Официальный сайт Алексеевского ставропигиального женского монастыря. Адрес сайта: www.hram-ks.ru


Протоиерей Артемий Владимиров

О необходимости всегда возводить наши очи сердечные ко Господу, Который есть Свет, и в этом свете нет никакой тьмы. И нам надо смотреть туда, откуда льется Свет 

Мы с благодарностью возводим наши очи сердечные ко Господу, Который есть Свет, и в этом свете нет никакой тьмы. Вот почему нам должно быть присуще жизнеутверждение, потому что предмет нашей веры Бог, живущий во свете неприступном. Христианин не может быть мрачной сущностью, потому что его призвание быть сыном Света, сыном Царствия. И по существу от нас требуется очень мало. Просто смотреть туда, откуда льется свет. Наше назначение быть подсолнухом под солнцем. Труда ведь нет головку поворачивать вслед за движением солнца. А ведь солнце познается и по лучам, и по теплу; солнечный свет живителен, животворен, он несет с собой жизнь, точнее, эту жизнь поддерживает и умножает жизненные силы. Поэтому очень хорошо, что мы верующие люди, что мы Христовы ученики а не конфуциане или толстовцы, или какие-нибудь, не приведи Бог, марксисты. Потому что там предмет веры совершенно другой. А у нас Господь – безгрешный, святой, всемогущий, всеблагой, вездесущий, вечный, всепремудрый. И в этом, наверное, наша великая сила нашего народа – не в национальном узком смысле, – народа Божьего.

И сегодняшний день нас учит, нам свидетельствует, что лучи умного Солнца правды, Христа касаются самой глубины человеческого сердца. И тот, кто старается не прятаться от этих лучей, не закрываться, не поворачиваться спиной, а напротив, как можно шире раскрывает свое сердце Богу, мало-помалу под воздействием этих невидимых лучей будет претерпевать очищение и просветление. Потому что всякие грязные насекомые ядовитые, заводятся в темноте, они любят влажное, сырое и темное. А если ты стараешься почаще обращаться к Источнику света и распахиваешь до предела свою душу, как бы говоря: «Солнышко, загляни ко мне, высветли закоулки души моей. У меня много всего темного, нечистого. Подсуши, очисти, просвети! Подольше оставайся своими лучами в моей убогой, немощной грешной душе». И если человек так старается ходить пред Богом и иметь совершенно раскрытую пред Ним душу, то страсти, по крайней мере, не умножаются, не крепчают, а потихонечку подсыхают, как кровоточащая рана покрывается такой корочкой своего рода. Бывает, что эту рану мы сами обновляем, но все-таки потихоньку обретаем здравие.

В этом деле очень помогает, чтобы Бог заглядывал в нашу душу, как солнце в окошко, конечно, укорение себя, а не ближнего. Пожалей ближнего, а не себя. И форточку растворяй навстречу солнечному свету, то есть мысли направляй туда – мысли, чувства, желания. Даже смятение, смущение, обиды – все туда. Все, Господи, Тебе. «Возверзу на Господа печаль мою и Той мя препитает». К сожалению, не всякий привык к такой открытости души взору Божьему. Для некоторых привычно пересуживать в самом себе, носиться как с писанной торбою со своими чувствами: «Да что же это такое, да куда же мне податься, бедная моя душа. Ах!..» А другие и к этому не способны, а способны только ушат с водой от постиранного белья выплескивать на ближнего.

И вот интересно, что, когда человек погружен лишь в себя, или только выносит свои помыслы в интернет или друг другу, то лукавый, который любит действовать в мутной воде, незаметно присоседивается и начинает воздействовать на самосознание. И человек незаметно подпадает под его очарование. Уже не знает, где моя мысль, а где его; где мое чувство, а где чувство сатанинское. А вот когда ты к Богу души прекрасные порывы направляешь, то лучи благодати обращают на тебя внимание, соединяются с твоей душой и происходит фильтрация: плевелы налево, пшеницу направо. В свете Божией благодати выправляется, корректируется человеческая мысль, так что ниточки эти светлые связуют землю и небо и по ним бежит свет или ток.

Человек, который смотрит туда, где Бог, находится в состоянии боевой готовности, самоконтроля, рассуждения, различения добра и зла, потому что все, что все являемое свет есть. Все, что входит в поток, в сноп Божественного света, сразу замечается. Ага, вот заполз помысл в этот свет. И вы сразу определяете, кто он и откуда, и что ему нужно. И если помысл недостойный, то усилием воли и молитвенным обращением к Богу он истребляется, как сказано: «Обышедше обыдоша мя и именем Господним противляхся им. Разгорешася яко огнь в тернии...».

