Официальный сайт Алексеевского ставропигиального женского монастыря. Адрес сайта: www.hram-ks.ru


Протоиерей Артемий Владимиров

Словесные акварели. «Имен сокрытое значенье...»
Ольга




Приветствуем вас, дорогие друзья!

Предметом нашего сегодняшнего внимания и разговора будут Ольги, которых, слава Богу, немало на Руси. Вы помните арию Татьяны и Ольги из чудесной оперы Петра Ильича Чайковского «Евгений Онегин»?

Ольга – красивое северное имя. Оно скандинавского происхождения, в современном немецком языке «хайлиге» (Heilige) означает «святая». Соответственно, каждая из наших Ольг – это душа, призванная не просто к мудрости, не к стяжанию лишь нравственной, безупречной с моральной точки зрения жизни, но призваны соединиться со Христом Спасителем, Который является единственным источником освящения падшей человеческой природы. Если Ольга святая, то это значит, что она призвана носить в сердце Божественную благодать, без которой мы все, по определению, нераскаянные грешники.

Равноапостольная Ольга именуется мудрейшей из жен российских.
И я вспоминаю сегодня с вами ее юность, когда чистой и непорочной девицей, любившей природу, любившей уединение (Ольга отличалась философским складом ума, она никогда не возилась с Барби, с куколками и не ходила в магазины, но, подобно Февронии, древней русской святой, в общении с миром живой природы она назидала свое сердце мудростью и любовью), сияла той особой красотой Русского Севера, которая некогда сразила в единочасье ее суженого князя Игоря.

Вы знаете, как произошла эта встреча?

На реке Великой Ольга сидела в лодке, готовясь отчалить от берега, когда внезапно охотившийся неподалеку молодой князь Игорь появился на вершине холма. Увидев девушку – не в драных джинсах, без татуировки на руках, не стриженную наголо, но в древнерусском одеянии, сарафане, с длинной пшеничной косой, с голубыми, как озера, синими очами, – он подумал, что ему открыто какое-то видение. И, оставивши лук и стрелы, чтобы не испугать девицу, он спустился вниз в своих сафьяновых красных сапожках, поздоровался с нею, узнал ее имя – так завязался первый разговор.

Игорь был человеком деликатным, он не решался смотреть Ольге в глаза, но вместе с тем и не мог стоять потупив очи долу – все-таки княжеского происхождения, викинг, белая кость, голубая кровь. Как бы то ни было, но разговор с Ольгой дал ему понять, что она не только прекрасна, но еще и очень умна. Он просил разрешения переехать на другой берег реки и Ольга, как говорят, была за веслами. Увидев эту гармонически развитую натуру, эту русскую девушку, он, не задумываясь, сделал ей предложение и не получил отказа.

Между прочим, русские юноши еще до недавнего времени, произнося слова: «Я Вас люблю», – добавляли: «Прошу Вас, будьте моей женой!» И, дорогие девушки Ольги, кто сегодня меня слушает, думается, что вы в летнее или осеннее время, когда догорают астры и золотые шары, иногда выдергиваете лепесток за лепестком со словами: «любит – не любит», «любит – не любит»... Имейте в виду: тот, кто любит, произнося слова признания: «I love you», всегда добавляют, как Андрей Болконский в отношении Наташи Ростовой, как Петр Гринев в отношении Машеньки Мироновой, капитанской дочки: «Прошу Вас, не откажите мне, я хочу, чтобы вы стали моей женой», и становятся пред нею на колено.

Но мы вернемся с вами к самому имени святой Ольги – «хайлиге», «святая». Кто из нас свят? Никто. Потому что свят един Господь Иисус Христос. А мы все немощные потомки Адама и Евы, по определению, ограничены и грешны. «Errare humnnum est» – человеку свойственно согрешать. Однако все человечество, как вы прекрасно знаете, делится на две неравные половины. Одна состоит из кающихся грешников и грешниц, как наши Ольги, имеют смиренное самосознание, стараются раз в две недели, минимум, раз в месяц приходить к духовному отцу, священнику в Божий храм. Встав скромно у креста и Евангелия, Ольги достают из рукава или из кармашка записочку, в которой они начертали, написали свои грехи, анализируя мысли, чувства, помыслы, слова, действия за прошедшую неделю две. Покаявшись от сердца в невольной раздражительности, помыслах тщеславия, может быть, в опоздании, в том, что не слишком были приветливы в общении с мамой, получив разрешение, прощение от грехов, приобщаются Святых Христовых Таин. И вот «хайлиге», святая, это совсем не безгрешная душа, – и в ангелах Бог усматривает недостатки, – но это человек, который прекрасно знает свои греховные немощи, умеет смотреть на себя со стороны, предъявляет к себе жесткие требования, к другим снисходителен, но себе не прощает ничего. И старается с утра до вечера наблюдать внутренним оком за своим сердцем с тем, чтобы оступившись нечаянно, тотчас по-детски обратившись к Небесному Отцу, испросить прощения: «Господи, прости! Господи, помилуй!». Вот она, истинная Ольгина мудрость, вот движение к Святыне, к Таинству Причащения. Вот тайна сопребывания Всесвятого Бога в глиняном сосуде, в немощном теле и душе христианина.

Хайлиге, Ольга, святая – это та, которая старается каждую мысль, каждое слово, каждое действие полагать к стопам Иисуса Христа. Ибо Он источник освящения, Он вдыхает в нас Божественную благодать, Он дает нам силы и средства прославлять Его Святое Имя в течение дня добрыми делами, в вечерние часы – тайной детской молитвой, которая не прекращается даже тогда, когда мы отходим ко сну.

Хайлиге, Ольга, святая – это та, которая не видит и не знает за собою никаких истинно добрых дел, потому что левая ваша рука да не знает, что творит правая – предупреждает нас Господь, желая, чтобы наше доброделание не было отравлено тщеславием. И, действительно, добрыми делами не оправдается никакая плоть, утверждает апостол Павел. Мы не занимаемся самоценом; мы, в отличие от протестантов, не записываем в блокнотик никакого списка наших добрых дел, только грехи, как мы выяснили. Но забывая о том, что было вчера, простираясь вперед, мы стараемся умножать доброделание, потому что оно суть хворост, который подкладывается в сердечный огонь молитвы.

Наши Ольги празднуют обыкновенно именины в конце июля – в двадцать четвёртый день, когда лето входит в свой зенит, кода прогретая теплом земля дарит людям свои плоды. И я очень желаю, дорогие Ольги, чтобы вы сами были похожи на плодоносные дерева, обсыпанные душистыми и спелыми плодами и делились с нами своей мудростью, приобретенной в ваших жизненных трудах. Потому что чем больше вы раздадите нам сокровищ вашей души, тем богаче вы станете.