Алексеевский ставропигиальный женский монастырь

Москва, 2-й Красносельский пер., д.7, стр.8

http://www.hram-ks.ru

Русская Православная Церковь

Московский Патриархат

Версия для печати

Протоиерей Артемий Владимиров

Интервью РИА Новости 
О Празднике Святой Пасхи, о схождении Благодатного Огня, о Промысле Божием в жизни страны и народа

Источник: РИА Новости http://ria.ru/religion/20150416/1058896119.html#ixzz3a2zeXOFC

Каким был этот год от Пасхи до Пасхи для Русской церкви и России в целом и каковы перспективы дальнейшего развития, в интервью РИА Новости рассказал известный церковный миссионер и писатель, духовник Алексеевского женского монастыря протоиерей Артемий Владимиров. Батюшка поделился суждениями об особенностях схождения Благодатного огня и исключительной ответственности духовенства, о трагических событиях на Украине, "иррациональном" феномене ИГИЛ на Ближнем Востоке и юных "киборгах, тарзанах, рэмбо и кинг-конгах" в самой России, о давлении Запада и Промысле Божием в жизни страны и народа… Публикуем первую часть интервью. Беседовал Сергей Стефанов.


– Отец Артемий, как прошел Великий пост в этом году, что запомнилось из этого времени? С каким настроением вы встретили Пасху?

– Думается, что у каждого из нас, вступивших в этот уже пролетевший Великий пост, восприятие благодатного времени, которое именуется "Весенняя Четыредесятница", зависит во многом от того, чем наполнена его жизнь. Сам я, будучи священником и педагогом, черпаю духовно-нравственные силы в службах, участвуя в соборной молитве о мире, о стране, о близких мне людях.

Почти каждую неделю как рядовой учитель общаюсь в различных аудиториях со студентами, детьми, посещаю губернии России, города и села, и поэтому для меня Великий пост – это время мирных, созидательных трудов. Думаю, всем известна заповедь, данная Господом Богом Адаму еще в раю: "В поте лица твоего будешь вкушать хлеб твой". А русский народ прибавляет: "У занятой пчелы нет времени для скорби". И действительно, мы живем в "турбулентное", тревожное время, когда легко можно впасть в депрессию, если заполнять все дневное время просмотром новостных пакетов. Вот почему труженику и свет мил, и хлеб сладок. 

Я очень люблю воскресные дни Великого поста, потому что в нашей тихой обители – возрожденном Алексеевском женском монастыре – много прихожан. Каждый новый день – это целая гамма звуков, целый спектр цветов, в которых присутствуют и мажор, и глубинная радость от того, что все мы вместе, что мы живем в России, где созидается сейчас особый мир; а наше Отечество, находясь в непростом окружении, обретает мало-помалу державную поступь и свое веское слово в отстаивании столь хрупкого, как оказалось, мира. 

Я часто размышляю над словами: "Блажен, кто верует, – тепло ему на свете". Пасха – это прорыв Божественного света в юдоль страданий и скорбей. Христос победил смерть, восстав живым из Гроба. Христос сокрушил тиранию дьявола, столь ощутимую ныне людьми и проявляющуюся в раздражительности, гневе, безотрадном унынии, амбициозности, зашкаливающей гордыне, разобщенности людей между собою… Для меня все перечисленное суть симптомы той болезни, которая именуется забвением веры, надежды и любви к живому Богу…

Пасха – всеисцеляющий праздник. Он примиряет человека с его земным жребием. Пасха окрыляет того, кто, кажется, уже изнемогает на жизненном пути. Она соединяет нас с усопшими, которые незримо участвуют в этом вселенском торжестве. А самое главное, Воскресение Христово свидетельствует, что добро побеждает зло и любовь сильнее ненависти.

– С Пасхой тесно связано чудо схождения Благодатного Огня в Иерусалиме, которое происходит ежегодно в субботу накануне этого праздника. В чем вы видите духовный смысл этого события?

