Алексеевский ставропигиальный женский монастырь

Москва, 2-й Красносельский пер., д.7, стр.8

http://www.hram-ks.ru

Русская Православная Церковь

Московский Патриархат

Версия для печати

Протоиерей Артемий Владимиров

Беседа с сестрами Алексеевской обители в день праздника святителя Николая Чудотворца
О добром помысле

Прославляя святителя Николая, хочется сказать, что он действительно любимый всем нашим народом святой. Потому что другие святые, конечно же, Божьи избранные, каждый из нас чувствует особую близость тому или иному угоднику Божию, но святитель Николай близок всем. И это, конечно, нисколько не традиция, не просто уклад, не просто особенности нашего самосознания, но это всегда немного откровение, потому что он от Господа получил эти дары: все слышать, все видеть, всюду поспевать. И взор святителя Николая, и милостивого, и строгого, всегда устремлен в глубины духа тех, кто его почитает.

Если порыться в памяти, то я думаю, у каждого из нас была своего рода встреча со святителем Николаем, какие-то особенные знаки его участия в нашей жизни. Иногда они настолько маленькие, что как бы и говорить не о чем, но оставляют достаточно заметный след в нашей жизни.

У меня таким очень маленьким знаком был как будто совершенно незаметный эпизод, но он в мое сердце вошел. Хотя прошло почти 40 лет, а я об этом вспоминаю и, как будто вчера это было, когда мы с моим братом, ныне игуменом, впервые отправились в паломничество. Отправились мы в Васк-Нарву, в Эстонию, совершенно неведомое нам место. И по пути, в Таллине, вошли в храм Николы Чудотворца, очень чтимый православными людьми. Храм был пустой, дневной перерыв. Нам сразу указали, где находится чудотворная икона. Я первым подошел к образу. И вдруг, в самый миг, когда я приблизился, устремил взор на Николая Чудотворца, от подсвечника как будто бы с пустого места, из ничего, воскурился такой зримый фимиам в колечке и медленно-медленно взошел пред иконой. Я просто вздрогнул от неожиданности, потому что тут явно ничего не было. И такое совпадение: только подошел и взошел этот аромат и дымок. Конечно, задним умом я потом понял, что, видимо, огарочек в лунке скрылся, и когда он истощает себя, фитилек издает последний импульс, и потом все исчезает. Но в тот момент мне даже не было нужды искать физических изъяснений тому, что меня изумило и испугало. Почему-то сердце мое мне сказало, что святитель Николай бдит, он все знает про тебя и будет всегда рядом. Может быть, это случилось, потому что я знал семейные истории. Как святитель выручал из беды и избавлял мою семью во время войны от голодной смерти. Но вот этот дымок один раз взошел, а чувство благоговейное к святителю Николаю у меня осталось навсегда.

Я не разочаровался в этом, даже рукоположение свое приписываю святителю Николаю. И стараюсь, в какой бы храм ни вошел, найти, прежде всего, его икону. Как правило, это удается, всегда к ней прикладываюсь, особенно в разъездах по Руси Великой, как будто святитель Николай меня встречает: ага, заявился? Ну ладно, трудись, батюшка, трудись.

Размышляя о святителе Николае, вспоминается изречение преподобного Амвросия: спасение не во многих словах содевается и свершается. Спасение - не плод философствования или умствования и не свершается через какое-то тонкое делание, но спасение очень просто. Все просто обретающим разум. И в чем простота спасения? В том, чтобы наше сердце было воздействовано Божией благодатью. Божия благодать присутствует в нас и дана, несомненно, в таинстве Крещения, но ей должно явить себя в полноте. Она сокрыта в нас не потому, что хочет от нас скрываться и прячется, но потому что наше сердце, как говорят святые отцы, не изжило, не иссушило влажность и мокроту страстей. На болоте не произрастает пшеница, нужно осушить место.
Святитель Николай является образом, конечно, совершенного ученика Христова, он имел тонкое умное делание. В акафисте мы слышим, как он, пройдя через борения помыслов, уяснил свой ум, соделался созерцателем Троицы, беседовал с Невещественным Светом, то есть действительно отвечал всем требованиям Божественной благодати. Но первейшее и простейшее из них - это импульс сочувствия, это добрый помысл, как говорит преподобный Паисий Святогорец.

