Версия для печати

Протоиерей Артемий Владимиров

Провинцией и должна спастись вся Россия

18 ноября в рамках фестиваля «Радость слова», проходившего в Рязани, Касимовскую епархию посетил протоиерей Артемий Владимиров.

В этот день в Касимове отец Артемий провел несколько встреч – с учениками Православной школы, сотрудниками управления и клириками Касимовской епархии.

Предлагаем вашему вниманию интервью о. Артемия, в котором он делится своими размышлениями о добре и зле, о нравственности, о духовном воспитании молодежи.

– Отец Артемий, по словам Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, двадцать пять лет назад состоялось второе Крещение Руси: государство признало роль Церкви в духовном формировании человека. Восстанавливаются храмы, всё больше людей стало воцерковляться. Но общество в целом нравственнее не становится. Почему? Что, на ваш взгляд, удерживает баланс добра и зла в мире?

Как-то святой Иоанн Кронштадский сказал, что земля плодоносит пшеницей, а небо низводит дождь, зима сменяется весной, а весна – летом только для того, чтобы в мире совершалась Божественная литургия и приносилась Бескровная Жертва. Божественная литургия есть тот рычаг, который приводит в движение все народы, есть несущая конструкция мира, ибо в ней и через неё Бог являет всё в этом мире. Соответственно, Церковь мне представляется атлантом, который поддерживает свод небес. Если бы не совершалась Божественная литургия и не каялись человеческие сердца, земля давно бы когтем диавола была расторгнута на тысячи частей. Так говорил преподобный Серафим Саровский. Церковь есть особый фермент, который сдерживает гниение мира.

Вы совершенно правы в своём наблюдении. Действительно, сегодня мы видим такое противоречие: в России вновь строятся храмы, мы наблюдаем приток верующих. Уже нет такого дремучего невежества, и батюшки у нас не в диковинку. Но с другой стороны (по сравнению с советской эпохой, например), в этическом и нравственном отношении люди дичают. Дело в том, что человечество, как и отдельно взятая личность, имеет свой возраст: детство, отрочество, юность, зрелость, старость.

Мир дряхлеет, и мы видим, что по мере развращения человеческих душ зло в мире возрастает. И это подтверждает Священное Писание. И в Апокалипсисе, и в Посланиях апостолов мы найдём свидетельства о том, что в обществе с течением времени будет наблюдаться нравственный регресс. Мы являемся свидетелями того, что новые технологии, техническое совершенствование вовсе не гарантируют улучшения нравственности. Можно сидеть среди компьютеров и расчеловечиться до такой степени, что в маме не видеть родного человека.

Однако и народы в целом, и каждый из нас свободны в своём определении относительно добра и зла. Сегодня мало людей индифферентных, статичных, неподвижных, но в людских душах и сердцах велика разность

потенциалов. Драма нашего времени состоит в том, что часть народа, мыслящая, ищущая, желает быть полезной обществу, через Церковь получает нравственную инъекцию и утверждается в добре. Другая часть позволяет себя обманывать посредством дезинформации и не видит дальше своего носа, но ищет в жизни только удовольствий и со дня на день расчеловечивается.

– Так что же делать в этой ситуации?

Сегодня каждому из нас предоставлена свобода выбирать лучшее. Последние слова книги Откровения подтверждают нашу с вами мысль. Христос, грядущий судить мир, восклицает: Неправедный пусть ещё делает неправду; нечистый пусть ещё сквернится; праведный да творит правду ещё, и святый да освящается ещё (Откр. 22, 11). Сегодня каждый делает свой выбор. И дело служителей слова, священников, учителей, родителей – делиться накопленным опытом жизни, зная, что личная инициатива, личный пример значат очень и очень много. Если дурной пример заразителен, то хороший, на мой взгляд, имеет тройную силу. Поэтому я хочу ответить на этот извечный вопрос русской жизни – что делать? – словами Владимира Владимировича Маяковского: «Светить всегда, светить везде – вот лозунг мой и солнца!»

– Да, отец Артемий, в трудное время мы живём. И более всего волнует вопрос, как жить нашим молодым людям здесь, в провинции? Дайте совет.