А как смотреть, батюшка, туда, где свет, когда все время приходится суетиться – «Фигаро здесь, Фигаро там»; когда нет возможности сосредоточиться; когда постоянно ты кому-то нужен, и потом оказывается, что нужен не по делу, человек сам не знает, что ему от меня надо. Мы часто с вами беседуем о том, что особенно полезно человеку внимательному призывание имени Иисуса Христа. Как струны у арфы. «Иисусе» – одна струна, «Христе» – вторая струна, «Сыне Божий, помилуй мя грешного», «Господи», – восемь струн. И одну струну забыл, другую вспомни. Можно даже на двух струнах: «Иисусе Христе! Иисусе Христе!» – просто имя Христово держать в сознании. И свет не будет умаляться.

Если человек в своем сознании удерживает имя Божие, то он, как говорят англичане, is on the save side – он в безопасности, он в снопе Божественного света. По свидетельству святого Симеона Нового Богослова, имя Божие, как и икона, и крест, и все святое является источником мысленного света. И если вам нужен такой фонарик, включите его и в темноте не споткнетесь.

«Батюшка, а я при этом ничего не чувствую». А и не надо ничего чувствовать. Светить всегда, светить везде – вот лозунг твой и солнца. А чувствовать не нужно, пусть ангелы вместо тебя будут что-то чувствовать. А ты себе просто освещай тропинку и иди по ней, чтобы не упасть и не разбить коленку.

И конечно, не может быть такого, чтобы человек внимательно, благоговейно держащийся за эту ниточку: «Иисусе Христе помилуй мя! Иисусе Христе...», не может быть такого, чтобы ты, держась за подол, за ризу Господа Иисуса Христа, чтобы ты при этом не имел тех же чувствований, что и Спаситель. Важно, по апостолу, не только иметь ум Христов, но и те же чувствования, что и во Христе Иисусе Господе нашем. То есть, сердце становится очень разборчивым, чутким, понимающим, динамичным; его реакция становится более ясной, определенной на какие-то неприязненные чувства, которые, конечно, бывает, подходят, то справа то слева, то изнутри. Как сказано, ветры возвеют, дождь снидет, воды разольются.

Вот, например, бывает какое-то такое ощущение, что тебе хочется обидеться. Я еще не обиделся, но мне хочется, потому что, «сколько можно это терпеть». Но если человек: «Иисусе Христе, помилуй мя! Иисусе Христе, помилуй мя, грешного!» Вдруг думаете: «Угу. А что будет после этого, если я, как встарь, сейчас надуюсь?» Есть такая рыба петух, надувается морской водой, вот такая круглая становится. «Раньше я это делала часто, потом три раза в неделю так фундаментально я впадала на обиду. Последний раз было на позапрошлой неделе. Но очень хочется. Ну, это уже просто дальше некуда!.. Иисусе Христе, помилуй мя!» И человек властен не допустить обиду до сердца.

И именно об этой власти человека с помощью молитвы не допустить знакомое гаденькое чувство говорит сотник: «И я человек подвластный, но имею воинов у себя. Одному говорит: иди, он уходит. Другому – приди, он приходит». Поэтому тот, кто внимателен, получает от Господа Бога замечательную способность увидеть страсть, которая хочет проявиться, которая иногда говорит внутри нас: «Мне плевать, но очень хочется». А вы можете сказать: «Нет, уйди, постылая. Иди отсюда, понятно?» Вот так иногда можно так сказать самому себе. Да. Это вот в отношении самого себя можно так, да: «Чтобы я тебя не видел больше!»

И мало-помалу, особенно если ты любишь исповедоваться, приобщаться, следишь за своей совестью, мало-помалу какая-то остойчивость появляется.

Бывает, например, когда в храм пришел, идет служба Божия, а ты встал себе, у тебя идет перестройка мыслей, чувств, здесь стены помогают, здесь токи молитвы, и ты встраиваешься в эти токи и молишься иначе, чем покуда ты где-то там суетился. И находясь в храме, особенно на Божественной литургии ты, действительно, знаешь, что Бог на тебя смотрит, Он тебя видит, слышит, питает, просвещает. В идеале христианин должен иметь такую зрячую веру, чтобы ему не прятаться по подобию Адама куда-то в чащу лесную, но всегда быть в фокусе внимание, в фокусе зрения Господа Бога, и чтобы ни одна худая мыслишка в нем не задержалась. Тут будет притекать потихонечку и чувствование о Христе Иисусе Господе нашем.