– Меня всегда занимал вопрос, каким образом это великое, вышеестественное, поистине Божественное чудо не переворачивает жизнь обывателей, которые из года в год не без затаенного интереса подсаживаются поближе к телевизору, с тем чтобы все увидеть и приобщиться, насколько это возможно, вдохновению и бурному восторгу тысяч паломников Иерусалимского храма. Вы знаете, арабы – как дети: они готовы сидеть друг у друга на загривке, бить в барабаны, чуть ли не взрывать хлопушки, выражая непосредственную радость, что Бог так близок к людям в священные дни Страстной недели… 

Я, к сожалению, никогда не посещал это святое место в Великую субботу, но не имею ни малейшего сомнения, что в ведомый Богу час на Гроб Господень снисходит Божественная энергия Духа Святого. Иногда она даже воспламеняет свечки простых людей, стоящих вокруг часовни, именуемой "Куву́клия". Перед входом в нее одеяния Иерусалимского патриарха полностью проверяют. Патриарх стоит в Кувуклии с двумя связками свечей, трепетно ожидая прикосновения к ним Божьей десницы. Часто люди видят под куполом Иерусалимского храма таинственные всполохи, разряды молний, но напрасно было бы считать их природным грозовым явлением. Для меня здесь самое главное не внешние симптомы, но сама духовная атмосфера, наполняющая храм, столь явственная обыкновенному человеку, будь то некрещеный датчанин или совершенно флегматичный израильский полицейский. Всякий раз, когда снисходит Божественный огонь, пасхальная неземная радость осеняет несколько тысяч душ, а эмоции буквально переполняют человеческие сердца. Благодатный огонь, всем известно, в первые минуты не обжигает – им можно "умываться". Я видел священников, которые этим огнем освежают свои окладистые, стоящие лопатой, сибирские бороды…

Сошествие Небесного огня свидетельствует о том, что Православие, христианская колыбель человечества, и доныне хранит в своих недрах Божественную благодать. Бог незримо живет и явственно действует в лоне вселенского православия.

Между прочим, схождение огня – одно из свидетельств благодатности царского, церковного, "иулианского" календаря, в соответствии с которым совершается служба в России, в Сербии, в Грузии, в Иерусалиме и на Афоне. У меня есть прихожане, которые каждый год умудряются присутствовать на этом вселенском торжестве Христовой веры. Всякий раз они, возвращаясь, дарят мне опаленные огнем свечки, а главное, – лучезарные улыбки и радостные свидетельства о Божьем чуде. 

Святой огонь сошел на землю и в Великую субботу 2015 года. Таким образом от Пасхи до Пасхи мы обретаем неложное свидетельство, что жизнь продолжается, что Бог дает нам время созидать, а не разрушать, спасать, а не губить души, взращивать в любви наших детей, а не ползти по направлению к кладбищу.

– Как прожила Церковь очередной год – от Пасхи до Пасхи? Можете ли выделить какие-то ключевые события, явления в жизни Церкви и, шире, в жизни России и мира, которые больше всего запечатлелись в сознании?

– Я должен признаться, что еще год тому назад я жил исключительно пастырскими и учительскими трудами, увлеченный общением с детьми – "цветами жизни". Как литератор и член Союза писателей России, находил отдохновение в прозе и поэзии…

И вот год тому назад обнаружил, что мое сердце кровоточит. Я почувствовал, какая глубокая душевная язва, почти что равносильная физической боли, открылась в моем сердце. В том событии в Киеве выплеснулись наружу настроения люциферианского характера – и ненависть, и чувство собственной, ни на чем не основанной исключительности, и открытая агрессия, и патологическая ложь… Ложь, которая вращает значительную часть человечества в демонической центрифуге. Индустрия лжи геополитического характера напоминает мне колесо, по которому безостановочно, наматывая круги, бегает несчастная белочка, воображая, что она движется в поступательном направлении. 

С прошлого февраля моя душа ощущает себя подстреленной птицей. Но священник реагирует на политические события по-своему. Его ответом на тектонические сдвиги в сознании людей становится молитва – о своих и чужих, о ближних и дальних. Церковь не случайно ежедневно возносит Богу прошения об умирении народов и упразднении вражды. Осмелюсь предложить читателям свое маленькое стихотворение.

Как Вы говорите – "помолимся" – 
О тех, кто застигнут грозой, 
Кто страждет в постылой неволюшке, 
Кто ходит по миру босой…

О той, что, рожая, утружена, 
О тех, кто в больницах лежит, 
В кого метят снайперы ружьями,
Кому не под силу и жить…

Давайте же вместе помолимся 
О нашей родной стороне 
И всех человеческих душеньках 
На круглой, но грешной земле.

О всякой букашке и веточке, 
Что Бог сотворил ради нас, 
Дух жизни имеющей клеточке; 
О том, кто не знает в сей час,

Что с вами мы искренно молимся – 
Пускай, за него одного… 
Но главное в этом, по-моему, – 
Себе не просить ничего!

