Официальный сайт Алексеевского ставропигиального женского монастыря. Адрес сайта: www.hram-ks.ru


Протоиерей Артемий Владимиров

Проповедь в неделю Крестопоклонную.
Крест Христов - источник Божественной благодати. В чем заключается крестоношение?

Крест со времени сошествия Святого Духа на апостолов стал источником Божественной благодати, почему именуется треблаженным, животворящим, святым, честным...

Осмыслим для себя слова: «Кто хочет спасти душу свою в этом веке, погубит ее, а кто погубит душу свою – обретет ее». Для того чтобы ясно разуметь эти слова, вспомним заповедь, которую Господь дал Адаму по изгнании праотца из Рая: «В поте лица твоего будешь вкушать хлеб твой. Будешь трудиться на земле, но она произрастит тебе терния и волчцы».

Земля нашего падшего, согрешившего сердца, обуреваемого страстями, доступного для воздействия лукавого, действительно каждый день произращает нам терния и волчцы: дурные помыслы, худые образы, неприязненные ощущения. И для иного человека содержание его сердца – мутное, грязное, нечистое, тяжелое, гордостное, злобное – есть как будто он сам, как будто вся его жизнь. Вот почему Господь и говорит: тот, кто хочет в этом веке спасти свою душу, ищет, как бы получше устроиться, как бы наилучшим образом удовлетворять порочным желаниям и мыслям своим, погубит бессмертную свою душу... К иному призван человек: грех, который назван Спасителем «душой» в этом фрагменте Евангелия, победить, разорить, истнить... В чем же заключается крестоношение? - В том, чтобы, как садовник следит за грядой, где посажено драгоценное растение, так и христианин всегда взирал в глубины собственного духа и едва лишь появится сорняк – мгновенно исторгал его...







Полный текст проповеди:

Поздравляем вас, дорогие братья и сестры с третьим воскресным днем Великого поста и с выносом креста, который в течение всей седмицы, сияя незримой благодатью, будет обновлять и поддерживать наши душевные и телесные силы.

И должно веровать, что, приступая ко кресту, мы таинственно приближаемся к самой Голгофе, ибо крест не мертвый, а живой. Ведь на Крестное древо взошел Бог во плоти: пострадав плотью и душой человеческой, победил лукавого; молнией Божества поразив нечистого и восставив плоть в третий день, открыл нам путь ко Отцу, к Небесным обителям.

Крест со времени Сошествия Святого Духа на апостолов стал самим источником Божественной благодати, почему именуется Треблаженным, Животворящим, Святым, Честным, Красотою Церкви, Державою царей, Славою Ангелов; для демонов он является язвою. Крест есть проводник в нашем сумрачном мире Божественной энергии Святого Духа, которой все мы приобщены в таинстве Крещения.

И сегодня, приобщаясь Святых Таин Христовых, осмыслим для себя слова: «Кто хочет спасти душу свою в этом веке, погубит ее, а кто погубит душу свою – обретет ее». Для того, чтобы ясно разуметь эти слова, вспомним заповедь, которую Господь дал Адаму по изгнании праотца из Рая: «В поте лица твоего будешь вкушать хлеб твой. Будешь трудиться на земле, но она произрастит тебе терния и волчцы».

Земля нашего сердца – падшего сердца, согрешившего сердца, обуреваемого страстями, доступного для воздействия лукавого, действительно ежедневно произращает нам терния и волчцы: дурные помыслы, худые образы, неприязненные ощущения. И для иного человека содержание его сердца – мутное, грязное, нечистое, тяжелое, гордостное, злобное – есть как будто он сам, как будто вся его жизнь. Вот почему Господь и говорит: тот, кто хочет в этом веке спасти свою душу, ищет, как бы поудобнее устроиться, как бы наилучшим образом удовлетворять порочным желаниям и мыслям своим, погубит бессмертную свою душу и на Страшном суде потерпит осуждение и посрамление. К иному призван человек: мы призваны грех, который назван Спасителем «душой» в этом фрагменте Евангелия, разорить, истнить, изгнать, победить и таким образом обрести и душу, и тело в Боге, в благодати Святого Духа.

В чем же заключается крест и крестоношение? – В том, чтобы, как садовник внимательно следит за грядой, где посажено драгоценное растение, так и христианин с утра до вечера всегда взирал в глубины собственного духа. И, едва лишь на поверхности сердечной земли появляется какой-то сорняк – мгновенно исторгал его, так, чтобы сердце к вечеру не заросло бурьяном и чертополохом, чтобы оно сохранило ту нравственную свободу, мир, вдохновение, которые мы черпаем в таинствах Покаяния и Причащения Святых Христовых Таин. Взять свой крест – значит мужественно, целеустремленно, постоянно, с сознанием своей немощи, с несокрушимой верой в победоносную силу благодати, с прошением о содействии нам Господа, постоянно вычищать грядки своей души от худых помыслов, образов и ощущений. Тот, кто занимается этим серьезно, независимо от возраста, звания, пола, состояния, видимо преуспевает. Потому что в награду за это усердие, ревность по Богу, стремление украсить свою душу Евангельским учением, вжиться в мир Заповедей, сокрыть в душе бисер Слова Божия, призывать имя Христово; в награду за сознание своего бессилия, частое покаяние, любовь к Причащению, стремление умножать Евангельское добро, служа людям делами милосердия, добрым словом, тайной молитвой, – в награду за все это не мерою дает Бог благодать Святого Духа. А лучше сказать, увидев усердного, благоговейного, богобоязненного раба Божьего, благодать, которая в таинстве Крещения сокрыта у нас в глубине сердца, сама раскрывает свое действие, начинает светить, согревать, лучами своими пронизывать и ум, и сердце; и душу, и тело; и слово, и дело; и внутренний мир человека, и весь внешний круг его жизни. И тот, кто понимает суть дела и соль Христианства, живет как в раю даже посреди искушений и соблазнов, потому что «Царствие Небесное внутри нас есть». И Христос, обращаясь к апостолам, говоря о крестоношении, о погублении души своей, то есть греха, действующего в душе и теле, добавляет: «Есть среди вас некоторые, которые по прошествии шести дней увидят Царствие Небесное, пришедшее в силе». Эти некоторые были три апостола: Петр, Иоанн и Иаков. А нас здесь не три и не тридцать три, и Царствие Небесное, пришедшее в силе, есть не что иное, как мир с Богом, единство со Христом, уединение с Троицею в келье нашей души тотчас по Причащении Святых Христовых Таин, приготовляемся к которому мы сокрушенным исповеданием греха, исповеданием собственного недостоинства и молитвою о том, чтобы Господь Бог, посетив нас, пребывал с нами, врачуя всякую язву душевную и телесную и вместо вчерашнего уныния, расслабления, недовольства, осуждения, нечистоты исполнил наш дух благодарения, признательности Ему – Господу, теплоты любви, милования, соделал нас легкими, светлыми, чистыми, освященными, достойными человеколюбия Своего рабами Бога Живаго.

 

3 апреля 2016 года