Алексеевский ставропигиальный женский монастырь

Москва, 2-й Красносельский пер., д.7, стр.8

http://www.hram-ks.ru

Русская Православная Церковь

Московский Патриархат

Версия для печати

Протоиерей Артемий Владимиров

Великое счастье – носить в себе Господа.  
О Причащении Святых Тайн.

...Еще один плод Святого Причащения назван Спасителем весьма ясно: «Да имеют они радость совершенную в себе... Радость Мою даю им...» - и эта внутренняя полнота, осознание, что Бог с нами, а мы – в нем, это раскрытие всех лучших сторон, свойств и качеств нашей души в устремленности души к Богу есть великое счастье и даже блаженство, которому причастны только православные христиане. Носить в себе Господа, быть Его сознательным орудием, получить нравственные силы к исполнению Его святой воли – это высшее предназначение и самый высокий удел, который только может познать человек на земле. И от нас зависит, расстанемся ли мы сегодня с этой радостью, добровольно принимая внушения лукавого и опять становясь на рельсы греха, либо осознаем, что в нашей жизни произошел переворот, благое изменение и, от идолов к Живому Богу обратившись, мы будем прославлять Его, радуясь о Бозе Спасе своем...



Полный текст:

Поздравляем вас, дорогие братие и сестры, с воскресным днём!

Мы с вами в этот воскресный день, день памяти преподобного Амвросия Оптинского, готовимся приступить к Святой Чаше, чтобы с покаянием и любовью ко Господу и друг ко другу приобщиться Пречистых Тела и Крови нашего Спасителя.

А сегодня мы слышали, как Он собеседовал с Небесным Отцом именно на Тайной Вечере, говоря о плодах, последствиях, благодетельных последствиях Святого Причащения, которого мы удостаиваемся все вместе в храме Божьем. «Отче, да будут они едино, как и Мы с Тобой едино, Ты во Мне и Я в них и да познает мир, что Ты послал Меня, а познает из того, что они, Мои чада и ученики, будут едиными1, то есть соединены в мыслях, дружественны, взаимно служа друг другу, будут умножать заповеданную Мною любовь».

Вот на это нужно обратить главное внимание, когда, причастившись Святых Христовых Тайн, мы совершенно очищаемся от грехов, служащих отчуждению людей друг от друга: таковы суть самость, осуждение, мнительность, обидчивость, подозрительность, гневливость, превозношение и всё то, что является преступлением против любви Божьей.

В Таинстве Причащения мы действительно становимся членами Тела Христова, чадами Матери Церкви. Церкви, Которая есть чудесное единство Бога и людей, единство, осуществляемое многими незримыми и зримыми узами, связями, сочленениями, как говорит апостол Павел, и в Таинстве Причащения мы прививаемся единой цветущей Лозе – Господу Иисусу Христу, будучи маленькими ветвями или листиками, находящимися в существеннейшем единении как со Христом, так и друг с другом.

И тот, кто приобщается не в осуждение Святых Тайн, то есть верует, кается и приступает с любовью, таковый должен восчувствовать и душою и телом таинственное единство, соборность всех православных христиан, их теснейший союз между собою, который отзывается миром, спокойствием, любовью, стремлением служить друг другу искренно, во славу Божию, и всячески опасаться того, что служит к разъединению, отчуждению людей друг от друга.

Приступая к Святой Чаше, вспомним о том, что нам даёт Святое Причащение, а обо всём этом Господь сказал Небесному Своему Отцу: «Господи Отче, сохрани их от неприязни, – то есть мы освобождаемся от духа лукавого, от порабощения демонам, их внушениям, – сохрани их от зла2». И для того-то и мы ежедневно в Господней молитве просим «Не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого3». И Господь воистину сокрушает под стопы наши лукавого духа, когда с покаянием мы приобщаемся Святых Тайн и Всемогущий Всеблагой Бог, вселяясь в нас, существенно соединяя и растворяя с нашим естеством Свои Тело и Кровь, пронизывая нас энергией Духа Святого, делает нас победителями над бесплотными падшими духами, даёт нам господство над нашими страстями, помогает нам избавляться от вредных привычек и навыков, делает нас воистину Своими неукоризненными чистыми чадами.

Ещё один плод Святого Причащения назван Спасителем весьма ясно: «да имеют они радость совершенную в себе, радость Мою даю им»4. И эта внутренняя полнота, осознание, что Бог с нами, а мы в Нём, это раскрытие всех лучших сторон, свойств и качеств нашей души в устремлённости души к Богу есть великое счастье и даже блаженство, которому причастны единственно православные христиане: носить в себе Господа.

Быть Его сознательным орудием, получить нравственные силы к исполнению Его святой воли – это высшее предназначение и самый высокий удел, который только может познать человек на земле. И от нас зависит, расстанемся ли мы сегодня с этой радостью, добровольно принимая внушения лукавого и опять становясь на рельсы греха, либо осознаем, что в нашей жизни произошёл переворот, благое изменение, и, от идолов к Живому Богу обратившись, мы будем прославлять Его, радуясь о Бозе Спасе своем, как Пречистая Дева изрекла эти слова после Благовещения.

Итак, Таинство Причащения есть зенит и кульминация нашей жизни, нашего подвига богоугождения. Осознаем свои неготовность, недостоинство, но попросим Господа, чтобы Он оправдывающей нас благодатью соделал и достойными, и готовыми, и, восполнив всё нам недостающее, осенил нас Духом Святым, Сам таинственно сроднился с нами так, чтобы наша жизнь стала светлой, мирной. А мы оказались способными к созиданию, к исполнению Его святой воли, были бы в этом тёмном мире проводниками Его Божественной благодати.

Преподобный отче Амвросие, моли Бога о нас, яко мы усердно к тебе прибегаем, скорому помощнику и молитвеннику о душах наших!

Напоминаю вам, братие и сестры, что завтра – день всех Оптинских старцев, которые своими мощами почивают в Оптиной пустыни.

Воскресная проповедь на литургии
23 октября 2016 года