Самое ценное это, конечно, смирение. Потому что смирение – знание своей меры, познание себя самого, ощущение совей немощи, греховности, неисправности, худости. И вместе с тем, смирение это еще ощущение того, что ты частица Божия, ты инструмент, ты призван отразить в себе Божественный свет и умножить его. Ты клеточка организма церковного, последняя, но клеточка и дышишь общим воздухом и питаешься общей Кровью, которая животворят этот организм. Смирение – это понимание, что ты нужен и должен исполнять свое святое дело целеустремленно, не взирая ни на что, ни на пинки, ни на тычки, ни на недоразумения какие. Ты поставлен на службу, гордиться совершенно тебе нечем, потому что отвечать должно, спрос велик. Вот смирение - это ощущение себя солдатом царской армии. Маленькое место занимает, но нужное, потому что от тебя зависят твои боевые товарищи. Бывает, какой-то расчет общий, одна пушка и рота солдат, и твое место никто другой не восполнит. Поэтому ты чувствуешь свою причастность целому, должен свою нехитрую операцию исполнять вовремя, точно, в полноте, как подобает. Вот вам и смирение – чувство общности, соборности, единства, ответственности за дело твое. Тут не до лавров. Вон уже ползет враг, вон уже тигры, пантеры со всех сторон. Тут уж, знаете, знай не плошай, заряд вкладывай, и производи залп. И необходимо чувство зависимости от Бога полной, нужды в Нем всегдашней, молитвы непрестанной, ощущение своей малой малости запредельной. Бог – все, ты – ничто. Без Тебя меня нет. Точнее, я есть, но лучше бы меня не было без Тебя. Ты можешь все, я собственною силою и пальцем двинуть не могу. Поэтому смирение есть полное посвящение себя Господу, сродненность с Ним, благодарение Ему, доверие Его Промыслу, всегдашнее обращение к Нему за помощью в нужде, непрестанное дыхание молитвы. А падать уже ниже некуда, потому что ты знаешь, что оставь тебя поддерживающая благодать, и ты будешь разлагаться у всех на виду, и войдут в силу страсти, которые запрятались. Дай только слабину, и они начинают нападать.

Между прочим, смирение это и ощущение своей испорченности, хотя видимо страсть не проявляется сейчас – блудная или гнева, – но ты-то знаешь хорошо, что она сидит и только ждет момента показать свою отвратительную пасть. Так вот человек смиренный ходити в душе все время ноет, пищит, вопит, взывает. «Господи, помоги! Господи, не могу! Господи, укрепи! Господи, защити! Господь, вразуми. Иисусе Христе, помилуй мя!»

И хорошо бы о смирении не забывать, потому что думать о нем - уже большая половина дела. Бог очень благоволит к людям, ценящим смирение, то есть памятующим о том, что мы сотворенная природа, что мы немощны, что мы здесь, на земле находимся в командировке; что нас ждет еще великое испытание за гробом; что мы в отношении дара благодати Божией, нам в крещении данном, мы согрешили так, что хуже бесов в десять раз, потому что бесы они, конечно, тоже сотворенные Богом существа, но такого дара они не получали, как мы, в таинстве крещения, миропомазания, когда Сам Бог Своею благодатью нас в вселился, просветил наше сознание и развернул нас в область Божественного света. Прямо шаг – и вступаешь в рай. Да, поэтому в определенном смысле мы гораздо больше отвечать должны, чем демоны. Они уже давно свалились с неба, у них уже зависимость от их дурного состояния, у них уже навык творить плохое – спрос маленький с демонов. А вот мы вчера причастились, а сегодня назвали человека гадом ползучим. А в Евангелии сказано, что если даже назвал человека сумасшедшим ни за что – уже геенна, а за ползучего гада в какое место, в какое отделение? Прости Господи, помилуй!

И если удерживаться в этом смирении, на разные лады о нем размышляя, то человек будет наслаждаться Божественной поддержкой, помощью и никогда надолго в уныние не впадет. Надо, бывает, необходимо для пользы дела немножко потомиться, но Господь очень премудро являет нам Свою помощь, поддерживает. А ведь смирение, никакой трудности-то в нем нет, потому что смирение обнажает нам истинную природу вещей: кто ты, что ты, куда ты, откуда ты. Смирение действительно есть некий мысленный свет Божественный, который, снимая покровы, темные покровы тщеславия, и самолюбия, и гордости, в истинном свете нам открывает самих себя.

И хорошо сказал современный подвижник, когда заканчивается всенощная и батюшка произносит «Христе Свете истины, просвещаяй и освящаяй всякого человека грядущего в мир... и исправи стопы наша к деланию заповедей Твоих». И вот кто-то говорит, что свет заповедей - это смирение, что в свете смирения человек все уразумевает, относящееся к закону Божьему, к своей собственной душе.

Праздник Киево-Печерских преподобных
16 марта 2014 года