Официальный сайт Алексеевского ставропигиального женского монастыря. Адрес сайта: www.hram-ks.ru


Протоиерей Артемий Владимиров

Проповедь в день памяти преподобного Алексия, Человека Божия
Возьмите иго Мое на себе и научитесь от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим
 

Каждый раз, когда свершается память преподобных, мы слышим слова Господа: «Возьмите иго Мое на себе и научитесь от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим. Иго бо Мое благо и бремя Мое легко есть» (Мф. 11, 29-30). Этим глубоким покоем и миром и веет от преподобного Алексия Человека Божия, который ради стяжания  смирения, мира и безгневия оставил многомятежный шумный мир и за несколько десятилетий стяжал, взрастил  рай Божий в своем сердце.

Невольно и нам, почитающим его память, передается хотя бы малая толика добродетелей этого сокровенного святого.  И нам стоит вдуматься в слова Господа, обращенные, конечно же, к каждому из Его последователей и учеников: «Возьмите иго Мое... бремя Мое легко есть». Тот, кто берет на себя ярмо и подымает бремя, обретает покой душе своей – а что
дороже сердечного безмятежия, мира, покоя, равновесия души, стяжав которые, человек бывает как будто носим на крыльях Божественной любви и, как бы ни грозил ему мир своими страхованиями, он – Христов подвижник – в глубинах сердца ощущает присутствие Божие и мир Божий разливается в его душе, воздействует на тело и делает все земные испытания и скорби преодолимыми, а для совершенных даже приятными, ибо они переносятся с благодарением Господа на устах.

Когда земледелец обрабатывает землю, то он, взяв волов или коней, объединяет их вместе под неким игом или ярмом, так что животные, часто проявляющие норов и строптивость, чувствуя удила в своих устах и ярмо, которое не позволяет им разойтись в разные стороны, двигаются вперед смиренно и покорно, выполняя то, что повелевает пахарь.

Такими некогда непокорными животными являются три силы нашей падшей души: ум, воля и чувства – сердце. Действующие зачастую вразнобой, противоречащие друг другу, причиняющие человеку внутренние страдания и скорби. Каково же ярмо или  иго, которое всю эту тройку соединит и даст душе возможность двигаться вперед, а иногда даже восходить от земли на небо? Таким игом является верность закону Господню.

А в чем исполнение закона? – «Возлюби Господа всем помышлением, всем сердцем и всею крепостью твоею» (См.: Мф. 22, 36-39). В этой заповеди Закона как раз перечислены три силы души: помышление – ум, сердце – чувства, крепость – воля. И возлюбить Господа умом, сердцем и волею может тот, кто берет на себя иго послушания Небесному Отцу. Как Единородный Сын Божий некогда ни на йоту не уклонился от заповеди, данной Ему Отцом, так и мы, последователи Господа, должны быть и в большом, и в малом верны Ему.

Однако, для того, чтобы Закон Господень уместился в нас, нам должно все многообразие заповедей свести к одной единственной: устремиться умом, и чувствами, и волей ко Христу, а значит, запечатлеть в сердце своем, привязав к нему и ум, и волю, имя Христово. Это и было главным деланием преподобного Алексия Человека Божия, который, скрываясь от мира и от людей, спрятав в душе бисерину молитвы: «Иисусе Христе, помилуй мя», годами предстоял Богу, ожидая, покуда благодать совершенно освятит его ум и сердце, соединит их и пронижет само тело своей энергией. Что и свершилось незаметно для подвижника, как говорит Господь: «Царство Небесное не приходит
заметным образом» (См. Лк. 17:20).

И всякий из нас, если пожелает, живет он в городе или где-то на лоне природы, должен в течение всего дня стараться соединять непокоривые, действующие вразнобой, ум, сердце и волю, призывая имя Христово. А бремя, которое каждый из нас должен нести, есть не что иное, как вторая заповедь Закона. И тот, кто исполняет первую, научится исполнять и вторую. Об этом бремени мы только что слышали: «Носите тяготы друг друга, и
тако исполните закон Христов». «Бог познается в тяжестях Его» (См.: Пс. 47, 4).

А «тяжести» и «бремя» Божие есть желание послужить ближнему, не разбирая, прав
он или виноват, во славу Божию. Бремя Божие заключается в том, чтобы мысленно обнять человека со всеми присущими ему недостатками и достоинствами, всецело вверяя его Промыслу Божию. И кто так будет сносить все ограниченности окружающих его людей, увидит, как благодать Господня снисходит к его собственной ограниченности и немощи и
попаляет, восполняет, дарует человеку крылья радости и благодарения. Это делание и освоил преподобный Алексий Человек Божий, его освоить должны и мы, для чего будем приобщаться с покаянием, любовью и страхом Божиим Святых Христовых Таин.

30 марта 2016 года,
за Божественной Литургией