Провинцией и должна спастись вся Россия. Я очень рад за молодёжь в провинции. Я знаю, им труднее встать на ноги, у них больше финансовых проблем, им кажется: там хорошо, где нас нет, но я радуюсь за молодёжь в российской глубинке по многим причинам. Самое главное – их родила эта богатая, щедрая, прекрасная земля, о которой А. С. Пушкин говорил: в ней – «самостояние человека», проявляющееся в любви к «отеческим гробам», т.е. святыням, в любви к «святому пепелищу», т.е. к земле, которая тебя взрастила. Быть ближе к природе – это великое счастье, потому что затвориться в «джунглях» столичных городов, поселиться в небоскрёбах нетрудно. Но каков конечный результат? Отсутствие натуральных продуктов, небо, расчерченное на квадраты, как в тюрьме, земля закованная в асфальт, который плавится под ногами в жаркое время и выделяет вредные испарения… Великая трагедия для хомо сапиенса – человека разумного – быть оторванным от лона живой природы. Поэтому мы, жители столичных городов, – жертвы урбанизации.

Я вчера прошёлся по Касимову, по главной вашей улице, бывшей Большой, – глаз радуется: пропорции домов соответствуют человеческому росту, здания светлые, приятные на взгляд. А матушка Ока… Я всё детство провёл на Оке, под Каширой, только там она маленькая, а здесь величественная, быстрая. А воздух-то какой!

И хочется верить, что здесь вновь появятся девушки с русскими косами, не сойдёт с их лиц естественный румянец, у молодых людей счастливо сложится семейная жизнь и не превратится наша молодёжь в «готов» и «эмо», а сохранит себя нравственно, приобретёт определённые трудовые навыки, найдёт своё земное призвание.

– Хочется верить. Пока в провинции мало работы, много свободного времени, а ещё много кафе и баров…

Я не поклонник ночных баров. Вспомните трагедию в Перми, где в баре «Хромая лошадь» во время пожара погибли молодые люди, или в Минске, где на праздник святой Троицы городская администрация устроила праздник пива, и, когда ливень загнал людей в подземный переход, в давке погибло несколько десятков человек.

Соблазнов много, их и в столице не меньше, а даже больше. И задача родителей, учителей, священников – заинтересовывать наших подростков, помогать им обретать призвание, ходить с ним в тур- и культпоходы, прививая любовь к родному краю, раскрывать и развивать умственные способности. Я вспоминаю русскую поговорку: у занятой пчелы нет времени для скорби. Человек, для которого отдых не в безделии, а в перемене занятий, найдёт свою дорогу в жизни. Я встречаюсь с детьми из провинции и вижу, что они более здоровы, в том числе и нравственно, они подчас более развиты, проще, чище, сердечнее, человеколюбивее, чем их ровесники в столице.

Очень хорошо, что у вас есть православная школа. Я провёл здесь целый день, общался со всеми учащимися – от первоклассников до старшеклассников, и мне было очень приятно видеть их живые глазки, готовность общаться, делиться мнениями, знаниями.

Дай Бог, чтобы решались, наконец, сложные вопросы субсидирования наших школ, потому что лицензирование и аккредитация ещё не дают им возможности свободно дышать. Давно пора ввести бюджетное финансирование православных школ. Ведь все еврейские школы давно финансируются из государственного бюджета на основании так называемого этнокультурного компонента.

Задача православной школы – давать нравственный импульс, образовывать в душе ребёнка здравые понятия о Боге, о мире, о человеке, о земле, взрастившей и воспитавшей его; учить детей различать добро и зло и делать сознательный выбор в пользу добра. Но не только: школа должна отличаться своим образовательным уровнем, давать серьёзную подготовку по математике, русскому языку и другим предметам. Главная трудность альтернативных школ – в балансе между воспитательной и образовательной программами.

Школа нуждается в православно ориентированных педагогах, преподающих с любовью к детям вековые нравственные и культурные ценности. Нет нужды говорить о том, что Православие является хранилищем русской культуры, в среде которой должны воспитываться наши дети, если мы желаем сохранить наше Отечество и смотреть с надеждой в грядущее.

Беседовала пресс-секретарь Касимовской епархии Галина Ларчева

Источник: Официальный сайт Касимовской епархии Рязанской митрополии Русской Православной Церкви 



Код для блогов / сайтов
Разместить ссылку на материал: