарует нам либо состояние безбрачия, либо законного венчанного супружества. «Попечение о плоти, - добавляет Апостол, - не превращайте в похоти». То есть, каждый из нас должен уметь пользоваться во славу Господа тем, что дано нам для поддержания жизни, бегая всячески невоздержания.

Чрез излишетва (каковы суть объедение, пьянство, всякая нечистота) тело растлевается, а душа прилепляется к земле и перестает быть богоугодной. И не дай, Господи, нам подпасть под то грозное осуждение, которое выпало на долю древних людей, ибо сказал Бог о некоторых: «Не будет Дух мой пребывать в них, ибо они суть плоть» (то есть и душой и телом прилепились к земле).

Если мы, действительно, Божьи, и Дух Христа живет в нас, то мы начинаем помышлять о Промысле Господнем. А ведь о каждом из нас есть особое распоряжение Христа Спасителя. В Библии сказано об этом: «Вам приготовил Бог от Вечности добрые, благие дела». То есть каждый из нас, если только станет светильником веры и любви, обретет особенное поприще, особенное служение, именуемое в Священном Писании призванием; каждому из нас Бог вложит в руки то дело, исполняя которое, мы сподобимся спасения души и исполним волю Господню в этом мире.

Если же человек ощущает себя неприкаянным, если он не обрел смысла жизни, если занятие его не спасительно, то это не значит, что он – неудачник. Это не значит, что ему не повезло. Но это значит, что душа и тело его еще не пришли в состояние освящения, потому что когда мы каемся подлинно глубоко, причащаемся Святых Христовых Тайн, стараемся воздерживаться от произвольных грехов, Господь поставляет нас на стезю служения и сердце наше успокаивается в Боге. Аминь.