Официальный сайт Алексеевского ставропигиального женского монастыря. Адрес сайта: www.hram-ks.ru


Протоиерей Артемий Владимиров

О занятиях спортом и об Олимпиаде в Сочи

Только что началась Олимпиада в Сочи. Батюшка, расскажите о ваших мыслях и впечатлениях по этому поводу.

о. Артемий: То, что сейчас три или четыре миллиарда людей смотрят на это чудо-Олимпиаду – это совсем не так просто. На Западе кое-кто пытается ошельмовать Олимпиаду, делает какие-то подложные фотографии, беззастенчиво народ дезориентирует.

Нельзя, я думаю, приступать с какими-то обычными требованиями историка или литератора к этому панорамному открытию Олимпиады. Глава Международного Олимпийского комитета говорит, что на Западе города готовятся примерно сто лет к проведению Олимпийских игр. Например, Лондон сто с чем-то лет готовился к подобному спортивному форуму. А тут на пустом месте за семь лет сделана такая сказка, подобно которой вообще не было в истории городской архитектуры. И это свидетельство не чего-нибудь, а русского духа. «Я верю, город будет, я верю, саду цвесть, когда такие люди» у нас повсюду есть. И представьте себе, всё это свершилось в тот год, когда Россией, по существу, был разрушен план Третьей мировой войны. Не забудем также, что Россия сейчас единственная страна в мире, поддерживаемая, впрочем, Юго-Восточной Азией, которая противостоит растлению детей однополыми браками. Все европейские народы сегодня измучены, потому что законы узаконили растление и подталкивают их страны к скорейшей гибели.

Многие люди на Западе ничего не знают о России по причине полной информационной блокады. Гости Олимпиады поражены открытостью и приветливостью русских людей. Там около 200 тысяч волонтёров (я тоже был волонтёром на Олимпиаде в 1980 году). И везде с гостями говорят по-английски, и их провожают, и двадцать четыре часа в сутки открыты все заведения. Кормят национальными блюдами полинезийцев, индонезийцев, австралийцев. И говорят, что взору открываются архитектурные чудеса по последнему слову техники.

Мы знаем, что Южная Корея также была претендентом на проведение зимней Олимпиады. И корейцы считали, что их обошли стороной. А тут выступил их главный лидер (а Южная Корея технологически передовое государство) и сказал, что они поняли, что их страна не готова проводить Олимпиаду, потому что русские – просто какое-то чудо. Я думаю, что это не предмет тщеславия – мы знаем, что вся Костромская губерния заросла сурепкой и борщевиком, – но это свидетельство о том, на что способно наше Отечество.

И самое главное, что здесь сочетается такой мажор, позитив, красота, чистота, культура. Вот эти панно, воспроизводившие историю Отечества, – это тоже откровение для западного мира. У них нет никакого представления об истории России, а если есть, то весьма извращённое. И все это надо принимать к сведению.

В Олимпийской деревне выстроили прекрасный православный храм. Перед началом игр был отслужен молебен, приезжал Святейший Патриарх, который преподал благословение спортсменам. 

С одной стороны понятно, что если занятие спортом просто "для себя" полезно, то большой спорт – это и подрыв здоровья, и страсти: соперничество, тщеславие. Но с другой стороны, большой спорт давно стал инструментом для поднятия престижа страны на международной арене. Может быть, если спортсмен выкладывается ради престижа России, а не ради собственного тщеславия, то это может оправдать занятие большим спортом с духовной точки зрения? Каково ваше суждение? 

о. Артемий: Православные очень строгие педанты! «Оправдайте, батюшка, если можете, Олимпиаду-2014. А то ведь их заживо пожирает тщеславие». Очень интересное суждение на сей счет уже высказано священством. Замечательно Святейший Патриарх говорит о том, что спортсмен, выступающий за честь страны, приходит, если он освящён верой, к внутренней необходимости просить у Господа Бога помощи, он свой дух устремляет к Богу. Это действительно так.

И конечно, такие спортивные соревнования – это своего рода ристалище. Как у нас были Ослябя, Пересвет, ратники, сражавшиеся за Русь Святую.

Мне кажется, что большой спорт в какой-то мере соотносится с древними битвами, сражениями, которые несут либо горечь поражения, либо радость победы, демонстрацию силы. Многие виды спорта требуют игры в команде. И это говорит о том, что здесь не каждый сам за себя, но есть определённое единство духа. Люди находятся в пограничном состоянии, кто-то даже может поплатиться, ну, если не жизнью, то здоровьем. Вот сидела рядом с президентом девушка-спортсменка, которую по косточкам собрали. Она и выжить не должна была с прошлой Олимпиады. Она сидела рядом с главой государства как своего рода подвижница.

И поэтому на всё надо смотреть не из своей норки мудрого пескаря, а учитывая и все геополитические аспекты. К примеру, Россия выступает против растления, за здоровую семью. Обама, может быть, и рад бы был приехать, но не приехал, потому что он из противоположного лагеря, он увязывает все вопросы с покровительством извращенцам. В этом смысле наш спорт соотносится со здоровым образом жизни, и надо всё это понимать и чувствовать.

Что касается меня, то я не люблю соревновательный дух, мне с детства было неприятно участвовать в каких-либо соревнованиях. Так, самому покататься на лыжах – это одно, а кому-то на пятки наступать – другое. Но здесь всё-таки вещи более глубокие затронуты. И люди, посетившие Олимпиаду, увидят, что есть посткоммунистическая Россия. Олимпиада – это свидетельство определённого культурного уровня. Вот китайцы, уж на что всех поразили, создав какие-то живые поля из людей, цветы, узоры. Но историческое действо, представленное в Сочи на открытии Олимпиады, является просто шедевром, с точки зрения самого высокого мастерства. Это демонстрация, конечно же, и технологий, но это и визитная карточка страны.

Необходимо всё это понимать и чувствовать тому, кто живёт не частной жизнью, спрятавшись в подполье, а чувствует ритм, пульс страны, и его сердце так или иначе на это отзывается. Конечно, там где люди, там и страсти: соперничество, тщеславие, но это не наш предмет исследования. Мы слышали, как хор Сретенского монастыря исполнил гимн России, притом, что сто тысяч людей встали и внимали ему. Вся мировая пресса заполнена сегодня свидетельствами о том, что нигде нет такой культуры, как у нас, что русская культура – это что-то необычное, феноменальное, неподражаемое на фоне всеобщего разложения. Нет-нет, мы с вами не будем мелочными судьями, поскольку необходимо понимать всю значимость данного дела.

Как не сказать о том, что весь сочинский район, по существу, преображён. Не все знают, что в Сочи никогда не было канализации, и жили там на средневековом уровне. А теперь у них город XXI столетия – звёздный час всех тамошних жителей. Новые спортивные комплексы дадут возможность проводить нашим, и не только нашим, спортсменам круглогодичные тренировки. Там сделаны и небывалые по качеству автомобильные развязки, и железные дороги. Край экономически поднят, это всё на достойном уровне.

По существу, теперь было бы хорошо и в других местах Олимпиаду провести – на Дальнем Востоке, где-нибудь в Мурманске…

Вопрос об Олимпийских играх. В отличие от прочих международных соревнований, Олимпиады сопровождаются неким театрализованным, но всё же, в истоках – языческим – ритуалом. Это не может не смущать православную душу. В этот раз еще и какой-то искусственный, на мой взгляд, театр устроили с олимпийским огнем. Возили по всей России, опускали на дно Байкала, поднимали на Эльбрус... На открытии игр изображение олимпийских "богов" показали в конце...

о. Артемий: Это всё такой декор, конечно. Безусловно, Олимпиады пришли к нам из далёкой античности, которая зиждилась на языческом мироощущении. Я думаю, здесь нужно понимать, что есть определённый язык Олимпийского движения и его символы – Олимпийский огонь, Олимпийский комитет.

Из всех стран мира приехали на Олимпиаду главы пятидесяти двух государств, не приехали только «гомолюбы». И таким образом, как мудрые объясняют, этот приезд в Сочи глав всех стран говорит о том, что они смертельно устали от растления и негласно поддерживают Путина и Россию в противостоянии этой мерзейшей кампании.

Естественно, что определённого языка, контекста приходится придерживаться. По всей стране бегали с этим огоньком – конечно, не большой восторг, но это условность, с которой можно примириться. Всё-таки это не «хеллоуин» и не откровенная бесовщина, а так, символ бодрости, силы духа.

На дно Байкала, на Эльбрус... Мне кажется, особенно переживать и смущаться не должно. Вы же видите, в самом церемониале открытия была представлена история нашей страны. На фоне какой-нибудь «пуси райт», классическая постановка первого бала Наташи Ростовой – это, на самом деле, божественное дело. XIX век, с его красотой, грацией, пластикой, благородством, – это просто сенсация. Вот в Лондоне была Олимпиада, там бармалеи какие-то скакали, какое-то беснование было представлено. А здесь – свидетельство здравого мироощущения, миросозерцания, то, по чему народы Европы и не одной Европы скучают. Это воспоминание о безвозвратно ушедшем прошлом, это символ христианской культуры. И мне кажется, это нужно понимать и немножко из своей шкурки засушенной надо вылезать.

Батюшка, а Вы будете следить за Олимпиадой, за успехами и неудачами наших спортсменов?

о. Артемий: За неудачами буду следить, за успехами – нет. Мне, честно говоря, некогда смотреть Олимпиаду, я вообще телевизор не смотрю – спать хочется. Но слухами полнится земля. Я думаю, что хозяева могут себе позволить неудачи. Хозяин должен всех пропустить вперёд. Мне сказали, что у нас в одиночном женском катании выступает пятнадцатилетняя девочка, которая прыгает, как кузнечик. Дай Бог ей здоровья, милой.

Любите ли вы смотреть спортивные соревнования?

о. Артемий: Раньше любил смотреть. Сейчас, если только случайно окажусь у телевизора. Нет, я сам уже как-то не имею возможности болеть. Но никому не запрещаю этого делать.

Говорят, что во всех столицах – в Москве, в Петербурге, во всех крупных городах буквально на каждой станции метро с собаками стоят наши десантники, смотрят, чтобы никто не подложил никакую бомбу. Мы с вами должны молиться о том, чтобы никаких не было диссонансов этому всемирному празднику.