Имей добрый помысл и спасешься. А Господь Бог за один добрый помысл исполнит тебя всех даров. Добрый помысел - это мост, который перекрывает бездну. Для того, чтобы иметь добрый помысел нужно иметь разум и внимательность. Разум нам говорит, что любовь есть высшая заповедь закона. А в чем она, любовь? Она в добром помысле об окружающих тебя людях.

Внешние действия различны по тому, что их наполняет. Наполнять человека может и тщеславие, и ирония, и внутреннее осуждение, и соперничество, и соревнование. И все это на фоне добрых каких-то дел нами свершаемых, послушаний. А вот добрый помысл - это без обмана, это подлинно, это не выдумано, это не напоказ, это не делание какое-то искусственное. Добрый помысел - это как нить Ариадны, посредством которой, нити, мы выходим из лабиринта нашей греховности. Добрый помысел - это луч, который соединяет нас с Богом, живущим во свете неприступном.

Можно не иметь ни ума, ни образования, не отличаться большой рассудительностью, быть даже наивным, податливым на какие-то искушения. Но добрый помысел точно спасет. Потому что с добряком и Сам Бог добр и милостив. Как с тем иноком, который не молился, в Церковь не ходил, послушания просыпал, но решительно никого не осуждал. А как это можно никого не осуждать? Наверное, он имел просто сочувствие, по-доброму к людям относился, смотрел на них с симпатией, с теплотой. Притом знал, что сам он весьма грешен.

И вот, таким образом, внедрение помысла братолюбивого - есть задача из задач для желающего свою душу соделать сосудом Божией благодати. В злохудожную душу премудрость не войдет. Если у тебя есть недобрый помысл к человеку, никогда Божия благодать не явит себя. Она так и будет под спудом от нас сокрываться нам в осуждение, потому что нет соединения Христа с Велиаром, света и тьмы. Там, где присутствует одна худая мысль, там не может присутствовать Господь, там не может раскрыться Царство Небесное. Поэтому человек может быть весьма немощен и слаб, но если он позаботится о том, чтобы внедрить в свое сердце добрый помысл, Бог все управит, восполнит недостающее, обогатит, нищего простеца соделает мудрецом, изменит сердце, даст ему силу избавиться от всех страстей. Они сами собою отлипнут, потому что там, где любовь, там и Бог. А любовь там, где благой помысл соединяет меня с ближними.

Когда Спаситель говорил, очистите прежде всего внутреннее чаши, и все у вас будет чисто, Он имел в виду как раз один добрый помысел, который может заполнить собою все сердце человека. А когда обличал фарисеев, сравнивая их с гробами, исполненными мерзости и всякой нечистоты, то разумел, конечно же, недобрые, худые помыслы – неприязни, нерасположения, осуждения, превозношения – все то, что противно духу Христовой любви. Можно за один добрый помысел получить все. И я бы даже дерзнул сказать, что он стоит дороже всех правил, всех подвигов, пощений и молений, потому что там, где мысль добрая, там и Податель этой мысли Господь.

Такой помысл стяжать легко и трудно одновременно. Трудно, потому что в нас не живет добро, по слову апостола Павла. Добрый помысел есть луч, исходящий из Царства Божия, сияние Христово. А мы суть беднота и чернота безродная, и естество наше присно греху работает. Диавол много старается, чтобы в человеке все время водилась нечисть, шевелились недобрые помыслы. Некоторые даже удивились бы, как это можно очиститься от злых помыслов, которые всегда своими усами шевелят и всегда что-то гаденькое подсовывают. Можно очиститься и нужно. Нужно следить за расположениями, движениями своего сердца и открещиваться от худого: «Это, Господи, не Твое и не мое, не принимаю!»

Добрый помысел, конечно, Божье дарование. Это дарование дается в награду за смирение, то есть, признание своей неспособности исправить сердце, и за усердие, когда человек употребляет бессильные усилия к исправлению. «Господи, не хочу ничего иметь злого, не хочу плохо мыслить о ближних! Господи, хочу всех жалеть, всем сочувствовать, я того желаю, а сил к тому не имею, Ты мне помоги! Господи, помоги!» Если раскрыть аскетические книги, то мы увидим, как святые отцы учат посредством размышления восстанавливать в себе благие помыслы. И, напротив, посредством размышлений низлагать худые помыслы.

