Версия для печати

Протоиерей Артемий Владимиров

Плод молитвы – в руках Божиих
Беседа о молитве с духовником Алексеевского женского монастыря
протоиереем Артемием Владимировым

– Наша задача в земной жизни – очиститься от страстей. Но может ли человек надеяться, что он сумеет стать пригодным для Царствия Небесного? А если нет – каков смысл всего: не всё ли равно, придётся Господу восполнять Своей милостью чуть больше или чуть меньше из нашего неоплатного долга?

Некоторые говорят: «Пусть меня Бог заберёт»... А некоторые даже Бога не поминают, мол: «Хочу уйти ТУДА», – это со всем-то мусором! И смешно, и грустно. Да, Бог силён очистить человека от страстей. Господь может внезапно «обогатить нищего», по Священному Писанию. Но человек, будучи ещё далеким от смирения, никогда не сумеет воспользоваться милостью Божией. Он подвергнется сугубому осуждению, как это случилось с теми, кто стяжал Духа Святого, но не охранил себя самоукорением и смирением и потому впал во все тяжкие, оскорбив благодать. Поэтому мы говорим о спасении: «Человеку это невозможно  Богу же всё возможно». Но успех во многом зависит от меры нашего смирения и решимости.

 

– Можно много говорить о молитве, мечтать о преуспеянии в ней, но вот приходит время встать перед иконами – и нападает лень...

Слово «лень» нам с вами хорошо известно, но леность – это не добродетель, не нужно ходить на поводу у состояния разленения. Нужно изучать самого себя и  выбирать для молитвы такие время и место, когда мы наиболее к ней способны, чтобы иметь свежую голову и сердце. Скажем, переутомление не способствует молитвенной деятельности духа. Надо привести в спокойствие взбаламученный ум, как сказано в молитвослове: «…постой мало, дондеже утишатся вся чувства. Тогда сотвори начало не вскоре, без лености... не борзяся,якоже и умом разумевати глаголемая»; отрешиться от рассеивающих дневных впечатлений и, закрыв за собой дверь, помолиться Богу, «Иже в тайне».

 

– Не всегда получается подойти к молитве неспешно. Да и при соблюдении всех правил и рекомендаций  результат зачастую не радует…

Здесь важно не унывать. Не случайно Апостол говорит: …скорби терпяще, в молитве пребывающе (Рим. 12, 12), то есть будьте постоянны в молитве. И мужественно, благодушно воспринимайте, когда не всё удаётся так, как бы мы того желали. Количество переходит в качество. Нашей ошибкой бывает вот что (мне это тоже было свойственно в юности): вспоминая какие-то благодатные состояния прошлого, а сегодня не получая того, к чему стремимся, мы смущаемся, как будто принуждая Господа в ответ на наш труд механически даровать искомое. Но вспомним, что крышку от ковчега, который Ной строил несколько десятков лет, задвинул Сам Господь Бог. Плод молитвы – в руках Божиих. Апостолы рыбачат – сети остаются пустыми; появляется Господь, повелевает закинуть сеть одесную страну корабля – и улов невиданный. Нам нужно смиренно принимать то, что есть, не мечтая о том, чего нет, доверяя Промыслу Божию, ибо Господь знает, что́ нам полезнее. Временная сухость, чёрствость – это всё, как говорят мудрые, смиряет человека, даёт ему понятие, что духовная жизнь – не самоизмышление, не какая-то бездушная технология, не сумма операций, выполнив которую мы обязательно достигнем результата.

Духовная жизнь – это предстояние Живому Богу, Который прошёл к свету Воскресения крестным путём. По нему подобает шествовать и нам.  Почитайте, как будущий авва Дорофей, живя среди благодатнейших отцов, испытывал величайшую степень томления и внутренней скорби, а затем это состояние сменилось обильным миром, который уже никогда его не оставлял. То же – и у преподобного Серафима в его ночном молении. «Пустыню» должны пройти все, и поэтому главный акцент духовной жизни мы делаем не на чувства, не на состояния, а на разум и верность Богу. Не важно, что я не чувствую умиления и просветления. Причастился – и слава Богу! Неправильно испытывать Господа Бога, спрашивая Его, за что и почему, но всё необходимо принимать с благодарностью. «Нужно благодарно принимать» перемены духовной погоды. Те, кто этого правила не усваивают, то есть ставят духовную жизнь в зависимость от своего внутреннего состояния, всегда пребывают в более или менее безотрадном состоянии, потому что гоняются за призраками, за ушедшей тенью, ищут не Самого Христа, а того, что принадлежит Христу: мира, покоя. А если мы будем искать Христа – мир и покой придут.

 

А что такое «искать Христа»?

– Стремиться к верности Ему. Искать Христа в своей душе – значит хранить себя от всего, что неприятно Господу, что Им запрещено, стараться быть угодным Богу, исполнять Его закон любви.

 

Если душа «не чувствует» Бога – ей очень одиноко. А прилепляться к земному, в том числе излишне привязываться к людям, нельзя...

– Главное искусство духовной жизни – благодарение. «Добродетель не груша, её сразу не скушаешь.» Все мы в Боге едины: дом, семья, храм, город, Россия, вся Церковь. Боязнь мнимого одиночества преодолевается служением. Мы нужны Богу. Господь всегда нас видит, слышит, любит. Сродняясь со Христом, усваивая Его благодать, мы всегда будем востребованы. Чем больше мы отдаём, тем более мы нужны людям – в самом широком смысле слова. Никто не застрахован от пристрастий, которые нарушают гармонию отношений между людьми, являясь проявлением чего-то эгоистического; христианин не собственник, он всех любит, но всех предоставляет их свободе...

 

Как сохранять мир души?

– Взращивать в себе светлое, доброе, тёплое расположение к людям, упование на Господа, уверенность в Его милости, сознание, что вы – ребёнок, а Он – Отец. Господь всегда с вами, Он никогда не лишит вас ничего доброго, спасительного. «Господи, как хорошо, что у меня есть Ты; я с Тобой, и все вокруг родные, милые, хорошие.» «Матерь Божия, Тебе себя вверяю, всё хорошо, всё слава Богу!» «Матерь Божия, спаси и сохрани!» Бог почивает в простых и незлобивых сердцах. Если вы сохраните своё сердце спокойным, уравновешенным, молитва сама придёт к вам. И конечно, нужно надеяться не на себя, но на Господа.

Беседовала Елена Сергейчук
10 октября 2014 года



Код для блогов / сайтов
Разместить ссылку на материал: