Алексеевский ставропигиальный женский монастырь

Москва, 2-й Красносельский пер., д.7, стр.8

http://www.hram-ks.ru

Русская Православная Церковь

Московский Патриархат

Версия для печати

Протоиерей Артемий Владимиров

Неделя Торжества Православия
Всякий, кто рожден от Бога и принадлежит Церкви душой и телом, побеждает мир

Дорогие братья и сестры!

Завтра нам дано будет особенно почувствовать,  что Православная Церковь, учрежденная на земле Самим Всемогущим Богом,  пришедшим во плоти, непобедима в силу божественности ее Основателя. «Вера, - говорит святой Иоанн Богослов - есть победа, побеждающая мир». Всякий, кто рожден от Бога и принадлежит Церкви душой и телом, побеждает мир,- свидетельствует апостол. То есть, будучи живым членом матери Церкви, цветущей ветвью этого древа, христианин одерживает победу над князем века сего – диаволом, одерживает верх над страстями, похотями нашей падшей природы, вступает еще в этой жизни через Церковь в благодатный и спасительный союз со Христом.

Об этом должно нам размышлять, об этом молиться, каяться, если мы чувствуем в себе умаление духовной жизни, если еще не чувствуем себя солдатами и воинами Подвигоположника нашей веры Христа.

Победоносной бывает наша вера тогда, когда мы сохраняем ее догматы, небесные истины, открытые нам свыше во всей целостности. Вот почему для христианина не праздный вопрос - содержание его веры. Вот почему христианину православному нужно много учиться, восполнять упущенное, дабы содержать веру без всякого ущерба и прибавления, именно так, как изъяснили, преподали нам ее апостолы и учителя Церкви.

Тому, кто усвоил веру умом и сердцем, свойственна премудрость, премудрость Божия, премудрость церковная, становящаяся на место падшего человеческого разума. Нося в себе эту премудрость, мы бываем в состоянии различать добро и зло во всех явлениях жизни, а значит - определять собственное отношение к многообразным событиям жизни. В противоположность этому сыны века сего, неверующие Христу, отвратившиеся от света откровения, бывают помрачены умом, они не задумываются ни о начале, ни о конце, не о смысле бытия, не понимают тайны истории и бывают уловлены диаволом в его сеть.

Но мало иметь правую веру, мало разбираться в жизни, мало уметь в свете церковной премудрости определять путь спасения. Нам нужна еще сила, сила Христова, нравственная сила, которая в сочетании с правым умом делает нас непобедимыми. Эту силу мы черпаем опять-таки в Церкви, только через таинства церковные мы приобщаемся к силе Божией благодати, которая позволяет нам ежедневно меняться, отрывая грех, соединяться с благодатью, от худшего изменяться к лучшему, ежедневно принося Богу плоды живой веры.

Очень опасно знать что-либо о Боге, но не жить так, как требует Он того от нас, почему апостол предупреждает: «В последние времена много будет людей, которые имеют вид благочестия, говорят умно и прекрасно о догматах и уставах, но силы Христа отвергнутся».

Сила эта проявляется в качестве наших мыслей, в качестве наших намерений, в том, что сокрыто в глубинах души. Если в тебе живут худые богопротивные помыслы, если ты прижимаешь к сердцу гадюку-страсть: самолюбие, гнев, нечистоту, похоть злую, сребролюбие, уныние, - то ты не имеешь силы веры. Только тот имеет эту внутреннюю силу, кто вон извергает из души упомянутое исчадие тьмы и, напротив, насаждает в душе благие, богоугодные качества целомудрия, кротости, любви, мира, радости, мудрости, воздержания, терпения.

Пока мы в теле, пока мы воинствуем, будем просить, братья и сестры, у Христа Спасителя, Его спасающей нас силы и черпать эту силу неоскудно, изобильно, изливающуюся через таинства, через соборную молитву, через всю полноту жизни Церкви.

И наконец, в сочетании с мудростью церковной и силою благочестия христиане заимствуют от церкви дух любви. Дух Святый, который не может не любить всего, что Он создал, вот этот творческий дух любви Божией ко всему сущему призван христианин всегда носить в сердце своем. Это дух терпения, дух снисхождения, дух благородства, участия, жалости, сострадания, милования всякого человека, стоящего пред нами. Без этой теплоты любви сама истина перестает быть таковой, а доводы ее становятся сомнительными.

Праздник Торжества Православия, живо касаясь нас, да вдохнет в наше сердце решимость изгнать заблуждения, запечатлеть в душе образ истины, сердце исполнить благодатной силы, необходимой нам при побеждении страстей, а паче всего облечься в любовь, стяжав которую, мы действительно являем собой истинных учеников Христовых. Аминь. 

7 марта 1998 года, Всенощная