Алексеевский ставропигиальный женский монастырь

Москва, 2-й Красносельский пер., д.7, стр.8

http://www.hram-ks.ru

Русская Православная Церковь

Московский Патриархат

Версия для печати

Протоиерей Артемий Владимиров

На Евангельское чтении о чудесном лове рыб

Святой апостол  Петр, как вы помните, вскоре по Воскресении Христа, когда ученики уже были  утешены явлением Воскресшего Господа и мало-помалу стали оправляться от страхов и переживаний Гефсиманской ночи,   обращается к своим собратиям со словами: «Иду рыбы ловити».  И верные его соратники следуют за ним. Евангелист Иоанн свидетельствует, что до раннего утра они трудились и ни единой рыбицы не обрели в сетях. И только, когда на заре Христос Воскресший, остававшийся до времени не узнанным, является Апостолам, велит закинуть рыбы в сеть одесную корабля, справа от лодки, внезапно невод наполняется великим обилием рыб, так что едва смогли Апостолы дотянуть этот лов до берега.

Потом Святой Петр по подсказке Иоанна узнает Господа и бросается в море, желая опередить лодку, исполненный живого чувства признательности к Спасителю. Видим, что Апостолы оставались верными своему обыкновенному занятию и после Воскресения Иисуса Христа. Видим, что им совершенно чужда была лень, праздность, расслабление, которые более всего убивают в человеке жизнь духовную, лишают его дерзновения пред Богом.

Но видим, что наши труды бывают благословенны лишь тогда, когда Господь благословляет их. Иной трудится и не имеет успеха до времени, хотя прилагает все силы к этому и отнюдь не ленится. Почему так бывает? Почему иногда нас преследуют неудачи, мы бьемся как рыба об лед, но дела рук наших не увенчиваются до поры до времени успехом? По многим причинам. Разбирая эти причины, укажем на некоторые из них.

Очевидно, что Господь, бдящий над нами, все делает для нашей пользы, и если в душу человека закралась самоуверенность, тайная гордость, если он многое приписывает себе, уверен, что именно своими силами добивается успеха, тогда вразумляет нас Бог, показывая нам тщету самых искренних усилий.

Вторая причина, связанная с первой, заключается в том, что, врачуя труженика от гордости и возношения, Господь Бог вместе с тем хочет дать нам истинное смирение.  Легко смириться в уме, но труднее в сердце, в самой жизни. И бывает, что человек придет в чувство полной беспомощности: как он ни старается, как ни напрягает силы  - все впустую. Тогда душа поневоле обращается к Богу, чувствуя, что если не Господь созиждет дом, всуе будут трудиться зиждущие.

Вместе с тем, смиряясь, христианин познает необходимость сочетать свою волю с волей Божией. Не всякое доброе  дело угодно Богу, но только то дело, которое сделано по благословению. Которое сделано во время,  угодное Богу. Которое совершено так, как угодно Богу, а не нам. Вот почему древний пророк восклицает: «Виждь смирение мое и труд мой, Господи». И мы с вами, трудясь, труждаясь каждый в своей области, должны постоянно поверять Богу наши усилия, испрашивать вразумление у Создателя, поправлять то, что сделано поспешно, узнавать волю Божию, дабы дела наши не опережали и не отставали от Промысла Господня. А для этого дознания, разумения воли Божией потребна рассудительность, размышление, к чему и призывает нас Евангелие, говоря, что прежде нужно посчитать издержки, имеющиеся у нас силы и возможность затем уже строить башню, так, чтобы никто не посмеялся над нами, если мы окажемся несостоятельны.

Пример же Апостола Петра, который, увидев Господа, познав содействие благодати в чудесном улове, бросается в море, желая скорее достичь стоп Христовых, указывает на необходимость возгревать в душе чувство признательности и благодарности к Богу, когда Он являет нам Свое содействие. Мы чувствуем Его благодетельную Десницу, восполняющую недостаток наших сил и обращающую благим последствием наши несовершенства и наши ошибки. Особенно важно благодарить Бога за венец дела, исповедовать Его силу и благость, оставаться в чувстве живой признательности к Творцу. Сохраняя таким образом ощущение зависимости от Господа, от щедрот Его, мы побуждаем Творца умножать Его к нам благодеяния. Когда же Бог содействует нам, тогда человек Божий не только радуется об успехе дела, но и чувствует просвещение в уме своем, легкость в сердце, крепость воли. И эта убежденность в сопребывании с ним Божией благодати является главной наградой за труд, растворенный смирением и надеждой на милость Господню.

26 октября 1996 года