Конечно, дрейф Тавриды и вхождение ее в российскую гавань по волеизъявлению нескольких миллионов человек, всегда ощущавших себя органичной частью нашей державы, всколыхнули весь мир. Насильственная "демократизация" Украины вызвала подобный ответ, реакция на который концентрическими кругами расходится по политической карте Евразии. 

Только что я вернулся из Копенгагена – города, где родился Ханс Кристиан Андерсен. Должен сообщить читателям, что датскому королевству более тысячи лет. Датскую королеву любят, и обыкновенные датчане всегда ждут ее появления на балконе. Вместе с тем, мне было заметно, насколько неустойчива в нравственном отношении датская молодежь. Она, к сожалению, практически оторвана от своих исторических корней, будучи зомбирована компьютерными технологиями. Мне рассказали, что современные датчане совершенно утратили чувство причастности к собственной истории. На столичном кладбище, где похоронен великий сказочник с грустными глазами, горожане в летние теплые месяцы могут лежать в неглиже прямо на нагретых солнцем могильных плитах! Видимо, датских обывателей греет мысль об их происхождении от ящериц, а не от Адама и Евы… Значительная часть кладбища сейчас срыта – не потому, что туда ворвались большевики, а потому что возникла необходимость проложить новую ветку метро; строители безжалостно разорили "отеческие гробы и родные пепелища". Датчанам, по всей видимости, не хочется отставать от Соединенных Штатов Америки, которые недавно приняли особый закон об "утилизации" забытых могил и использовании их в качестве гумуса для удобрения лужаек перед студенческими кампусами и коттеджами. 

Все это меня очень тревожит, как, не скрою, печалит и известная часть российской молодежи, в своих "андерграундах" прокуривающая, проматывающая отцовское наследие. Мы знаем, насколько быстро из этих расслабленных тинейджеров, из этих "митрофанушек" можно сделать киборгов, современных тарзанов, рэмбо, кинг-конгов, которые, вооружившись зажигательной смесью, готовы ринуться незнамо куда и незнамо для чего… Они очень схожи с толпой, которая растоптала пламенное сердце Данко – героя ранних романтических рассказов Горького.

Отзвуки Крыма, как эхо, слышны ныне по всей вселенной. Оказывается, народ может отстоять свое право на жизнь без навязанной ему извне "демократизации", может отстоять и собственную историю, если ему помогут "вежливые зеленые человечки". Во всяком случае, фильм, который мы смотрели год спустя, где наш главнокомандующий с присущей ему откровенностью и улыбкой в рассказе об известных событиях расставил точки над "и", собрал куда больший рейтинг, чем "Левиафан" и голливудские боевики. До сих пор политические мировые элиты продолжают осмыслять случившееся в Крыму весной 2014 года. 

Сегодня, очевидно, идет духовное размежевание между странами Европы. Одни поддаются общественно-политическому психозу и участвуют в беспрецедентном давлении, которое в наши дни осуществляется на Россию Западом. Другие – Сербия, Греция, Венгрия, Италия – признают, что нельзя порывать с Россией, нельзя становиться по ту сторону баррикад, но необходимо сохранять мир и не поддаваться безумной истерии, которая является главным орудием лукавого, действующего по принципу "разделяй и властвуй".

– Сейчас Западом введены санкции, и идет действительно сильное давление на нашу страну. На ваш взгляд, каковы перспективы, есть ли у народа внутренние силы все это пережить и выстоять?

– Всякие всемирные социологические центры, исследующие состояние мировых финансов, экономики, удивляются тому, что вместо прогнозируемой разобщенности наше общество, судя по степени и уровню доверия людей к президенту, обретает, на удивление, все большее внутреннее единство. "Вынес достаточно русский народ, вынес и эту дорогу железную – вынесет все, что Господь ни пошлет", – сказал национальный поэт Некрасов. Сегодня мы расплачиваемся за то, что слишком быстро потеряли свое экономическое первородство. Слишком быстро отдали наш, пусть и деревянный, но милый сердцу рубль в плен "зеленой капусте", сворачивающейся постепенно в полинявшую обесцененную трубочку. 

