Алексеевский ставропигиальный женский монастырь

Москва, 2-й Красносельский пер., д.7, стр.8

http://www.hram-ks.ru

Русская Православная Церковь

Московский Патриархат

Версия для печати

Протоиерей Артемий Владимиров

О преподавании литературы в школе: "Школа призвана формировать норму – языковую, этическую"
Интервью благотворительной организации "Белый Крест"

Протоиерей Артемий Владимиров недавно заявил, что в таких школьных произведениях как "О любви" Антона Чехова, "Куст сирени" Александра Куприна и "Кавказ" Ивана Бунина «воспевается свободная любовь», из-за чего они являются «миной замедленного действия для наших детей». Федеральные СМИ истолковали его слова, как призыв изъять классиков из школьной программы. «Белый Крест» узнал у отца Артемия, что он имел в виду на самом деле, выступая на заседании Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства, и чем сам зачитывался в школьные годы.

- Отец Артемий, как вы думаете, почему тема школьной программы по литературе и семейных идеалов вызвала такое бурное обсуждение?

- Начнем с того, что многие СМИ перевернули мои слова так, как им было нужно, в угоду информационному поводу – будто бы я предлагаю исключить классические произведения из школьной программы. Владимир Познер, например, написал, что церковники занимаются не своим делом. Но я не просто служитель Церкви, а учитель русского языка, педагог высшей категории. И речь я вел не об исключении классиков из программы, а об их правильной трактовке учителем, об отборе художественных произведений согласно возрастной психологии. 

Перед беседой с восьмиклассниками я ознакомился с методичкой некоей госпожи Ереминой. В ней не говорится о семейном идеале, зато воспевается свободная любовь, которая не останавливается ни перед какими препятствиями. 
Однако школа призвана формировать норму – языковую, этическую. Проблемные произведения тоже могут быть предложены для внимательного изучения, но при условии учительской оценки и правильно расставленных акцентов. 

- Прочитав в восьмом классе о любовном треугольнике, современный подросток вряд ли откроет для себя Америку, тем более учитывая доступ к любой информации через Интернет. Так в чем же здесь опасность?

- Дети, не имеющие правильной нравственной установки, знакомясь с подобными произведениями, научаются верить, что охватившее их чувство самоценно и ничто не имеет значения, когда кипят страсти: ни сложившаяся прежде семья, ни дети. И это не просто неправильно, но и опасно. 

14-15 лет - это возраст первой любви, помышлений о высоком, светлом. Поэтому в средней школе можно и нужно предлагать детям такие произведения, которые будут нацеливать их в будущем на супружескую верность, взаимное самопожертвование и другие непреходящие ценности. 

- Что же тогда делать, скажем, с русской классикой XIX века? Написанная в период предреволюционных настроений, она изобилует героями, которым далеко до идеала нравственности и образца для подражания?

- Конечно, классические произведения затрагивают жизнь, которая никогда не укладывается в прокрустово ложе морали. Важны и подтекст, который подразумевает автор, и мудрость самого читателя. Например, я столкнулся с парадоксом «Маленьких трагедий» Пушкина: сами по себе сюжеты довольно тяжелые, но тягостного впечатления по прочтении их не возникает. Пушкин призывает нас размышлять, он хочет, чтобы читатель отвратился от того порока и страстей, которые овладели бароном в «Скупом рыцаре» или Дон-Жуаном. При этом автор избегает всякого морализаторства. Художественное произведение будет отвечать принципу художественности, когда оно подсказывает выход. 

- Есть ли, на ваш взгляд, в школьной программе такие произведения, которые не отвечают этому принципу и, следовательно, могли бы не включаться в обязательную программу?


- Есть спорные произведения. Например, «Мастер и Маргарита» Булгакова. Люди у нас сегодня близки к бытовому оккультизму и, не имея религиозной культуры, черпают некие псевдознания из астрологии и гороскопов. Чтение романа Булгакова в этом плане может стать чем-то сродни вызыванию нечистой силы. Ко мне как к священнику однажды пришла девушка, которая настолько была очарована этим романом, что пыталась вступать в контакт с демоническими силами. 

Когда изучаются такие классические произведения как «Анна Каренина» Толстого или «Гроза» Островского, педагог должен помнить, что у современной молодежи жизненные силы крайне ослаблены. К сожалению, пастырям известны случаи, когда обманутые и обесчещенные девушки или же юноши, оказавшиеся в безвыходном положении, прощаются с жизнью, как с гнутой копейкой. 

Если учить по старинке, как это предлагается, например, в программной статье Добролюбова «Луч света в темном царстве», то ребенку можно серьезно навредить. Педагог должен построить уроки так, чтобы молодой человек понимал, что ни при каких обстоятельствах нельзя посягать на священный дар жизни и бросать его в лицо Создателю. Педагог должен отрешиться от клишированных оценок в преподавании.

К примеру, «Герой нашего времени» – совсем не детское произведение, но в художественном отношении - один из лучших русских романов. Учителю нужно много трудиться, чтобы, читая его с детьми, самому быть носителем нравственного начала. Литература – лишь отправная точка для размышлений. 

- Получается, нужно не столько школьную программу пересматривать, сколько учителей просвещать?