А вот ты, – учит игумен Никон Воробьев, – когда окружают тебя твои сотрудники, сродники, ты представь себе, что находишься в хирургической палате, где каждый калека и убогий находится на излечении: у кого-то рука загипсована, у кого-то нога к потолку привязана, у кого-то голова перебинтована. И все мы такие калеки, инвалидная команда. Ну не будешь же, в самом деле, смеяться над человеком, что он потерял руку или в корсете каком-то ходит, с переломом костей. Такие мы и есть на самом деле, – говорит игумен, – все искалеченные, все инвалиды, все собратья по несчастью. И поэтому только и можно спастись, друг друга поддерживая, жалея, снисходя друг ко другу с нежностью, как говорит апостол Павел. Облекшись в благоутробие щедрот. Ибо братская любовь от чистого сердца – вот цель благочестия, – говорит апостол Петр.

Поэтому всячески нужно размышлять: «И что это я ношусь со своей неприязнью, как с писанною торбою?» Только начни размышлять, и очень быстро выветривается дух нечистый. «И что это я не расположилась к этой душе? Она же старается, как может. Не стреляйте в музыканта, он играет, как может. Тем паче у нее на самом деле, у этой души есть такие качества, которых у меня нет и в помине. А ведь не существует человека совершенного во всем. Бог ей попускает иметь такую немощь, чтобы она не возгордилась, но оценивает ее не по немощи этой, а по ее благим качествам и талантам, в нее вложенным. И что же я как клещ-то впилась ей в душу? И сосу мысленно из нее кровь. Что она у меня все время вызывает негатив? Неужели мне приятно быть такой Бабой Ягой? Что это такое со мною, Господи? Хочу быть Твоим созданием! Не хочу быть козлищем лохматым, с колтунами, но хочу быть овечкой с мягкой шерсткой – ласковой, теплой чистой, простой, благоуветливой, симпатизирующей всем, всех жалеющей. Господи, помоги! Жалко мне всех. И эту душу тоже жалко, она же хорошая».

Если почитать воспоминания о подвижниках благочестия, у которых было мягкое, теплое, милостивое сердце, они часто употребляли это слово не в оценочном плане: этот хороший, а этот не хороший. А просто создание Божие – значит, хорошее. Как говорит отец Иоанн Крестьянкин: «Иван Иваныч, следователь мой, который все мои пальцы переломал, милейший был человек, просто работа у него неудачная».

И вот я думаю, что это труд такой же необходимый, как самоукорение и молитва, но, может быть, не менее важный и даже более. Если ты долгим обучением, наблюдением, таким самоисправлением, наконец, заставишь свое сердце поверить, что тебя окружают Божьи создания, а не ядовитые насекомые. И ты должен постоянно от чистого сердца их жалеть и любить. Когда сердце примет эту простейшую и вернейшую мысль, усвоит ее и уже не будет отпускать от себя этот помысл, то все ваши горькие труды закончатся. Закончится переход евреев из Египта в обетованную землю. Не будете ни алкать, ни жаждать, как говорит преподобный Серафим, и вода не потопит, и огонь не поглотит, не сожжет и земля не поглотит – «не ожжет тебе луна нощию». Потому что за этот добрый помысел, что ты смотришь на всех, как чебурашка, по-доброму, Бог, конечно же, все недостающее нам добавит, управит, и все прочие необходимые нам делания встанут на место. Все устроится. И непрестанная молитва, которая, наподобие дыхания, никогда нас не оставляет, даже ночью, и ясность ума.

Лукавому уже нечего делать в человеке, потому что добрый помысел, доброе расположение к людям утвердилось, укоренилось в сердце. Если мы имеем добрый помысел, то демону нечего делать в пространстве нашей жизни. Потому что благодать Божия внедрена в нашу совесть, сочетана с нашим духом в таинстве Крещения. И добрый помысел для нас естественнее, чем злой, потому что благодать - это источник всякого блага, и добрый помысл сообразен с ее природой. А злой помысел не сообразен с природой христианина, с его обновленным духом, является чужеродным телом, фугасом, подкинут диаволом. Худо, если человек сроднился со злом, оно ему чужеродно. А все доброе – милость, желание служить, приносить пользу, пожалеть, поддержать, – это все нам свойственно по духу.