Приспело время восстановления суверенитета во всех областях жизни – от политической до экономической. Время подтверждает справедливость слов Государя Александра III: "У России нет союзников, кроме армии и флота"…

Убежден, что не бывает худа без добра. Если бы меня спросили, что́ есть Промысл Божий, я бы ответил, вспоминая святителя Филарета Московского, следующим образом: "Промысл Божий есть непрестанное Божественное действие, которое всему доброму содействует, худому полагает предел, а ошибки наши обращает к благим последствиям". Так и у нас в России – ведь мы живем на "поле чудес"; "что немцу смерть, то русскому – в удовольствие", – по известному присловью. Мы потихоньку выходим из умело организованного для нас кризиса. О его преодолении говорят добрые улыбки россиян, которые поддерживают сегодня отечественного производителя, которые начинают разбираться в ГМО-продуктах, которые с присущим им чувством юмора сочиняют ностальгические частушки о "ножках Буша", начиненных гормонами… 

Россия, насколько я понимаю, сегодня получает доброе главенство в союзе БРИКС и выражает стремление войти в Азиатский банк. И как тут не вспомнить блоковские слова: "Да, скифы – мы!" "Нас – тьмы, и тьмы, и тьмы"… Простите, но три пятых человечества сегодня, объединившись в таможенные, финансовые, экономические союзы, дают достойный ответ атлантической цивилизации, твердящей о собственной исключительности и незаменимости. Весьма важно, констатируя трещину между "цивилизацией моря" и "цивилизацией суши", показывать, что сегодня только многополярная модель мира, выстраивающая жизнь соседей на партнерских отношениях, гарантирует нам светлое настоящее и не слишком мрачное будущее.

– В последнее время усилились гонения на христиан на Ближнем Востоке и в других горячих точках земли. Мы постоянно слышим о том, какую активность проявляет так называемое «Исламское государство». Как Вы можете объяснить феномен этого образования с духовных позиций?

– Давайте подумаем, что́ это за группы вооруженных вандалов, хунвейбинов, которые время от времени вдруг возникают как некая «антисистема» в культурных государствах, насчитывающих тысячелетнюю, пятитысячелетнюю традицию? Кто это «заботливо» взращивает даже не гадких утят (слишком мирным является образ из сказки Андерсена), а змеенышей, которые находят удовольствие в разрушении, в пролитии человеческой крови, не стесняются на видео выкладывать потрясающие воображение зверства? Чьих рук это дело, кто не скупится затрачивать на него свои финансовые средства? «Аль-Каида», неофашизм бандеровского толка, так называемое государство ИГИЛ, боевики которого безжалостно уничтожили недавно Нимруд – древнейший город мира… Восьмитысячелетние артефакты были смешаны с песком и раздроблены ковшами бульдозеров.

Мы помним, как месяц тому назад президент заокеанской сверхдержавы с присущей ему улыбкой сказал: «Мы немножко промахнулись, немножко не рассчитали. Вот, выпестовали дитя, да, но оно, окрепши, перестало нас слушаться»...

Сегодня хорошо видно, что подобные террористические организации, которые состоят из людей, забывших, что они рождены матерью, – это определенный, тщательно подготовленный продукт, необходимый для давления на мирную жизнь народов, для переворотов, для организации майданов. Их технологии давно растиражированы в кабинетах Уолл-стрита и Пентагона. Но, слава Богу, на всякое зло есть и свой ответ. В эти дни иракские вооруженные силы освободили один из городов, где окопались боевики-террористы. Но не нужно быть прозорливцем, чтобы осознать: антисистема, называемая ИГИЛом, готовит и точит свои кривые мечи, чтобы вторгнуться в наши бывшие союзные республики.

И совершенно не случайно несчастные народы Ближнего Востока обращаются к России с просьбой нейтрализовать подобные горячие точки. Вы замечаете, как в различных регионах мира то и дело вспыхивают локальные пожары, кажется, готовые перекинуться на все континенты? На наших глазах сбываются слова Спасителя: «По причине умножения беззакония, во многих оскудеет любовь». Слово Божие предрекает, что в конце времен восстанет брат на брата и дети на родителей. «И будете, – обращается Спаситель к Своим ученикам, – ненавидимы всеми за имя Мое… Но мужайтесь: Я победил мир». По статистике, сегодня ежедневно гибнет несколько десятков христиан. Они представляют собой гонимую часть человечества – ту часть, которая и поныне руководствуется словами Христа: «Возлюби ближнего твоего, как себя самого», «Да любите друг друга».

Отрадно, что сегодня наша страна, отрешившись от шор ненаучного атеизма, однозначно отождествляет себя с христианской традицией. Думается, в мистическом плане именно этот факт и является причиной жесткого воздействия извне на наших политических лидеров. Ведь христианская мораль по необходимости проявляется в образе мыслей и жизни человека. Христианин не может не отстаивать библейский семейный уклад, не может не защищать подлинную любовь мужчины и женщины, не может не видеть в деторождении и воспитании детей земную цель бытия. ЛГБТ-сообщество, которое сегодня столь заметно влияет на политические мировые элиты, вопит о «шовинизме», «расизме», «национализме», о «диктатуре» в отношении тех стран, где детей защищают от педофилии. В это же время сытые норвежцы представляют нам ужасные фото инфантофилии – уже и на младенцев посягают развратники с сожженной совестью!

– Сейчас мы видим, как в западных исповеданиях происходят различные разделения на почве отказа от традиционных ценностей. А скажите, насколько един православный мир, православные Поместные Церкви? Насколько удается сохранять это внешнее и внутреннее единство, ведь на 2016 год намечен Всеправославный Собор?

– Представьте себе, мы слышим о дискуссиях, диспутах с людьми, которые себя считают православными, но при этом защищают права сексуальных меньшинств уже не просто в социальном плане (пусть те устраивают в пригородах Лос-Анджелоса или Амстердама свои гнезда и коммуны), но в духовном. Эти «деятели» от Православия говорят о том, что якобы Господь Бог принимает всех, в том числе и «пеструю» публику… Когда встречаешься с подобной позицией, ясно понимаешь, что перед тобой человек, уже лишенный христианского миросозерцания, человек, который носит имя христианина, но дела его противоречат нравственному закону, начертанному в совести homo sapiens – «человека разумного», почтенного от Бога разумом и совестью.

По свидетельству нашей Церкви, едва лишь крещеный человек (клирик или мирянин) начнет заниматься апологией содомитской цивилизации (то есть смертного греха), мы должны тотчас осознать, что это не «овечка Христова», а «волк в овечьей шкуре»! «Всякое древо познается по плодам», – свидетельствует Бог, освятивший любовь Адама и Евы (мужчины и женщины). Чадородие есть исполнение Божественного закона о браке. «Однополые» связи именуются в Библии мерзостью.

Земля слухами полнится… Мы недавно узнали, что на очередной конференции богословов в Женеве наша российская церковная делегация встретилась с «нетрадиционными» подходами, попытками ввести в лоно Матери Церкви тот образ жизни, который иначе как смертным грехом и назвать нельзя…

Верю, что время всё расставит на свои места. Я оптимист, и на фоне геополитических изменений, которые сегодня проявляются в явном тяготении к России со стороны Турции, Греции (голод не тетка – «Южный поток» может разворачиваться и в весьма неожиданном направлении), очень надеюсь, что нравственная доминанта, ставшая «несущей конструкцией» России, отрезвит тех, кто еще вчера готов был подпевать этим «внеземным цивилизациям» людей, растлевающих собственное естество содомскими грехами. Мне, здоровому консерватору (думаю, что в большинстве своем русские священники – это люди традиции), мила английская пословица «no news – good news»… Я устал от всевозможных модернизаций как в области отечественной медицины, так и системы образования. Умолчу о культуре.

Кажется, приспело время нашему руководству, помимо оборонного сектора, обратить особо пристальное внимание на эти кардинальные сферы жизнедеятельности государства.

Но с особенной тревогою я смотрю на реформистов в нашем «церковном цеху». Ведь мы сильны совсем не тем, чтобы всё с ног ставить на голову. Плодотворны лишь вживание в духовную культуру Православия и установка на изменение самого себя – под преображающим воздействием благодати. Бесспорно, с нас, представителей духовенства, – особый спрос. Мы во сто крат будем «больше биты» (слова из евангельской притчи), если, облачившись в священные ризы, отрастив бороды, станем источником соблазна для простых людей, которых призваны просвещать словом Божиим.

Мне очень по душе призыв Владимира Маяковского: «Светить всегда, светить везде… Вот лозунг мой – и солнца»… И дай Бог «докторам Айболитам» нашего народа – батюшкам – соответствовать своему высокому сану, призванию и присяге, которую мы все давали, вступая на путь служения Богу и людям…

– Иногда можно услышать, что традиционные ценности, Церковь – это все в прошлом, нужно следовать прогрессу, науке и так далее. Что бы Вы могли на это ответить?