- Я считаю, что педагогический вуз – это такое место, где обязательно должно найтись место и пастырю, чтобы в будущих педагогах взрастить это нравственное зерно.

К сожалению, сегодня школа слагает с себя ответственность за воспитание, не бережет детскую душу. Но я знаю, что если директор школы, учителя мотивированы как воспитатели, имеют авторские курсы преподавания, можно добиться замечательных успехов. 

Там же, где царствуют казенщина или коммерческий подход, где педагоги призваны лишь натаскивать, соблюдать стандартные схемы, без заинтересованности во внутреннем мире подростка, дети уже к 6-7 классу могут испортить себе и мозг, и сердце. Вот пример.
Мальчик с девочкой в соцсетях обмениваются такими фотографиями, которые не имеют отношения не то что к любви и дружбе, но даже к здоровому человеческому поведению. Подобные инфернальные картинки могут сделать детей психопатами. Общаясь с подростками во время миссионерских поездок по России, я вижу, что школьники очень нуждаются в живом слове и в общении с пастырем.

- Какие русские произведения, на ваш взгляд, могут сформировать у подрастающего поколения здоровый взгляд на человеческие взаимоотношения?

- В программе есть «Обломов» Гончарова, а еще два произведения из этого, по сути, триптиха – «Обрыв» и «Обыкновенная история», почему-то остались в стороне. Хотя именно в них выведены прекрасные образы девушек с христианским мышлением.

Или вот «Капитанская дочка» Пушкина. Не Пугачев с его буйной натурой и разбойничьей психологией, а Маша Миронова должна быть здесь главным предметом исследования. Настолько притягательно, живо выписан ее светлый образ. И все искусство учителя здесь будет заключаться в том, чтобы делать параллели, переклички с веком нынешним, отталкиваясь от деталей произведения, подспудно выстраивать определенную нравственную программу. 

- Какие книги повлияли на ваше мировоззрение? 

- Своим интересом к живому слову я более всего обязан, наверное, Чарльзу Диккенсу. Меня в юности очень впечатлили диккенсовские персонажи, в том числе, женские образы, высокие и благородные характеры. Говорят, что Тургенев отчасти заимствовал у Диккенса черты своих героев. 

С детства для меня и для моего брата-близнеца Мити чтение стало по-настоящему важным занятием. Будучи педагогом и священником, я знаю, что круг чтения влияет не только на речевые навыки, но и на устроение души, развитие личности. И задача родителей, учителей подбирать такие произведения, которые созидают душу, а не отравляют ее, как токсины. 

- Вы часто общаетесь со школьниками, студентами. Как объяснить подростку, что такое любовь? 

- С одной стороны, это дар свыше. С другой – потребность служить избранному нами человеку так, чтобы будни превращались в праздники, чтобы наше общение имело полноту радости, и мы вместе чувствовали себя счастливее, чем до момента нашей встречи. Любовь – это внутренняя потребность созидать. В идеале любовь должна быть первой и единственной, вечной. Она преображает человека, делает его нравственно крепким…

- Вы сейчас нарисовали какую-то идеалистическую картину. Подросток воодушевится такими словами, а потом столкнется совсем с другой реальностью…

- А в педагогике без темы подвига и идеала не обойтись! Но до такой любви, конечно, нужно дорасти. Необходимо трудиться над собой, бороться с себялюбием, многое в себе изменить. Человек создан для любви, и Бог есть любовь. Однако в розовых очках ходить не стоит. 

Нельзя быть поспешным и опрометчивым в выборе спутника жизни. Христианская мудрость в этом плане может многое рассказать современному молодому человеку. Одна из моих любых тем для бесед со студентами – «Как не ошибиться в выборе жениха»?

- И как же?

- Это отдельная большая тема для разговора. Но вот несколько штрихов. Нужно обращать внимание на ряд важных моментов. Например, как любимый человек относится к собственным родителям. Если пуповина, которая связывает отцов и детей, будет отрезана, человек подсечет свое собственное бытие. 

Родителей, конечно, не выбирают, и отношения в семьях бывают разными. Но чем выше нравственное развитие личности, тем яснее сознание, что родителей нужно жалеть, сострадать им. Другими словами, чтобы сложилась твоя собственная жизнь, покрой любовью родительские недостатки. 

Весь сыр-бор в прессе произошел из-за обсуждения в том числе семейного идеала, семейных ценностей. Мне звонили из программы «Пусть говорят» и задавали такой же вопрос: «Вы думаете, что если восьмиклассница узнает о любовном треугольнике, то это повлияет на ее нравственность?». А если бы это была ваша дочь, какое понимание жизни вы захотели бы в нее вложить? 

Сегодня столько красивых, милых девушек, которые, живя в многомиллионном городе, не могут найти того, кому они могли бы доверить свою судьбу! И это потому, что семейный идеал выветрен. Раньше мужчина был готов брать полноту ответственности за любимую женщину. В наше время многое изменилось. Поэтому девушке не нужно быть простодушной и податливой. Если ты сохраняешь дистанцию, то у тебя есть время узнать человека, с которым ты общаешься: думает ли он об обслуживании своих страстишек или он относится к вам благоговейно. И не лучше ли эти простые истины заложить в душу ребенка уже в средней и даже в начальной школе?.. 

Анна Коузова
Источник: Белый Крест