Святитель Николай, таким образом, мне кажется, прокладывает самую короткую, правильную, непрелестную дорогу ко спасению. И если среди христиан современных найдутся хотя бы несколько человек похожих на него, святителя Николая, то и они в этой жизни узрят чудеса, потому что Бог там, где любовь, а любовь начинается с умения, желания миловать, а не казнить, снимать со креста, а не распинать, прощать, а не осуждать, укрощать себя, но не злиться на ближнего.

В этом смысле меня глубоко изумляет в современных людях, перечитавших Евангелие и различные книги и как будто стремящихся к таинствах Божьим, глубокое забвение тайны нашего спасения. Не только изумляет, но и, конечно, очень огорчает, когда человек не работает над собой. Позволяет себе раздражаться, какое-то внутреннее огрызание в нем происходит, сам не свой, на себя не похож, чуть только что не соответствует его устремлениям. И душа даже внешне меняется. А бывает, что внешне не меняется (есть люди, которые владеют собой), но послушаешь немножко, и просто берет оторопь, потому что, злые слова, они суть свидетельство того, что в тебе живет зло, а не добро.

Таким образом, завершая наше размышление о Николае Чудотворце, еще раз хочется сказать то том, что спасение и близко, и возможно, и чрезвычайно легко, и удобно для тех, кто имеет разум и внимательность, потому что, оно в добром импульсе твоей души. Замечательно об этом сказано у апостола Павла, хотя слова довольно таинственные, он вспоминает пророка Моисея из ветхозаветных книг, и говорит о том, что спасение при устах и сердце нашем. Если сердцем веруешь и устами исповедуешь во спасение, то Господь близ есть.

А как этот добрый помысел держать, когда столько всего на дню, когда душа забита тем, другим, третьим? У Соломона Премудрого сказано, что Бог сотворил человека простым, благим, а тот уклонился во многие помыслы. И всего легче, конечно стяжать добрый помысел о людях, если вы напечатлели в уме и сердце имя Господа Иисуса Христа. От Него все святое, возвышенное, чистое, идеальное, прекрасное, доброе. И, напротив, если нет устремленности ума ко Христу, то, как говорит кто-то из современных: в человеке без Христа нет ничего человеческого. Точно сказано. Если мы не устремляем ко Христу наш ум и сердце, то в человеке поселяется что-то нечеловеческое. И я бы сказал, что человек перестает быть человеком, а становится какой-то другой сущностью двуногой. Поэтому, если ты хочешь научиться иметь добрый помысел к ближнему, то имя Иисуса Христа держи в уме и в сердце. И пока с тобой кто-то говорит, общается, ты просто держи это имя в душе: «Иисусе Христе, помилуй мя! Иисусе Христе, помилуй мя!» И у тебя будет добрый помысел о человеке. Потому что невозможно и прославлять Господа, и хулить Его одновременно. А хулой на Христа является нелюбовь к ближнему.

Я думаю, что монашеское делание, оно и умещается в этом простейшем, как зернышко, устроении, как говорил о нем отец Иоанн Кронштадский: блюди ум свой. Блюди свой ум. Тебе вообще не нужны никакие послушания, они тебе во вред, если ты не блюдешь своего ума, то есть если в тебе нет устремленности ко Христу Спасителю. Потому что, труд может облагораживать, а может осквернять человека, если все со злым умыслом и злым помыслом делается. Лучше иметь вот этот добрый помысел и посильно что-то свершать. Бог даст человеку силу, и утроит, удесятерит силы, и все тот будет поспевать за один добрый помысл. Как сказано, «и лист его не отпадет, – это деятельность наша, – и вся, елика аще творит, успеет». Это значит, Бог ему содействует. Потому что «не иде на совет нечестивых», «но яко древо, насажденное при исходищах вод».

Вот наука святителя Николая Чудотворца, я думаю, он с детства это все понял. Говорят, что у него был дядя епископ, и дядя с ним беседовал. И такое впечатление, что с отроческих лет святитель Николай не уклонялся от этого помысла и мало-помалу эта искра превратилась в пламя. То есть, совершенно Божия благодать осенила его и дух, и душу, и тело, пронизала собою его мысли, слова, поступки. Вся его жизнь была действительно растворена, пронизана Божией благодатью. Добрый помысел - это и есть то горчичное семечко, из которого вырастает огромное древо, нужно только иметь ум и внимательность.

Святитель Николай, помогай нам!