– Прогресс, вектор прогресса может быть направлен и в сторону прогрессивного паралича. Поэт Курочкин в 1861 году написал такие слова: «Свобода гласности настала, во всем прогресс, но, между тем, блажен, кто рассуждает мало и кто не думает совсем»… Поэтому подобные сентенции для меня не больше чем (прошу прощения у апологетов «прогресса») писк неоперившихся птенцов. Человек, отказывающий себе в любви к своей тысячелетней национальной культуре, расчеловечивается куда быстрее, чем это может показаться. Как прекрасно сказал один современный философ: «Без Христа в человеке не остается ничего человеческого». Отказываясь от своего духовного первородства, христианин во мгновение ока может превратиться в члена «майданного» сообщества, который подпитывает свою бьющую через край энергию посредством чая, сдобренного наркотическими спайсами, и безумного поиска внешнего врага, виноватого и в том, что наступила засуха, и в том, что ушла жена…

На мой взгляд, главная нравственная задача современности заключается в том, чтобы в XXI столетии сохранить в себе человеческий образ, обрести ясность мышления, умение критически судить о себе самом, быть в состоянии смотреть на себя со стороны, различать добро и зло – вопреки информационному селю, подавляющему сознание обывателя. Делать правильный выбор, противостоять общественному или частному соблазну, сохраняя человечность в кругу друзей и врагов; взращивать в душе семена милосердия, любви, деятельного сострадания – всё это и называется «активной жизненной позицией»…

Устоять перед мутным потоком массовой субкультуры – дело, которое можно назвать подвигом. «Подвиг есть и в сраженьи, подвиг есть и в борьбе; высший подвиг в терпеньи, любви и мольбе».

Нелегко оставаться сегодня милым, порядочным человеком, отвечающим за свое слово, думающим не столько о собственном «эго», сколько о пользе окружающих тебя людей; находить удовольствие в том, чтобы служить ближним «без страха и упрека»…

– В уходящем церковном году православной общественностью была принята «Декларация русской идентичности», этот предмет обсуждался на Всемирном Русском Народном Соборе. И связанная с этим тема: патриарх Кирилл выдвинул постулат о «единстве истории»… То естьо в каждом периоде нашей истории есть свои плюсы, и необходимо брать из прошедших эпох все самое лучшее, в том числе из советского периода. Насколько это сейчас актуально?

– Патриарх Кирилл – очень проницательный и мудрый человек, и, думаю, что его хорошо взвешенная, сбалансированная речь на Соборе, а позже в Государственной Думе, явилась своего рода руслом, в границах которого можно и должно формировать, моделировать собственную деятельность, в том числе политическую, законотворческую. Мне очень понравилось в связи с этим и слово президента В. Путина, который назвал нашу нацию «монолитной и многоликой». А Святейший Патриарх как раз и говорил о том, что нация включает в себя (никого не подавляя и не подминая) различные, большие и малые народы, которые, входя в пространство России, равно дорожат историей родной земли. Несомненно, что русский народ как государствообразующая нация (с духовной вертикалью Православной культуры) остается столпом, который вовсе не грозит завалиться и расплющить жизнь волжских татар или байкальских бурят, или «реликтовых» ненцев где-то на Крайнем Севере России…

Прожитая нами история есть плод коллективного, соборного труда. Сегодня слышится много обвинений в адрес руководства страны, политических лидеров военной эпохи; однако становится все более очевидным, насколько непростой фигурой был разоблачитель «культа личности», Никита Сергеевич Хрущев, кстати, проявивший себя как безжалостный каратель казачьих станиц на Украине. Похоже, он пытался реабилитировать себя тем, что отписал по-барски Тавриду политическому конструкту Украины, не спросясь ни у кого из миллионов соотечественников.

Советский период для меня – это вовсе не тот плацдарм, который мы можем сегодня растаскивать на части в угоду собственным шкурным интересам и западному либерализму. Советская эпоха – это не то время, оглянувшись на которое, можно лишь презрительно плюнуть в героическую судьбу наших дедов и бабушек; но это тот период, когда в неимоверно тяжелых условиях наш народ, изжив коричневую чуму фашизма, титаническими усилиями созидал свое бытие. Да, народ был «зашорен» в известном смысле (насильственно навязанной ему коммунистической идеологией), но он проявлял огромные творческие потенции, создавал замечательное монументальное искусство, породил плеяду великих ученых-патриотов, потомки которых сейчас в студенческих городках Соединенных Штатов Америки пользуются их наработками и открытиями.

Факты – вещь упрямая. По концепции Пентагона, Советский Союз должен был прекратить свое существование в 50-х годах, и 25 (если не больше) наших промышленных городов должны были превратиться в Хиросиму и в Токио, выжженные американским напалмом. Не случилось этого потому, что Советский Союз успел поднять над своим небом ядерный щит. И это, действительно, подвиг! Именно поэтому я не склонен легкомысленно ошельмовывать как сам народ, так и его руководителей ушедшей эпохи. История требует крайне бережного, непредвзятого отношения, будь то время Ивана Грозного или век Николая II, российского самодержца… Сегодня наступило время отрешения от навязанных нам стереотипов, время беспристрастного исторического анализа и компетентной ученой экспертизы, следствием которых должно быть обретение истины.

Мне близок подход одного отечественного мыслителя, сказавшего: «Достоинство правителя и главный критерий, по которому мы можем определить, со знаком «плюс» или «минус» прошло его правление или царствование, – это… демография». Зафиксирован прирост населения, росло ли оно или умалялось, вымирало? Вот сейчас в милой Дании, представьте себе, более 50% молодых людей вообще не хотят создавать семью. И это катастрофа, потому что страна богатейшей культуры, шекспировского Гамлета оказывается сегодня страной стариков и молодых людей, которые чувствуют себя стариками.

Слава Богу, сегодня процент смертности, наконец-то, в России уступил приросту населения. «Если бы да кабы», и не случись в Петербурге «майдана» в 1917 году, то по темпу прироста населения в империи при государе Николае Александровиче (за время его царствования население в России приросло на 50 миллионов человек) нас было бы сейчас уже 500 миллионов! Такими темпами никогда не умножался даже Китай, даже евреи в устье Нила во времена святого Иосифа Прекрасного не возрастали так, как наш русский народ – на срезе XIX и XX столетий. Но «не в силе Бог, а в правде». Как сказал президент Путин, сила – это производная от правды. Дай Бог, чтобы и средства массовой информации в России чувствовали ответственность за печатное слово и созидали культуру, а не бездумно подпевали заокеанским стратегам «золотого миллиарда».

– Страничка вашего храма в Интернете очень, как принято сейчас говорить, продвинутая, интересная, богатая содержанием… В чем, по вашему мнению, сегодня заключается главное направление церковной миссии, на котором, может быть, еще недостаточно активно действует Церковь? Правильно ли считать, что это направление – социальные сети и Интернет?

– Он – лишь одна часть пастырской деятельности. Везде, где днюют и ночуют умы и сердца, есть место слову, пронизанному духом правды и любви. У меня недавно появился личный творческий сайт – www.artvladimirov.ru. Как член Союза писателей России, знающий силу художественного слова, я приглашаю читателей утешиться душой и заглянуть в эту информационную нишу – батюшка в интернет-окошке… Заодно, пользуясь случаем, хочу пригласить желающих в концертный зал "Космос". 17 апреля у меня будет творческий вечер, в связи с выходом в свет нового поэтического сборника "Мосты через реку", посвященного более чем 50-ти поэтам, – от Александра Сергеевича Пушкина до Евгения Евтушенко. Подробности можно посмотреть на сайте и даже заказать пригласительный билет…

Отрицать не будем – необходимы интернет-порталы, на которых священник не от имени Церкви, но от себя лично дает нравственную оценку тем или иным событиям – "левиафанам", "тангейзерам" – занимающим внимание общества. 

Вместе с тем, думаю, что сегодня очень важен нравственный облик священнослужителя, народного пастыря. Прекрасно сказал праведный отец Иоанн Кронштадтский, всероссийский батюшка, в 1905 году: "Если бы все мы, священники, соответствовали пастырскому идеалу, сатане нечего было бы делать в наших городах". 

Трижды благодарю Бога за то, что родился и живу в России, стране невиданных возможностей и удивительно теплых, глубоких и скромных людей, которым так же чуждо чувство собственной исключительности, как утверждение, что "русская земля – это родина слонов". 

Но мы умеем отдавать должное своей великой истории, и нам подобает отстаивать главные принципы своего бытия перед лицом "зарубежных партнеров".